Наталья Горбенко
Опыт работы по теме «Беседа как средство развития связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 5 г. Курганинска
муниципального образования Курганинский район
Из опыта работы
Тема: «Беседа как средство развития связной речи».
Учитель – логопед:
Горбенко Н. Н.
2019 – 2020 уч. год
Публикация «Опыт работы по теме „Беседа как средство развития связной речи“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Важное место в речевом развитии детей принадлежит беседе. Беседа как метод обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор педагога с группой детей на определенную тему. В каждой беседе четко выделяются такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание.
В своей коррекционной работе с детьми старшей логопедической группы я провожу вопросно – ответные беседы при изучении лексических тем, беседы по предметной картинке, по картине с сюжетом, по содержанию литературного произведения.
Я определяю тему беседы, заранее тщательно продумываю вопросы, моделирую ожидаемые ответы и предполагаемые вопросы детей. Готовя беседу, я намечаю её этапы, т. е. выделяю существенные компоненты того понятия, которое буду анализировать с детьми.
Вначале беседы стараюсь вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления. Осуществляю это различным образом: с помощью вопроса – напоминания, загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения или показа картины, фотографии, предмета. Вначале беседы называю тему предстоящего разговора, обосновываю важность её, объясняю мотивы её выбора.
В процессе беседы высказывания детей 5 - 6 лет обычно неполны и фрагментарны. Я стараюсь последовательно задавать наводящие вопросы естественного характера, которые помогают детям излагать свои мысли последовательно и более распространенно. Уточняющими вопросами даю понять, что предмет беседы мне интересен, и я хочу услышать более подробно то, что хочет рассказать ребёнок.
В ходе беседы стимулирую активное участие детей в диалоге, иногда предлагаю свои варианты ответов, корректирую, уточняю высказывания детей. Возможно, кто-то считает, что проще давать ребёнку эталоны, образцы правильного вопроса или ответа. Считаю, что делая это прямолинейно («Вот слушай, как надо!», мы, с одной стороны подавляем собственное речевое творчество ребёнка, а с другой стороны фиксируем внимание ребёнка на его речевой некомпетентности.
Стараюсь, чтобы конец беседы был кратким по времени, подвожу детей к обобщению, выводу. Провожу эту часть беседы наиболее эмоционально, практически действенно: рассматриваем раздаточный материал или выполняем игровые упражнения.
Цель бесед – формирование умения давать полные ответы на вопросы, а одна из задач: уточнять, расширять, активизировать и закреплять словарь по лексической теме.
Так, например, при изучении темы «Детский сад» проводила вопросно – ответную беседу о нашей группе и о людях, которые здесь работают.
- Куда вы пришли? (Мы пришли в детский сад.)
- Где мы с вами находимся? (Мы находимся в группе.)
Уточняла названия помещений группы и их назначение (раздевалка, игровая комната, спальня, туалетная комната).
Составляли предложения по вопросам (с использованием фотографий) :
- Как зовут логопеда (воспитателя, помощника воспитателя?
- Что делает логопед (воспитатель, помощник воспитателя?
При изучении темы «Овощи» рассматривала с детьми картинку «Огород», проводила беседу по картинке.
- Что это за место? (Это огород.)
- Что растет в огороде? (В огороде растут овощи.)
- Какие овощи вы видите на грядках?
- Для чего нужны овощи?
- Какую пользу они приносят?
При изучении темы «Фрукты» проводила беседу по картинке «Фруктовый сад».
- Что это за место? (Это сад.)
- Что растет в саду? (В саду растут деревья, фрукты.)
- Какие фрукты растут в этом саду?
- Какие фрукты вы знаете ещё?
- Какую пользу приносят фрукты?
Также проводила вопросно-ответную беседу по этой теме.
- Где растут фрукты? (Фрукты растут в саду.)
- На чем растут фрукты? (Фрукты растут на деревьях.)
- Что можно приготовить из фруктов?
- Кто какие фрукты любит?
При формировании понятия «осень» рассматривала с детьми сюжетную картинку с изображением осени, беседовала :
- Какое это время года?
- Как вы догадались, что это осень?
- Какое сейчас время года?
- Почему вы так решили?
Рассматривала с детьми стимульные картинки признаков осени, предлагала послушать фразы, найти соответствующую картинку и ответить на вопрос полным предложением. Включала в беседу загадку, содержащую отрицание:
«А я вижу, что с дерева ветер сорвал листок не желтого и не оранжевого цвета. Догадайтесь, какого?» (Коричневого.)
По лексической теме «Дикие животные» проводила беседу по сюжетной картинке «В лесу» :
- Кто живет в лесу?
- Кто они все вместе?
- Почему этих животных называют дикими? (Потому что они живут в лесу, сами строят себе жилище и добывают пищу, боятся человека и могут напасть на него.)
Вижу, что вопросно-ответный характер общения побуждает детей воспроизводить не случайные, а наиболее значимые, существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать.
При обучении детей рассказыванию по картине использую беседу, как важное средство развития связной речи и учебно-наглядное пособие (Серию демонстрационных картин. Составитель и автор методических рекомендаций Н. В. Нищева)
При изучении темы «Домашние животные и их детеныши» проводила беседу по сюжетной картине «Кошка с котятами».
- Кого вы видите на картине? (Кошку с котятами.)
- Давайте расскажем о кошке. Какая она? (Большая, пушистая.)
- Правильно. У нее белая грудка и белые передние лапки. Какая у кошки мордочка? Какие у нее спина и хвост?
- Мордочка у кошки рыжая с белым, а спинка и хвост – рыжие.
- Посмотрите, какие у кошки острые ушки, зеленые глаза и длинные усы. А что делает кошка?
- Кошка лежит на полу рядом со своими котятами.
- Попробуйте повторить все, что мы рассказали о кошке: какая кошка; какие у грудка и передние лапки, мордочка, спина и хвост, ушки, глаза и усы; что делает кошка.
Изучая с детьми тему «Домашние птицы», проводила беседу по предметной картинке «Петушок». Задавала вопросы:
- Кто изображен на картине?
- Какой петушок? (Петушок большой, красивый, важный.)
- Чем покрыто тело петушка?
- Назовите части тела петушка? (отметить гребешок, бородку, шпоры)
- Чем питается? (Петушок клюёт траву, зерно, червячков.)
- Как поёт?
- Где живёт? (Петушок живёт в курятнике.)
- Какую пользу приносит? (Петушок будит по утрам, даёт перья и мясо.)
Беседуя с детьми по картине, имею прекрасную возможность продиагностировать их с целью определения уровня освоения разных разделов программы, а также закрепить такие программные требования, как умение отвечать, точно следуя вопроса, внимательно слушать других, дополнять, самому задавать вопросы.
Стараюсь быть чуткой к эмоциональному состоянию детей. Если вижу, что дети устали и интерес к беседе угасает, то диалог прекращаю, но при этом ободряю детей и выражаю надежду на дальнейшее продолжение разговора.
Вариантом беседы по содержанию литературного произведения считаю беседу по сказке К. Чуковского «Мойдодыр».
Читала детям отрывок из сказки. После чтения задавала детям вопросы:
- Почему все вещи убежали от мальчика?
- Почему он был чумазым?
- Как он стал чистым и аккуратным?
- Что он для этого сделал?
- Как к нему стали относиться окружающие?
Для проведения беседы, необходимым условием является правильное соотношение речевой активности педагога и детей. С детьми среднего возраста в основном беру ведущую роль на себя, с детьми постарше стараюсь активизировать каждого ребёнка, чтобы это был диалог нескольких собеседников, в котором, безусловно, ведущая роль принадлежит педагогу, но одновременно прослеживается и речевая самостоятельность детей.
В ходе бесед у детей развивается умение в овладении навыками составления простых распространенных предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке, картинно-графической схеме, формируются и совершенствуются навыки ведения диалога, умение самостоятельно задать вопрос. Беседа помогает овладеть навыками составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов.
Чем выше самостоятельность и речевая активность детей, чем непринужденнее их участие в беседе, тем выше уровень развития диалогической речи.
Проведение полноценной беседы, свободного, непринужденного диалога возможно не ранее конца второго, начала третьего года обучения детей, поступивших с ОНР (I или II уровнем речевого развития). Для детей с ОНР с III уровнем речевого развития эту работу можно начинать в конце первого, начале второго года обучения.
Литература:
1. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР. – М. : Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016
2. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе /О. С. Гомзяк. – М. : Издательство ГНОМ, 2013
3. Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Под ред. О. С. Ушаковой – М. : ТЦ Сфера, 2015