Приложение МААМ

Социализация личности ребёнка младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Ольга Бурдова
Социализация личности ребёнка младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы

Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить

М. Горький

Из опыта работы

Актуальность и новизна опыта

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у детей дошкольного возраста умений жить в сложном, быстро меняющемся мире, взаимодействовать с окружающими людьми, жить в социуме.

Публикация «Социализация личности ребёнка младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах

Важной педагогической задачей является отбор и анализ того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Обучение и воспитание детей осуществляется не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий, с постановки проблемных задач, в процессе решений которых способности формируются, а знания, умения и навыки усваиваются.

Для большинства ребят младшая группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.

Сюжетно-ролевая игра – это та игра, которая помогает воспитывать эти качества у детей. Сюжетно-ролевая игра теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и с личностью в целом. Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения — уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.

Ролевые действия так увлекают детей, что подчас воспринимаются ими как реальные поступки. Игра помогает ребенку преодолевать свою слабость, управлять собой, создает условия для упражнения в трудовых навыках, в навыках нравственного поведения.

В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера. При условии разумной организации игра — это школа жизни, школа труда и общения с людьми. Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

В свете всего выше сказанного тема развития сюжетно-ролевой игры не теряет своей актуальности и в наши дни, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: поздороваться с вошедшим, поблагодарить за что-то и т. д. Она имеет большое значение в социальной адаптации ребенка, развитие его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся договариваться друг с другом, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

Новизна опыта работы прослеживается в удачном сочетании известных методов и приемов организации и проведения сюжетно-ролевых игр и методов развития социализации личности ребенка-дошкольника.

Теоретическая обоснованность опыта

Советская теория сюжетно-ролевой игры складывалась под влиянием взглядов на игру выдающихся педагогов Н. К. Крупской и А. С. Макаренко.

Н. К. Крупская и А. С. Макаренко рассматривали игру как деятельность, в которой формируются качества личности будущего гражданина и деятеля: чувство коллективизма, активность, творчество, умение преодолевать трудности; развиваются физические и психические способности ребенка, необходимые для будущей трудовой деятельности. Поэтому, исходя из социальной сущности игры, они считали необходимым активно руководить детскими играми.

Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой.

Эти авторы признавали необходимость руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого. В современной педагогике предложено несколько технологий организации сюжетно-ролевых игр. Наиболее интересными представляются подходы к организации игры Н. Я. Михайленко, Н. Ф. Тарловской, Н. Н. Палашной, В. И. Турченко. Н. Ф. Тарловская, являясь автором педагогической технологии сюжетно-ролевых игр, изложенной в программе «Радуга», для детей третьего года жизни предлагает игры, способствующие облегчению адаптации детей к дошкольному учреждению.

Основная линия руководства играми в этом возрасте определяется Тарловской Н. Ф. как побуждение детей к постановке игровых целей. Для этого она предлагает вначале использовать игры, где игровые действия воспитателя, направленные на детей, затем игровые действия детей, направленные на воспитателя, потом на игрушки. Затем автор предлагает формировать у детей умение принимать на себя роли последовательно.

Среди авторов современных педагогических технологий также выделяются: Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова, Н. Ф. Тарловская, В. Я. Воронцова, С. И. Щербакова и т. д.

Для этих авторов характерна следующая позиция: игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут.

Многие педагоги с этой целью используют обучение игре на занятиях и в повседневной жизни. Преобладающим методом считается участие взрослого в игре. Группа педагогов-исследователей под руководством Новоселовой С. Л. разработала метод комплексного руководства игрой младших дошкольников (3-4 года). Н. Н. Палагина является автором педагогической технологии творческих игр младших дошкольников. Она предлагает моделировать на игрушках то, что происходит в окружающей ребенка жизни, придавать игрушкам, предметам несвойственные им качества.

Таким образом, проанализировав теоретические основы современной педагогики развития игры дошкольников, особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников, можно сделать следующие выводы:

во-первых, игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольников. Именно в процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них сформировываются основные понятия человеческих взаимоотношений;

во-вторых, сюжетно-ролевые игры, совместно с другими играми - играми с правилами – являются вершиной игровой детской деятельности. А подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной социальной роли являются все предыдущие формы игры;

в-третьих, проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль представляется более сложной педагогической проблемой на сегодняшнем этапе, решаемая в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью.

И, наконец, в-четвертых, освоение детьми младшего дошкольного возраста различных социальных ролей в сюжетно-ролевых играх во многом облегчает им адаптацию к новым условиям в начальном звене школы.

Система работы

Работая с детьми дошкольного возраста, я сделала вывод, что многие дети нуждаются в социальной адаптации. А так как игра является главным видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений у детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольников.

С большим интересом наблюдая за детской игрой, я сделала вывод: в любом возрасте сюжетно-ролевая игра для ребенка – это основной вид деятельности, форма организации жизни, средство разностороннего развития. В нашей группе малыши с разными характерами: разговорчивые и молчаливые, драчуны и тихони. Для большинства ребят группа детского сада – это первое детское общество, где они приобретают навыки коллективных отношений.

Поэтому я поставила перед собой ЦЕЛЬ: формирование у ребёнка межличностных отношений в процессе сюжетно-ролевой игры.

Играя с детьми, наблюдая за играми детей, я выяснила, как они проявляют себя в них. Это помогло мне наметить конкретные пути взаимодействия с каждым ребенком.

Я перед собой поставила следующие задачи:

- учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;

- формировать умение выстраивать последовательность событий, ориентируясь на партнеров-сверстников;

- учить регулировать и налаживать контакты в совместной игре;

- воспитывать навыки взаимопомощи и взаимовыручки в игре

Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляю в двух направлениях:

- создание необходимой игровой среды;

- непосредственное руководство играми детей.

С помощью родителей мы оборудовали игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать, варить и т. д. Играли и утром и после дневного сна. Важно было, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использую вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводится показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинаю играть с куклой, объединяю при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «умываю куклу», «кормлю куклу», «укладываю спать». Дети наблюдают за моими действиями. Продолжая играть, передаю куклу детям, словесно направляя дальнейший ход событий.

Для обогащения игр детей подбираю простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например: дочка захотела есть, мама сварила кашу, покормила дочку. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-матери», а дополнительные атрибуты и предметы заменители обогащают ее содержание.

Широко использую в своей работе игры-показы. Так, во время игры с куклой я говорю : «Нашей Маше хочется погулять, давайте поможем ей одеться». Во время одевания рассматриваем одежду куклы, называем ее. Затем я последовательно одеваю куклу. Дети наблюдают за моими действиями. Чтобы закрепить навыки, я предлагаю повторить мои действия. Вначале детям требовалась моя помощь, а сейчас они начинают самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом я обращаю внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает детям активней участвовать в игре. А в результате совместной игровой деятельности, дети учатся переносить игровые действия с одной игрушки на другую.

В рамках воспитательной работы уделяю большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетно-отобразительной игры детей с разными игрушками, намечаю мероприятия по развитию первых сюжетно-ролевых игр.

Однако для развития игр недостаточно хорошо оснастить группу игровым материалом. Необходимы разнообразные впечатления об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре.

В начале младшей группы большинство детей воспроизводят только предметные действия – манипулируют с игрушками. Моя задача направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью в младшей группе мы проводим наблюдения с детьми за работой няни, организовываем экскурсии и целевые прогулки, на которых обращаем внимание на трудовые действия повара, медсестры, дворника. Во время наблюдения обращаю внимание детей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед. Играя, дети уже не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот, кашу.

В первое время играли в одиночку и довольно однообразно. Я стараюсь помочь им сплотиться в единый коллектив. Сейчас дети учатся играть небольшими группами, учатся проявлять друг к другу доброжелательность, внимание, учатся уступать игрушки товарищам. Конфликтовать дети стали меньше.

Малыши с большим удовольствием принимают меня в игру, уступают мне главные роли.

Играя, дети общаются, учатся правильно вести себя в общественном месте. Ценным в игре является то, что можно создать сложные ситуации и пробудить у детишек желание помочь друг другу.

Очень важны время и место действия. Как и в обычной жизни, сначала все продумывается, обсуждается, а затем приводится в исполнение. Сценарий предлагаю я, но в процессе игры что-то изменяется.

В группе создаются условия, в которых каждый ребенок мог бы проявлять свои эмоции, чувства, желания, причем, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную роль могут оказать театральные игры. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театр связан со сказкой, и во многом благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

Для того чтобы сюжетно ролевая игра развивалась, необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью используются дидактические игры (Приложение1). В них содержится комплекс разнообразной деятельности ребенка: мысли, чувства, переживания, поиски активных способов решения игровой задачи. С помощью таких игр дети учатся сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы…

Дидактические игры – явление сложное, но в них прослеживаются основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и как игровую деятельность одновременно. Особенно значима роль дидактической игры в обогащении словаря детей и является одним из важных средств работы над речью. Поэтому передо мной, как непосредственным руководителем игрой, стоит задача не только знакомить детей с новыми словами, но и добиваться их употребления в связной речи. Дидактическая игра необходима, так как она создает положительный эмоциональный фон. Именно в ней формируются необходимые детям социальные навыки, она делает жизнь ребенка увлекательной, соответствующей его потребностям.

Я вижу, что дидактические игры нравятся нашим детям, т. к. они просты в организации, не требуют больших затрат и дополнительных предметов, ими можно заняться в любую минутку. Каждая дидактическая игра – это общение ребенка со взрослым, со сверстником.

Я очень люблю играть вместе с детьми. Главное в игре – сохранить непосредственность игры, сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и чтобы навыки, полученные в дидактических, театральных и сюжетно-ролевых играх, дети смогли применить в повседневной жизни

Положительных результатов в развитии детей через игру, можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащая их знаниями об особенностях игровой деятельности малыша. Для того, чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями, я провела анкетирование в младшей группе. Проводя анкетирование родителей, получила следующие результаты: все родители считают, что играть с детьми нужно, но играть с ребенком умеют не все опрошенные. Родители считают, что организовывать игру нужно, но умеют организовать игру менее 20%. Анкетирование показало, что родители мало знают игр дошкольного возраста (менее 40%, особенно это касается сюжетно-ролевых игр, в основном называют: пазлы, прятки, догонялки, футбол, дочки-матери, и не умеют их организовать.

Анализ ответов помог выяснить ряд вопросов, по которым нужно дать разъяснения родителям, наметить план работы. Приготовила ряд консультаций: «Игра и игрушка в жизни ребенка», «О чем говорят любимые игрушки вашего ребенка», «С кем играет ваш ребенок» и др.. Вся эта работа способствует развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей. Они правильно воспринимают все рекомендации, что очень помогает мне в работе.

Диагностика родителей воспитанников

Результативность, распространение собственного опыта работы

В результате проведенной работы 10% детей показывают высокий уровень развития коммуникативности, охотно вступают в игру, выбирают для себя главные роли положительных героев, вовлекают в игру и малоактивных. Проведение системной работы с организацией и проведением сюжетно-ролевых игр детский коллектив становится дружнее, дети – более общительными. Стоит отметить, что в игру включаются все, инициативу проявляют и малоактивные дети. Активизирующее вмешательство взрослого толкает детей к новым решениям возникающих в деятельности задач. Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствует налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети меньше конфликтуют друг с другом, участвуют в решении общих проблем. Их объединяет общая идея создать интересную игру, эмоциональный подъем, связанный с ощущением причастности к тому, чего невозможно достичь в индивидуальной деятельности.

С целью распространения опыта работы по данной теме выступила на педсовете, подготовила и провела консультацию для педагогов «Социализация детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно ролевой игры», составила перспективный план сюжетно-ролевых игр, технологические карты сюжетно-ролевых игр, картотеку по сюжетно-ролевым играм для младших дошкольников. На родительском собрании в группе «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни младших дошкольников» обобщила свой опыт работы с малышами. Представила опыт работы на районном Фестивале педагогического мастерства – 2015 .

Заключение

Таким образом, игра упорядочивает поведение ребёнка, его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельность действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Сюжетно-ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности. Дети способны находить выход из любого положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Фотоотчёт о проведении сюжетно-ролевой игры «Больница» с детьми младшего дошкольного возраста.Фотоотчёт о проведении сюжетно-ролевой игры «Больница» с детьми младшего дошкольного возраста. Цель: Создать условия для формирования знаний о работе врача; Задачи: -подвести ребёнка к выполнению игровых действий по показу, по образцу,.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Задачи: 1. Развивать.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница»План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница» Тема: «Больница» Возраст: старшая группа. Программное содержание: Образовательная: расширить знания детей об общественной жизни, о профессии,.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Социализация личности дошкольников в продуктивной (конструктивной) деятельности Творческие способности ребёнка определяются как способности к созданию оригинального продукта, в процессе работы над которым усвоенные знания,.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития ребёнка. Консультация В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация личности ребёнка младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Опубликовано: 4 февраля 2020 в 18:54
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социализация личности ребёнка младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бурдова (УИ 1310304) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД