Шастина Мария Григорьевна
Из опыта работы школьного логопеда «Организация логопедической службы на школьном логопункте»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы школьного логопеда
Тема: "Организация логопедической службы на школьном логопункте".
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах - в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы, а в наиболее тяжелых случаях даже возникает вопрос о невозможности его обучения в массовой школе. При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учениками овладевать школьными знаниями. В результате работы с детьми в логопункте, я пришла к выводу, о необходимости тесной и систематической взаимосвязи с родителями и учителями для достижения стойкого конечного результата в логопедической работе с младшими школьниками. К сожалению, эта сторона работы мало используется практикующим логопедами в силу тех или иных причин. Как формируется такая организация работы!
Публикация «Из опыта работы школьного логопеда „Организация логопедической службы на школьном логопункте“» размещена в разделах
Учитывая то, что эффективность логопедической работы зависит от комплексного воздействия на ребенка с речевыми нарушениями, я хочу обратить внимание на наиболее действенные пути реализации данного вопроса. В литературе есть указания, связанные с этой проблемой, - необходимость взаимосвязи логопедической работы с родителями и учителями, но нет конкретных решений, отсутствуют конкретные методы и приемы.
Необходимость постановки этой проблемы упирается в вопрос: "Как избежать школьной неуспеваемости младших школьников, имеющих речевую патологию?"
Вопрос очень наболевший, так как без эффективной и своевременной логопедической помощи, именно эти дети дают основной % школьной неуспеваемости. Как избежать этого и добиться стойкого конечного результата в логопедической работе?
Хочу поделиться своим практическим опытом и выделить следующие направления в логопедической работе для достижения этой цели:
1. своевременное выявление детей с речевыми нарушениями (в сентябре для учащихся 1 классов);
2. точная диагностика речевой патологии;
3. совместная работа логопеда с учителями и родителями.
С учетом первого направления первичное собеседование - обследование всех первоклассников начинается в мае месяце, а также беседа с родителями будущих первоклассников на общешкольном родительском собрании, где логопед привлекает внимание родителей к особенностям физического и психического развития детей, к речевым возможностям и готовности к обучению в школе. Выявленные дети с речевыми нарушениями получают консультации и консультативные занятия на летний период.
Более подробное обследование логопед проводит в сентябре (с 1 по 15) в присутствии родителей (обязательно с амбулаторными картами из поликлиники). Наличие амбулаторных карт и присутствие родителей преследует следующие цели:
1. выявление подробного анамнеза, что необходимо для более четкой диагностики;
2. демонстрация родителям речевых возможностей детей;
3. необходимость логопедической помощи данному ребенку;
4. убеждение в необходимости, если есть показания, лечения у детского психиатра, ортодонта, невропатолога, окулиста.
В начале учебного года провожу беседы на классных родительских собраниях с целью пропаганды логопедических знаний и профилактике речевых расстройств. Например по темам: "Виды речевых нарушений и их причины", "Профилактика нарушения письма и чтения", "Причины заикания, первая помощь при заикании" и т. д.
Параллельно, на совещании учителей освещаются результаты обследования детей, анализируется каждый ребенок, его диагноз и речевые возможности. Учителю предлагаются варианты психологической помощи данному ребенку, с целью адаптации к учебному процессу и пути реализации его речевого потенциала. Убеждаю педагогов в необходимости осуществления контроля за посещением логопедических занятий детьми (каждому педагогу объявляется график посещения логопедических занятий детьми данного класса).
С 16 сентября родители имеют возможность посещать логопедические занятия, хорошо наблюдая своих детей в процессе работы, знакомятся с содержанием логопедической работы и убеждаются в ее необходимости. В конце октября в логопункте проводится родительское собрание по итогам речевого обследования: знакомлю родителей с речевыми диагнозами, объясняю причины речевых нарушений и необходимость активного участия родителей в логопедических занятиях, освещаю цели и задачи логопедической работы. С октября месяца родителям предлагаются индивидуальные и фронтальные консультации по следующим темам: 1."Нарушения письма и чтения у младших школьников, их причины и предупреждение", "Практические рекомендации. "", "Психологический климат в семье". и т. д.
Подробно объясняю родителям из каких моментов складывается процесс письма и чтения, какие анализаторы участвуют в этих процессах (слуховой, зрительный, рече-двигательный) и как важно развивать эти анализаторы для нормализации письма и чтения. На этих консультациях большое внимание уделяю режиму сна и питания, с целью активизации памяти, логического мышления, внимания, нормализации поведения, что составляет основу любого обучения. Предлагаю детям вести дневники учета режима сна, контролирую эти наблюдения. Так постепенно родители вовлекаются в процесс комплексного воздействия, принимают в нем самое активное участие и все больше убеждаются в необходимости логопедической помощи для своих детей.
Работа с учителями продолжается в течение всего учебного года: выступления на педсоветах и совещаниях, индивидуальные консультации о выяснении дисграфических ошибок и их отличия от грамматических; беседы о профилактике нарушений письма и чтения; анализ ошибок в индивидуальных творческих работах учеников, конкретные, целевые, фронтальные консультации на следующие темы: "Развитие фонематического восприятия у младших школьников". Практические рекомендации.
Профилактика дисграфии.
"Развитие зрительного восприятия у младших школьников"
Практические рекомендации.
Профилактика дислексии.
"Заикающийся ребенок в школе"
Практические рекомендации для индивидуального подхода к заикающимся ученикам.
Консультации подкрепляются показом логопедических занятий, где педагоги, имеют возможность увидеть своих детей в процессе логопедического воздействия, я также посещаю их уроки, где наблюдаю, как мои логопаты реализуют на уроках полученные логопедические знания (использование навыков звуко-буквенного анализа, закрепление правильного звукопроизношения, умение владеть свободной от заикания речью, навыками развития связной речи и т. д.). Совместно с учителями провожу анализ диктантов за каждую четверть, с целью выявления дисграфических ошибок и их отличия от грамматических. В логопункте также провожу контрольные диктанты после каждой темы и вкладываю их в речевую карту, все это дает возможность отслеживать наличие положительной динамики. Ведется анализ техники чтения каждого ученика в конце четверти, результаты представляются на стенде наблюдений и информации для учителей и родителей.
В конце учебного года проводится родительское собрание на тему: "Результаты логопедической работы с детьми" Подробно объясняю родителям, с кем логопедическая работа закончена, а кто из учеников нуждается в продолжении логопедической работы и почему. Предлагаю практические рекомендации на летний период для закрепления достигнутых результатов. При необходимости приглашаю на итоговое родительское собрание детского психиатра, который проводит анализ медикоментозного лечения, его достаточности или необходимости продолжения.
По результатам логопедической работы проводится совместный анализ с учителями каждого ребенка, особое внимание обращается на итоги школьной успеваемости по русскому языку и чтению на конец учебного года. По этим данным составляю анализ логопедической работы с учащимися по итогам школьной успеваемости на конец учебного года, где освещается оценка за годовой контрольный диктант, прилагаются результаты техники чтения на начало и конец учебного года, выясняется итоговая успеваемость.
Также в этом анализе учитываются учащиеся, которые по разным причинам отказались от логопедической помощи.
Все учащиеся с положительными результатами логопедической работы находятся под контролем в течение шести месяцев с целью профилактики рецидивов. Этот контроль провожу путем отслеживания письменных работ (диктантов, технике чтения и бесед с учителями, которые высказывают свои наблюдения.
Все вышеперечисленное помогает мне правильно организовывать логопедическую службу в школьном логопункте и добиться положительных результатов в работе с детьми.