Елена
Опыт работы «Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями интеллекта с помощью нетрадиционных техник»
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями интеллекта с использованием нетрадиционных техник в художественно-творческой деятельности детей"
Работая много лет с детьми с тяжелыми нарушениями интеллекта, я столкнулась с множеством проблем в развитии их сенсорной сферы.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Общеизвестно, что у таких детей интерес к окружающему миру появляется лишь к концу дошкольного возраста. Восприятие предметов у них замедленно, фрагментарно, имеет малый объем и низкий уровень развития избирательности и дифференцированности. Такое своеобразное восприятие существенным образом задерживает процесс овладения ребенком предметными действиями. У многих детей к 5–6 годам предметная деятельность оказывается несформированной или достигает низкого уровня. Только часть детей может выполнить элементарные действия, направленные на обследование предмета: рассматривание, ощупывание, сравнение.
Это связано с недоразвитием мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения пальцев рук у детей неуклюжи, нескоординированы, их точность и темп нарушены.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие функции, как восприятие, внимание, память, мышление, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни ребенок должен овладеть различными бытовыми навыками, которые формируют его самостоятельность.
Познание окружающего мира ребенком начинается с “живого созерцания”, с сенсорных процессов – ощущения, восприятия, представления. Чем лучше сформирована мелкая моторика, тем большее представление о предмете получает ребенок.
Поэтому я уделяю должное внимание дидактическим играм, упражнениям, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук:
– всевозможные шнуровки;
– различные застежки;
– игрушки вкладыши;
– игры с мозаикой;
– игры с мелкими и крупными предметами: бусинами, пуговицами, камушками, зернами;
– игры с прищепками.
Но, отдельно взятые дидактические игры, мало приносят радости детям. Часто ребенок отказывается выполнять те задания, которые у него не получаются или отдает предпочтение к определенным видам задания.
В связи с этим я обратила внимание, как дети относятся к различным видам изобразительного творчества: рисованию, аппликации, лепке. Данная деятельность вызывала у детей положительные эмоции, интерес. Но у большинства детей с тяжелыми нарушениями развития технические навыки слабо развиты : они не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования, аппликации.
Все это не способствовало развитию и мелкой моторики, и восприятия, и эмоциональной сферы.
Одной из эффективных форм развития сенсомоторики у детей я считаю занятия по продуктивным видам деятельности с применением нетрадиционных материалов и техник.
Во время работы дети получают необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Им интересно рисовать пальчиками, ладонью, кулачками, различным бросовым материалом. Ведь это все для детей необычно, а главное – доступно.
Свою работу я начала с выявления у детей зоны актуального развития. Результат обследования явился определяющим при формировании подгрупп. Таким образом, группа детей была разделена на две подгруппы. Первая подгруппа – это дети, которые проявляли желание и интерес к работе и частично владели навыками и умениям в рисовании, аппликации. Вторая подгруппа – это дети, которые не проявляли интереса и желания работать, не владели никакими техническими и художественными навыками и умениями.
Основные виды деятельности, которые я использую на занятиях с детьми, это:
– нетрадиционные техники рисования;
– аппликация в нетрадиционной форме с использованием лепки;
– бумажная пластика.
Занятия с детьми второй подгруппы я провожу индивидуально, в основном в форме “рука в руке”. Дети первой подгруппы стараются выполнять задания по показу с небольшой моей помощью.
Занятия проводятся как за столом, так и в свободном пространстве групповой комнаты, сидя на стульчиках в кругу или стоя.
Каждое занятие, независимо от подгруппы детей я начинаю с пальчиковой гимнастики. Вернее с пальчиковой игры. Это и обычная разминка для рук: сжимание в кулачки, удержание пальцев рук в определенной позе, растирания пальчиков. Пальчики могут “поскакать”, “пошагать”, “согнуться”, “поиграть” с палочками, спичками, коробочками, зубной щеткой, ниткой, губкой, бусинкой и т. д. Также использую и разучиваемые комплексы упражнений. Слушая потешку, дети первой подгруппы пытаются воспроизводить соответствующие движения. При повторении потешки дети побуждаются к договариванию слов стишка, затем дети заучивают потешку наизусть и в дальнейшем говорят ее, сопровождая движениями пальцев рук.
В связи с тем, что дети быстро утомляются, часто отвлекаются, вношу в занятие много игровых моментов, связанных с любимыми игрушками, новыми куклами, озвучиваю их, меняю интонации.
Вследствие этого, занятие представляет собой игру, которая состоит из трех частей:
– пальчиковые игры;
– дидактические игры и упражнения;
– изобразительное творчество.
Основные усилия на первоначальном этапе обучения детей направлены на развитие эмоционального интереса к деятельности, к материалам и орудиям, с которыми детям предстоит в дальнейшем работать. Дети только наблюдают за моими действиями и радуются, полученным результатам.
Далее я обучаю детей действиям с этими материалами. В это же время начинаю знакомить их со свойствами и качествами материалов, с цветом и формами.
Например, работая с бумагой, я объясняю детям, что она бывает мягкая, плотная, гладкая, шероховатая; бумага рвется, мнется, разрезается, по-разному шуршит. При работе с краской, объясняю, для чего необходима вода; дети пробуют наносить краски на лист, на пальцы, на ладошки; пользуются кистью, штампами, губкой, ватными палочками; смешивают краски разных цветов.
И только после этого мы приступаем к тематическим работам, где отрабатывается каждый навык и умение. Одним детям я активно помогаю, т. е. практически делаю работу за него его руками. Другие дети способны выполнить по образцу, после тщательного объяснения и показа.
На протяжении всех занятий я стараюсь обращать внимание на сенсорные характеристики материалов, орудий, а также стимулировать детей отвечать на вопросы об изображаемых объектах.
В конце занятия обязательно провожу просмотр всех работ и обсуждение. Ребята пытаются найти свою работу, объяснить, что получилось. Я же в свою очередь пытаюсь увидеть в каждой работе что-то интересное, неповторимое, отличающее ее от всех других и обратить на это внимание всех детей.
Например: “На этой картинке снег идет медленно, снежинки пушистые, тихо ложатся на землю, а на этой картинке – вьюга, снежинки налетают друг на друга, пытаются сцепиться в хоровод…. (работа по бумажной пластике “Снег идет”).
Подводя итог, могу сказать, что систематическая и целенаправленная работа по ИЗО-деятельности с использованием нетрадиционных техник изображения дает положительные результаты:
1. У детей наблюдается согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для дальнейшей практической деятельности.
2. Часть детей способны различать цвет, форму, величину предметов, называть их свойства и качества.
3. Такие занятия дисциплинируют детей, воспитывают усидчивость, внимательность, благотворно влияют на эмоциональный настрой.