Нина Терентьева
Из опыта работы воспитателя МБДОУ ДС
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
Публикация «Из опыта работы воспитателя МБДОУ ДС» размещена в разделах
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. А начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
В связи этим я поставила перед собой следующую цель:
-воспитание гуманного отношения к природе.
Задачи:
• формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие).
• развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание развивающей среды по экологии, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвую в природоохранной деятельности. (Приложение №1). Здесь имеется демонстрационный материал по живой и неживой природе, паспорта на комнатные растения, календарь природы, красная книга, глобус, энциклопедии, художественная литература, раскраски, предметные картины, иллюстрации по сезону, дидактические игры: домино, лото, ребусы и головоломки и многое другое.
Рядом с природным уголком расположен уголок экспериментирования. В небольшом шкафу находятся: приборы-помощники (увеличительные стекла, песочные часы, магниты, микроскоп, разные баночки с семенами, землей, песком, гравием, камни, мерные стаканчики, воронки; проволоки, кусочки ткани, бумага и картон, краски, гуашь и медицинские материалы, которые помогают мне проводить с детьми интересные опыты. (Приложение№2).
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность.
В нашем детском саду я провожу большую работу по экологическому воспитанию дошкольников. На территории детского сада имеется экологическая тропа (Приложение№3) с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая экологическую тропинку, я старалась использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: мята, душица, зверобой, тысячелистник, ромашка и обитающие на нё м разные насекомые: бабочки, божьи коровки, пчелы, осы, шмели и гусеницы. Очень радует глаз цветущие растения однолетних и многолетних цветов на клумбах. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, пропаливают и опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, я наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров, и рассказываю о правилах поведения на прогулке, на отдыхе. Дети эти правила легко запоминают и стараются их всегда соблюдать. Если дети во время прогулок заметили сорванный цветок и сломанную ветку сразу предлагают свои варианты помощи и сколько радости и восторга у детей бывает, когда они видят, что веточка прижилась - появились почки. (Приложение№4).
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы посещаем разные точки экологической тропинки, а иногда даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне, то ограничимся только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, рассматривания, сравнения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке мы с нашими детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и потом свои впечатления об увиденном выражаем во время сюжетных и театральных игр, рисуем и лепим.
Также для экологического воспитания детей широко используются прогулки. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры- эксперименты с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр-экспериментов на участке имеется необходимое оборудование: ящик с песком, совочки, формочки, печатки и др. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использую разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт?», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «С какого дерева листок?», «С какого дерева плод?». Загадываю загадки о растительном и животном мире (по звукам, по следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение с помощью ветра. Через эти игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Экскурсии и целевые прогулки — один из основных видов деятельности и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На этих прогулках я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в уголке лесного массива, на цветочной поляне, на огороде, у клумбы с лекарственными растениями, у клумбы многолетними цветами, мы с дети собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. (Приложение№5).
Всегда во время прогулок и наблюдений я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.
В нашем детском саду ежегодно проводятся конкурсы детских рисунков и поделок: (Приложение№6) «Времена года», «Эти смешные овощи», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Ожившие листья», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок», «Лучшая поделка из природного материала», Самая оригинальная елочка», «Мой мир на асфальте». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовлении поделок.
Зимой у нас проходит акция: «Берегите птиц зимой». (Приложение№7) Дети и родители в этой акции принимают активное участие: изготавливают разные кормушки, приносят корм для птиц. Развесив эти кормушки на нашем участке, а также в птичьей столовой мы заботимся о зимующих птицах, помогаем им пережить суровые холодные дни зимы. Весной прикрепляем скворечники в лесном массиве. Дети очень радуются, когда видят новых жильцов в скворечниках и с удовольствием наблюдают за ними. Если весной, летом, осенью мы можем любоваться красотой природы, то зимой наслаждаемся сказочной неповторимой красотой зимней природы и участки ежегодно оформляем вместе с родителями, создаваем уют для прогулки наших детей. Горки и другие постройки украшаем цветными орнаментами, придумываем название нашим зимним участкам, например: «Апельсиновый рай» или «Городецкий двор». На таких участках наши дети гуляют от души.
Одна из форм экологического воспитания (Приложение№7) являются праздники и развлечения: «День Земли», «Праздник русской березки», «Грачиная каша», «Весна-красна». Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).
Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе». Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы- не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.
Ещё одна моя форма работы с семьёй — педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы я знакомлю детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?
Такую форму работы, как консультации, например: «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Вместе с детьми готовим небольшие сценки для родителей, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседую с родителями, даю конкретные советы, рекомендую детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, придумать свои сказки и рассказы о природе, смотреть познавательные телевизионные передачи и т. д.
Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
• сформированы начала экологической культуры у детей;
• сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
• дети учатся практическим действиям по охране природы;
• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!