Приложение МААМ

Из опыта работы «Роль сказки в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Лариса Турченко
Из опыта работы «Роль сказки в речевом развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Воспитывать и развивать только по

сказкам невозможно, поскольку каждый ребёнок

неповторимо индивидуален;

воспитывать и развивать без сказок неразумно – никто не в силах превзойти мудрость народов, мудрость тысячелетий;

Публикация «Из опыта работы „Роль сказки в речевом развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

воспитывать и развивать с помощью сказок, с опорой на сказку, с учётом мирового опыта- значит не повторять типичных и подчас опасных ошибок, значит экономить время и силы»

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни.

Ребёнок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем всё более усложняются и преобразуются. В период дошкольного детства (от 3 до 7 лет) он получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях.

Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в сказках.

Важными источниками развития коммуникативных навыков и речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения. Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка». Поэтому в качестве средства для развития речи дошкольников мною были использованы русские сказки.

ФГОС ДО в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму в разделе 2.6.«Содержание Программы» речевое развитие выделено как структурная единица (образовательная область и включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение актив-ного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

На современном этапе развития системы дошкольного образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных и речевых навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими, как важного фактора успешной социализации дошкольников.

Данная проблема определила цель углубленной работы : развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности с использованием сказок.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- создать необходимые условия для развития речи детей в процессе театрализованной деятельности с использованием сказок;

- формировать устойчивый интерес к слушанью сказок и их инсценировкам;

- способствовать развитию речи детей, используя театрализованные, речевые, логоритмические игры и упражнения;

- развивать творческие способности детей в театрализованной и речевой деятельности;

- осуществлять взаимодействие с родителями по данной теме с целью развития речевой и творческой активности детей.

Изучив научно-методическую литературу и опыт коллег по данной проблеме я строила свою работу в данном направлении с опорой на театрально - игровую деятельность.

В 2019-2020 уч году релизовался проект «Развиваем речь, играя», целью которорого являлось развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности с использованием сказок.

Работа в кружке осуществлялась с учё том интеграции образовательных областей в рамках ФГОС ДО:

- обучать искусству общения в различных формах и ситуациях (сказочных и реальных);

- работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развивать грамматический строй, связную, выразительную речь;

- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;

- развивать у детей мышление, воображение, память, эмоциональную отзывчивость;

- воспитывать умение анализировать поведение сказочных героев, соотносить события, развивающиеся в сказке с реальностью, отличать сказочные ситуации от реальных. ;

Для реализации программы мною была создана развивающая среда группы с учётом требований ФГОС ДО (3.3. Требования к развивающей среде) Она содержательно – насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна

Приступая к работе по данной теме я следовала определё нным требованиям:

- педагогу необходимо стремиться к максимальной естественности и раскованности в общении и движениях, как своих, так и детей;

- речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной;

- при рассказывании, чтении, в театрализованных играх и упражнениях педагог должен быть примером в использовании уместных средств выразительности;

- педагог должен слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;

- необходимо пользоваться голосом нормальной высоты и силы, как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.

Реализация программы осуществлялась по трё м основным направлениям:

-ознакомление со сказками (рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, знакомство с художниками –иллюстраторами, слушанье сказок в аудиозаписи, просмотр сказок – мультфильмов, коллективное рассказывание и обыгрывание сказок, обсуждение поведения героев, проекция на реальность, продуктивная деятельность по прочитанным произведениям)

- сказкотерапия (занятия-тренинги на примере сказок и сказочных героев – пантомимические этюды, психогимнастика) ;

- театрализация, проигрывание эпизодов сказок (логоритмические игры и упражнения, упражнения на ритмитизацию, пантомимические этюды)

Работу со сказками часто сопровождаем показом слайдов. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Очень любят играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении.

Играя в сказку с детьми используем различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью театра на ладошке. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок.

Работая на группе «Одуванчик» основным воспитателем у меня была заведена такая традиция - включать сюжеты сказок в различные режимные моменты: умываемся, одеваемся, засыпаем, просыпаемся вместе со сказкой. Динамические паузы, упражнения на релаксацию подбирались с учётом сказочного материала в рамках комплексно-тематического планирования.

Дети очень активно включаются в игры-задания «Интервью», которые способствуют общению. А кто берёт интервью, кто его даёт, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказок; игры-задания «Вопрос-ответ»; для того чтобы научить детей рассуждать, нередко используем игру «Хорошо-плохо»; а постановка проблемных вопросов - «А если бы зайка поступил так…», «А если бы лиса пригласила…»- позволяет поставить ребёнка в позицию творца и фантазёра.

Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Это позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования.

Для определения результативности моей углубленной работы я использовала мониторинг развития детей в речевой деятельности. Проводила итоговую НОД, сравнительный анализ речевого развития в разные периоды. Итоговый мониторинг уровня качества речевого развития детей показал высокий уровень.

Вывод:

Основной вывод данной работы состоит в том, чтосказка – незаменимый инструмент формирования речи и личность в целом. То, что ребёнок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого в последствие будет строиться его речь и фантазия.

Анализируя результаты работы, можно сделать вывод о том, что восприятие сказки является особым, интегративным видом деятельности, который способствует решению большинства образовательных задач и повышению качества освоения Программы в рамках ФГОС ДО.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.

Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста» Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста». Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Роль сказки в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 апреля 2020 в 14:20
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Роль сказки в речевом развитии детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Турченко (УИ 210927) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД