Лариса Турченко
Из опыта работы «Роль сказки в речевом развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитывать и развивать только по
сказкам невозможно, поскольку каждый ребёнок
неповторимо индивидуален;
воспитывать и развивать без сказок неразумно – никто не в силах превзойти мудрость народов, мудрость тысячелетий;
Публикация «Из опыта работы „Роль сказки в речевом развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
воспитывать и развивать с помощью сказок, с опорой на сказку, с учётом мирового опыта- значит не повторять типичных и подчас опасных ошибок, значит экономить время и силы»
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни.
Ребёнок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем всё более усложняются и преобразуются. В период дошкольного детства (от 3 до 7 лет) он получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях.
Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в сказках.
Важными источниками развития коммуникативных навыков и речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения. Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка». Поэтому в качестве средства для развития речи дошкольников мною были использованы русские сказки.
ФГОС ДО в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму в разделе 2.6.«Содержание Программы» речевое развитие выделено как структурная единица (образовательная область и включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение актив-ного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
На современном этапе развития системы дошкольного образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных и речевых навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими, как важного фактора успешной социализации дошкольников.
Данная проблема определила цель углубленной работы : развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности с использованием сказок.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- создать необходимые условия для развития речи детей в процессе театрализованной деятельности с использованием сказок;
- формировать устойчивый интерес к слушанью сказок и их инсценировкам;
- способствовать развитию речи детей, используя театрализованные, речевые, логоритмические игры и упражнения;
- развивать творческие способности детей в театрализованной и речевой деятельности;
- осуществлять взаимодействие с родителями по данной теме с целью развития речевой и творческой активности детей.
Изучив научно-методическую литературу и опыт коллег по данной проблеме я строила свою работу в данном направлении с опорой на театрально - игровую деятельность.
В 2019-2020 уч году релизовался проект «Развиваем речь, играя», целью которорого являлось развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности с использованием сказок.
Работа в кружке осуществлялась с учё том интеграции образовательных областей в рамках ФГОС ДО:
- обучать искусству общения в различных формах и ситуациях (сказочных и реальных);
- работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развивать грамматический строй, связную, выразительную речь;
- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;
- развивать у детей мышление, воображение, память, эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать умение анализировать поведение сказочных героев, соотносить события, развивающиеся в сказке с реальностью, отличать сказочные ситуации от реальных. ;
Для реализации программы мною была создана развивающая среда группы с учётом требований ФГОС ДО (3.3. Требования к развивающей среде) Она содержательно – насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна
Приступая к работе по данной теме я следовала определё нным требованиям:
- педагогу необходимо стремиться к максимальной естественности и раскованности в общении и движениях, как своих, так и детей;
- речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной;
- при рассказывании, чтении, в театрализованных играх и упражнениях педагог должен быть примером в использовании уместных средств выразительности;
- педагог должен слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;
- необходимо пользоваться голосом нормальной высоты и силы, как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.
Реализация программы осуществлялась по трё м основным направлениям:
-ознакомление со сказками (рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, знакомство с художниками –иллюстраторами, слушанье сказок в аудиозаписи, просмотр сказок – мультфильмов, коллективное рассказывание и обыгрывание сказок, обсуждение поведения героев, проекция на реальность, продуктивная деятельность по прочитанным произведениям)
- сказкотерапия (занятия-тренинги на примере сказок и сказочных героев – пантомимические этюды, психогимнастика) ;
- театрализация, проигрывание эпизодов сказок (логоритмические игры и упражнения, упражнения на ритмитизацию, пантомимические этюды)
Работу со сказками часто сопровождаем показом слайдов. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Очень любят играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении.
Играя в сказку с детьми используем различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью театра на ладошке. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок.
Работая на группе «Одуванчик» основным воспитателем у меня была заведена такая традиция - включать сюжеты сказок в различные режимные моменты: умываемся, одеваемся, засыпаем, просыпаемся вместе со сказкой. Динамические паузы, упражнения на релаксацию подбирались с учётом сказочного материала в рамках комплексно-тематического планирования.
Дети очень активно включаются в игры-задания «Интервью», которые способствуют общению. А кто берёт интервью, кто его даёт, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказок; игры-задания «Вопрос-ответ»; для того чтобы научить детей рассуждать, нередко используем игру «Хорошо-плохо»; а постановка проблемных вопросов - «А если бы зайка поступил так…», «А если бы лиса пригласила…»- позволяет поставить ребёнка в позицию творца и фантазёра.
Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Это позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования.
Для определения результативности моей углубленной работы я использовала мониторинг развития детей в речевой деятельности. Проводила итоговую НОД, сравнительный анализ речевого развития в разные периоды. Итоговый мониторинг уровня качества речевого развития детей показал высокий уровень.
Вывод:
Основной вывод данной работы состоит в том, чтосказка – незаменимый инструмент формирования речи и личность в целом. То, что ребёнок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого в последствие будет строиться его речь и фантазия.
Анализируя результаты работы, можно сделать вывод о том, что восприятие сказки является особым, интегративным видом деятельности, который способствует решению большинства образовательных задач и повышению качества освоения Программы в рамках ФГОС ДО.