Татьяна Стульникова
Из опыта работы «Развитие навыков социально-бытовой адаптации детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-бытовая адаптация воспитанников является одним из основных направлений воспитательной работы школы - интерната. Это один из механизмов, позволяющих ребёнку активно включаться в различные структурные элементы среды, т. е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дети с множественными нарушениями психофизического развития наделены особыми способностями, имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. Многие из них затрудняются самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.
Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с недостатками интеллектуального развития, проблема их подготовки к самостоятельной жизни и труду.
Современный педагог О. А. Казанский в своей книге «Педагогика как любовь» говорит, что «Учение – это ступеньки к счастью, их нельзя перепрыгнуть, но по ним надо идти».
Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда – вниз. И надо сделать все для того, что наши воспитанники шли по лестнице успеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен. Чтобы человек чему-то научился в жизни, необходим определенный опыт. Поэтому перед нашими ребятами, для успешной интеграции в социум, нужно ставить такие жизненные ситуации, с которыми придётся столкнуться и принимать решение.
Школа-интернат для наших детей является основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.
Деятельность наших воспитанников проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в поведении в школе, интернате, общественных местах, а также в умении применить социально-бытовые навыки и навыки самообслуживания.
По наблюдениям и по результатам диагностики «Уровня сформированности социально-бытовых навыков» я сделала вывод что:
1. Социально-бытовые навыки в группе девочек 1-8 классов формируются у Лизы С., Маши Г., Карины К. Дети нуждаются в значительной помощи взрослого, реализация навыка сопровождается пошаговой инструкцией. Этим детям я стараюсь уделять особое внимание, чтобы сформировать у них простейшие навыки самообслуживания : научить их самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться, причесываться, заправлять постель, ухаживать за своим телом. Для отработки того или иного умения провожу короткие занятия: «Чистые ладошки», «Носики-курносики», «Сама оденусь на прогулку».
2. Социально-бытовые навыки частично сформированы у Марины Б., Кати Х., Ангелины К., Аделины Б., Нигины К., Маши С., Наташи А., Оли С. Девочки выполняют действия самостоятельно, но нуждаются в напоминании и подсказке со стороны взрослых при выполнении отдельных операций.
3. Есть дети, у которых социально-бытовые навыки находятся в стадии формирования, реализация навыка происходит при незначительной помощи взрослого. Это у Саши Т., Веры М., Ксюши А., Альбины А., Вики Ш.
Социально-бытовая ориентировка органически входит в общую систему воспитательного процесса в нашей группе. На воспитательских занятиях даю детям определенную систему знаний, и начинаются формироваться социально-бытовые умения и навыки, в процессе которых воспитанники в повседневной практической жизни повторяют, закрепляют и расширяют знания, полученные в ходе воспитательного процесса.
Мною используются следующие формы обучения социально-бытовой ориентации : предметно-практические занятия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, дидактические игры, моделирование реальных ситуаций, произведения художественной литературы.
При формировании социально-бытовых навыков и умений особенно важна ежедневная практическая деятельность детей, которая организуется мною в следующих формах: поручениях, дежурствах, коллективной деятельности.
Более сохранные ребята дежурят микрогруппой (чаще в количестве двух человек). Моя задача – научить детей договариваться между собой о том, кто, что будет делать. Это приучает каждого ребенка отвечать за порученное дело не только тогда, когда он выполняет свою работу один, но и в том случае, когда он работает в коллективе. Важным моментом является отчет дежурных о выполненном дежурстве.
Для детей с множественными нарушениями психофизического развития использую наиболее простую форму организации трудовой деятельности – поручения («Намочи тряпочку», «Выброси мусор» и т. д.).
Для поддержания чистоты группы, мы вместе с детьми устанавливаем поочередное дежурство, тем самым даётся воспитанникам возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка, создание уюта.
Дежурные выполняют различные работы – подметание пола в группе, расстановка книг и игрушек, вытирание пыли с полок мебели, подоконников и т. д. На следующий день аналогичную работу выполняют другие дежурные. Таким образом, каждый ребенок периодически выполняет хозяйственные обязанности.
Для привлечения интереса детей к трудовой деятельности даю интересные, занимательные названия нашим занятиям («Умелые руки», «Волшебные пузыри», «Долой пятна» и др., а занятиям – практикумам по обучению детей умениям бытового труда (уход за одеждой, обувью, помещением, даю такие названия, как «Шустрая иголочка», «В гостях у Мойдодыра» и др.).
Во время показа трудового процесса я сопровождаю показ действий одновременным объяснением приемов их выполнения. Показ осуществляю несколько раз: первый раз – в обычном рабочем темпе, остальные показы – в замедленном темпе. Например, мы с ребятами учимся завязывать узелок на конце нити при подготовке ее к работе – я во время демонстрации этого приема объясняю о необходимости его выполнения, предложив детям попытку шитья при отсутствии узелка на нити.
В этом направлении ведётся большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания : как правильно пользоваться иголкой, ножницами; как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки; как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу, вешалку.
На практических занятиях учимся правильно стирать мелкие вещи, гладить школьную форму, аккуратно вешать ее на плечики. Систематически провожу в группе такие практические занятия: «Сложи личные вещи», «Я сама мою пол», «Наведем порядок в тумбочке», «Самая красивая постель».
Я активно использую метод моделирования реальных ситуаций, то есть воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни. Моделирование реальных ситуаций используется мною при изучении многих тем, например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Покупка» и так далее. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.
В работе с детьми я использую такой способ коллективной деятельности, как совместно-индивидуальный: каждый ребенок, хотя и работает одновременно с другими, не испытывает никакой зависимости от них. Например, наведение порядка в своих тумбочках, полках для одежды и т. п., что дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе – это особенно важно на этапе овладения навыком. В свою очередь я имею возможность учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка: один нуждается в дополнительном показе, другой – в физической помощи, третий – в подсказке, напоминании, наводящих вопросах, четвертый – в поддержке, чтобы действовал увереннее.
Таким образом, система воспитательной работы представляет собой целенаправленную организацию деятельности детей по усвоению ими необходимых в жизни социально-бытовых знаний и умений.