МААМ-картинки

Из опыта работы «Развитие навыков социально-бытовой адаптации детей с ОВЗ»

Татьяна Стульникова
Из опыта работы «Развитие навыков социально-бытовой адаптации детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Социально-бытовая адаптация воспитанников является одним из основных направлений воспитательной работы школы - интерната. Это один из механизмов, позволяющих ребёнку активно включаться в различные структурные элементы среды, т. е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.

Темочки:

Дети с множественными нарушениями психофизического развития наделены особыми способностями, имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. Многие из них затрудняются самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.

Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с недостатками интеллектуального развития, проблема их подготовки к самостоятельной жизни и труду.

Современный педагог О. А. Казанский в своей книге «Педагогика как любовь» говорит, что «Учение – это ступеньки к счастью, их нельзя перепрыгнуть, но по ним надо идти».

Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда – вниз. И надо сделать все для того, что наши воспитанники шли по лестнице успеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен. Чтобы человек чему-то научился в жизни, необходим определенный опыт. Поэтому перед нашими ребятами, для успешной интеграции в социум, нужно ставить такие жизненные ситуации, с которыми придётся столкнуться и принимать решение.

Школа-интернат для наших детей является основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.

Деятельность наших воспитанников проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в поведении в школе, интернате, общественных местах, а также в умении применить социально-бытовые навыки и навыки самообслуживания.

По наблюдениям и по результатам диагностики «Уровня сформированности социально-бытовых навыков» я сделала вывод что:

1. Социально-бытовые навыки в группе девочек 1-8 классов формируются у Лизы С., Маши Г., Карины К. Дети нуждаются в значительной помощи взрослого, реализация навыка сопровождается пошаговой инструкцией. Этим детям я стараюсь уделять особое внимание, чтобы сформировать у них простейшие навыки самообслуживания : научить их самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться, причесываться, заправлять постель, ухаживать за своим телом. Для отработки того или иного умения провожу короткие занятия: «Чистые ладошки», «Носики-курносики», «Сама оденусь на прогулку».

2. Социально-бытовые навыки частично сформированы у Марины Б., Кати Х., Ангелины К., Аделины Б., Нигины К., Маши С., Наташи А., Оли С. Девочки выполняют действия самостоятельно, но нуждаются в напоминании и подсказке со стороны взрослых при выполнении отдельных операций.

3. Есть дети, у которых социально-бытовые навыки находятся в стадии формирования, реализация навыка происходит при незначительной помощи взрослого. Это у Саши Т., Веры М., Ксюши А., Альбины А., Вики Ш.

Социально-бытовая ориентировка органически входит в общую систему воспитательного процесса в нашей группе. На воспитательских занятиях даю детям определенную систему знаний, и начинаются формироваться социально-бытовые умения и навыки, в процессе которых воспитанники в повседневной практической жизни повторяют, закрепляют и расширяют знания, полученные в ходе воспитательного процесса.

Мною используются следующие формы обучения социально-бытовой ориентации : предметно-практические занятия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, дидактические игры, моделирование реальных ситуаций, произведения художественной литературы.

При формировании социально-бытовых навыков и умений особенно важна ежедневная практическая деятельность детей, которая организуется мною в следующих формах: поручениях, дежурствах, коллективной деятельности.

Более сохранные ребята дежурят микрогруппой (чаще в количестве двух человек). Моя задача – научить детей договариваться между собой о том, кто, что будет делать. Это приучает каждого ребенка отвечать за порученное дело не только тогда, когда он выполняет свою работу один, но и в том случае, когда он работает в коллективе. Важным моментом является отчет дежурных о выполненном дежурстве.

Для детей с множественными нарушениями психофизического развития использую наиболее простую форму организации трудовой деятельности – поручения («Намочи тряпочку», «Выброси мусор» и т. д.).

Для поддержания чистоты группы, мы вместе с детьми устанавливаем поочередное дежурство, тем самым даётся воспитанникам возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка, создание уюта.

Дежурные выполняют различные работы – подметание пола в группе, расстановка книг и игрушек, вытирание пыли с полок мебели, подоконников и т. д. На следующий день аналогичную работу выполняют другие дежурные. Таким образом, каждый ребенок периодически выполняет хозяйственные обязанности.

Для привлечения интереса детей к трудовой деятельности даю интересные, занимательные названия нашим занятиям («Умелые руки», «Волшебные пузыри», «Долой пятна» и др., а занятиям – практикумам по обучению детей умениям бытового труда (уход за одеждой, обувью, помещением, даю такие названия, как «Шустрая иголочка», «В гостях у Мойдодыра» и др.).

Во время показа трудового процесса я сопровождаю показ действий одновременным объяснением приемов их выполнения. Показ осуществляю несколько раз: первый раз – в обычном рабочем темпе, остальные показы – в замедленном темпе. Например, мы с ребятами учимся завязывать узелок на конце нити при подготовке ее к работе – я во время демонстрации этого приема объясняю о необходимости его выполнения, предложив детям попытку шитья при отсутствии узелка на нити.

В этом направлении ведётся большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания : как правильно пользоваться иголкой, ножницами; как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки; как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу, вешалку.

На практических занятиях учимся правильно стирать мелкие вещи, гладить школьную форму, аккуратно вешать ее на плечики. Систематически провожу в группе такие практические занятия: «Сложи личные вещи», «Я сама мою пол», «Наведем порядок в тумбочке», «Самая красивая постель».

Я активно использую метод моделирования реальных ситуаций, то есть воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни. Моделирование реальных ситуаций используется мною при изучении многих тем, например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Покупка» и так далее. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.

В работе с детьми я использую такой способ коллективной деятельности, как совместно-индивидуальный: каждый ребенок, хотя и работает одновременно с другими, не испытывает никакой зависимости от них. Например, наведение порядка в своих тумбочках, полках для одежды и т. п., что дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе – это особенно важно на этапе овладения навыком. В свою очередь я имею возможность учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка: один нуждается в дополнительном показе, другой – в физической помощи, третий – в подсказке, напоминании, наводящих вопросах, четвертый – в поддержке, чтобы действовал увереннее.

Таким образом, система воспитательной работы представляет собой целенаправленную организацию деятельности детей по усвоению ими необходимых в жизни социально-бытовых знаний и умений.

Публикации по теме:

Опыт работы «Квест-игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»Опыт работы «Квест-игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Формирование социально-коммуникативных навыков – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных.

Из опыта работы «Развитие исследовательских проектных навыков у старших дошкольников» Цель познавательной деятельности – формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру. Речь – ключ к познанию окружающей.

Обобщение опыта «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством интерактивных методов» ]Работая последние годы с детьми младшего дошкольного возраста, отмечается следующая закономерность: все большее количество малышей поступают.

Организация условий для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) Изменение привычного течения жизни и отрыв от матери достаточно травматичны для ребенка, и от нас как от воспитателей во многом зависит,.

Презентация по обобщению педагогического опыта «Развитие певческих навыков детей дошкольного возраста» Педагогический опыт по теме «Развитие певческих навыков детей дошкольного возраста» Здравствуйте! Уважаемые коллеги я хочу поделиться опытом.

Роль сюжетно-ролевых игр в развитии навыков социально-бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением зрения Роль сюжетно- ролевых игр в развитии навыков социально- бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением зрения Социальное созревание ребенка,.

Сообщение из опыта работы «Использование Рппс группы с целью сохранения социально-психологического здоровья детей» Предметно развивающая среда - является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, и является источником становления.

Опыт работы на тему «Развитие социально-коммуникативных навыков в музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст – это важный период в жизни человек. Достаточно серьёзную роль в формировании коммуникативных навыков играет детский.

Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в условиях ДОУ (из опыта работы) Один из ориентиров ФГОС дошкольного образования – создание условий для позитивной социализации и индивидуализации дошкольников. Проблема.

Социально-нравственное воспитание детей младшего возраста от 3 до 4 лет (из опыта работы) Социально-нравственное воспитание детей младшего возраста от 3 до 4 лет (из опыта работы) Составитель: Брагина Л. Н., воспитатель Март, 2019.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Развитие навыков социально-бытовой адаптации детей с ОВЗ»
Опубликовано: 2 декабря 2019 в 08:57
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Развитие навыков социально-бытовой адаптации детей с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Стульникова (УИ 1018298) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
30 декабря 2024 понедельник
31 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД