Людмила Брагина
Социально-нравственное воспитание детей младшего возраста от 3 до 4 лет (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-нравственное воспитание детей младшего возраста от 3 до 4 лет
(из опыта работы)
Составитель: Брагина Л. Н. ,
воспитатель
Март, 2019
г. Екатеринбург
Младший дошкольный возраст — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом поведении, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
Публикация «Социально-нравственное воспитание детей младшего возраста от 3 до 4 лет (из опыта работы)» размещена в разделах
Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре, на занятиях и связано с формированием этих деятельностей. У ребят третьего и четвертого года жизни велика потребность в ласке, внимании взрослого. Дети еще во многом зависимы от взрослого. Это обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими. Вот почему одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту.
С помощью игровых ситуаций у детей формируются доброта, доброжелательность, дружелюбие. Учу детей общаться спокойно, без крика, доброжелательно относится друг к другу, правильно оценивать хорошие и плохие поступки, приучаю детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь, учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами; приучаю соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах;
Беседы «Моя семья». Цель: формировать представления о семье, воспитывать уважительное отношение к членам семьи. Дети рассказывали о своей семье, о том, какие у них мама и папа, как заботятся о детях; как дети любят маму и папу, сестренок и братишек; мы подвели детей к выводу о том, что о маме и папе тоже надо заботиться, помогать им, не огорчать. Беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по отношению к взрослым (уважения, доброжелательности, вежливости, желания проявлять заботу о них, делать приятное родным, близким)
Беседы «Мои друзья». Цель: формировать начальные представления о дружбе, учить устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками, формировать начальные представления о моральных и этических нормах поведения.
Ситуативные разговоры, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок: как положительный, так и отрицательный. Такие беседы проводятся, не откладывая на потом. В зависимости от ситуации проводятся индивидуальные беседы.
Проект «Путешествие по сказкам»
Одним из важных моментов является чтение русских народных сказок, т. к. сказки учат добру, отзывчивости, справедливости, честности» и др. Проводятся беседы после прочитанных сказок, обсуждаем поступки сказочных героев. Использовали такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль»; литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца».
В течение года привлекаю детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений. Во время прогулок, в группе приучаем детей к элементарному сотрудничеству.
Собственным примером побуждаю детей откликаться на боль и огорчение сверстника, жалею его, стараюсь утешить.
Предотвращаю негативное поведение, обеспечивая каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников.
Пресекаю любые попытки насилия в отношении сверстников (удар, укус, толкание).
Добиваюсь выполнения требований: нельзя бить и обижать других людей, ломать и портить продукты их труда, использовать без разрешения чужие вещи, включая принесенные из дома игрушки.
В процессе общения, в играх устанавливаю доверительный личный контакт с каждым ребенком, проявляя индивидуальную заботу, оказываю помощь, стремлюсь стать надежной опорой для ребенка в трудных и тревожных для него ситуациях.
К концу учебного года дети в основном все соблюдают правила поведения в детском саду, понимают, что нужно дружно играть, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить их вежливо, беречь книжки, учатся уступать игрушки друг другу, стараются помочь друг другу при одевании и раздевании.
Дети (пока не все) здороваются с детьми и взрослыми утром, приходя в д/с, прощаются, уходя из д/сада, благодарят за помощь. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо (повар готовит обед, няня убирает комнату и т. д., что к труду взрослых надо относиться бережно
Большинство детей умеют правильно оценить хороший или плохой поступок, доброжелательные друг к другу, взрослым, проявляют заботу о товарищах не только по побуждению воспитателя, но и самостоятельно. Конечно же, есть дети, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода. Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Работа по воспитанию нравственных качеств у детей будет вестись и в дальнейшем.
Игры направленные на социально-личностное развитие детей младшего возраста.
Игра «волшебник»
Цель — развивать доброжелательность и внимание детей друг к другу.
Ход игры. Дети встают в круг, у края которого изнутри ставят стул. Вместе с воспитателем идут по кругу и поют:
Кто сегодня всех красивей,
Кто сегодня всех счастливей,
Поскорее появись,
На волшебный стул садись!
Тот. Кто оказывается рядом со стулом, садится на него и становится «волшебником». По его приказу остальные дети могут «превращаться» в зверей или птиц, изображать разные предметы: машины, самолеты. Музыкальные инструменты или сказочных героев: великанов, лилипутов, гномов и пр. Затем игра повторяется, и новый волшебник придумывает новые роли для детей. На «волшебном» стуле может оказаться и воспитатель. Он предлагает веселые и шуточные задания для мальчиков и девочек, поддерживает общую веселую, непринужденную игровую атмосферу.
Эту игру можно использовать для поздравления с днем рождения. Сидя на «волшебном стуле», именинник выслушивает от других детей добрые слова и пожелания, а затем выполняют все игровые задания.
Игра «вспомним добрые слова»
Цель: Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, с взрослыми, вежливо обращаться с товарищами, развитие навыков использования в речи вежливых слов.
Ход игры.
Воспитатель кидает мяч стоящим в кругу детям и произносит начало фразы.
Ребенок заканчивает фразу и бросает мяч обратно.
1. Когда я утром просыпаюсь, то говорю всем.
2. Когда я утром прихожу в детский сад, то говорю всем.
3. Когда я сажусь обедать, то желаю своим соседям по столу.
4. Когда я сижу в транспорте и вижу, что входит пожилой человек, то я.
5. Когда я нечаянно наступил кому-то на ногу, то я говорю.
6. Когда взрослые разговаривают, а мне нужно сказать что -то очень важное, то я.
7. Когда я встречаю на улице знакомого человека, то всегда говорю.
8. При прощании я всегда говорю.
9. Когда я получаю подарок, то говорю.
10. Когда я обращаюсь за помощью, то говорю.
Отдельные фразы повторяются воспитателем несколько раз, и детям нужно найти новый вариант ответа, не повторяя уже произнесенных другими.
Игровая ситуация «мишка – топтыжка знакомится с ребятками»
Цель – развивать интерес детей друг к другу, желание запомнить имена сверстников, способствовать сближение детей, установлению доброжелательных отношений, формированию умений действовать согласованно в игре.
Описание. Воспитатель приносит мишку: «дети, это мишка-топтыжка. Он хочет поздороваться с вами и поиграть». Дети подходят к воспитателю. Он говорит за мишку: «здравствуйте, детишки! Я мишка-топтыжка! Я хочу с вами поиграть. Но не знаю как вас зовут. Ну-ка назовите мне свои имена! (дети называют). А еще громче, посмелее (дети отвечают хором). Ой, как много имен, как много детей, я не могу запомнить. Лучше я по кругу пробегу, свою лапку протяну; кто имя свое назлвет, тот мне лапку пожмет». Воспитатель поясняет: «вот как мишка- топтыжка задумал: он по кругу пойдет; кто своё имя назовёт, тот ему лапочку пожмет». Мишка шутками обходит детей. Услышав имя ребенка, он повторяет его вслух и добавляет: «какая хорошая девочка оля! Какой веселый мальчик сережа!» и пр. После знакомства мишка- топтыжка говорит:
Всех ребяток я узнал,
За собой вас в круг позвал.
За руки мы все возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Дети улыбаются друг другу. Затем мишка приглашает отдельных детей поплясать с ним под бубен и пение, вызывая их в круг по именам; остальные дети хлопают в ладоши. Танцуя, мишка поощряет детей, повторяет их имена. В заключении мишка-топтыжка прощается с детьми:
Вот какие мы друзья,
Очень всем доволен я.
А теперь мне в лес пора,
До свиданья, детвора!
Дети хором прощаются с мишкой: «до свиданья, мишка! Возвращайся поскорей к нам!»
Игровая ситуация «куклы поссорились»
Цель: учить детей замечать настроение и эмоциональное состояние участников ситуации, находить причину ссоры, осваивать конкретные способы разрешения и предупреждения ссор; развивать доброжелательность к сверстникам.
Описание. В уголке воспитатель незаметно высаживает двух кукол спиной друг к другу. Воспитатель говорит: «посмотрите, что это с нашими куклами? Почему-то они отвернулись друг от друга, смотрят в разные стороны. Всегда они так хорошо сидели рядышком на диванчике, а теперь даже не смотрят друг на друга, не разговаривают! Как вы думаете, что случилось?»
Дети высказываются.
Выслушав разные мнения воспитатель говорит: «да, вы правильно поняли: наши куклы поссорились, отвернулись друг от друга, не хотят вместе играть. А почему же они поссорились (дети задумываются). Вспомните, почему у нас иногда бывают ссоры?»
Дети отвечают: толкнул., не давали. И т. Д
Воспитатель: «да, было у нас такое. Но потом все дети помирились, никто не толкается, не кусается, все ребятки делятся игрушками. Вы у нас добрые и дружные. А почему же наши куклы поссорились? Посмотрите на них внимательно».
Если дети не догадываются, воспитатель предлагает посмотреть в карманы на фартучках кукол: в кармане у одной куклы лежат 4 маленьких яблочка, а другой карманчик пустой! Дети догадываются о причине ссоры и высказываются.
Воспитатель: «правильно! Наверное, кукла маша попросила у своей подружки кати яблочко, но катя ее не угостила. А у нее в кармане много яблок и она могла бы угостить свою подругу машу. Что же надо было кате сделать? (дети отвечают). Давайте поможем куклам. Правильно, надо было улыбнуться и сказать: «угощайся, маша, вот тебе яблочко!» давайте поможем куклам помириться.
Воспитатель поворачивает кукол друг к другу и обращается к детям: «подскажите кате, что ей сказать»(угощайся, маша, пожалуйста).маша «берет» яблочко, кладет в карман и говорит: «большое спасибо, катя!»
Воспитатель: «вот как хорошо подружки помирились, теперь они вместе будут сидеть на диванчике, улыбаться друг другу и кушать яблочки. А мы будем радоваться за них. Мы тоже не будем ссориться и всегда будем делиться всем со своими друзьями. А если вдруг кому-то захочется поссориться, мы вот так зацепимся пальчиками и скажем: «мирись-мирись и с друзьями поделись».
Давайте покажем куклам, как надо мириться. Дети начинают делать «замочки» - цепляются пальчиками и произносят: «мирись — мирись и с друзьями поделись!»
Игра «Ласковое имя».
Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.
Ход игры.
Инструкция: «вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно стараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя».
Игра «колечко красоты»
Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.
У вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.
Игровое упражнение «связующая нить»
Дети встают в круг и передают друг другу клубок ниток так, чтобы тот, кто уже держал клубок, не выпускал нить из рук. При передаче клубка мы говорим друг другу добрые пожелания.
Игра «День наступает- все оживает, ночь наступает – все замирает»
Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата.
После слов «День наступает- все оживает! Участники игры движутся хаотично (бегают, прыгают и т. п.). Когда воспитатель произносит: «Ночь наступает – все замирает!» дети застывают в причудливых позах. Постепенно игра усложняется, когда задается «условие дня»: каждый участник должен совершать определенные движения в общей для всех ситуации, например: сбор урожая, зоопарк, железнодорожный вокзал и т. д. При этом дети могут объединятся в пары или небольшие группы.
Игра «Замри!»
Цель: развить умение слушать, организованность.
Смысл игры в простой команде воспитателя «Замри!», которая может раздаться в разные моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях.
Игра «Магазин вежливых слов»
Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.
Предварительно с детьми проводится беседа о «волшебных словах».
Воспитатель: У меня в магазине на «полке» лежат вежливые слова: благодарности (спасибо, благодарю, просьбы (прошу тебя, пожалуйста, приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро, извинения (извините, простите, очень жаль) ласковые обращения (дорогая мамочка, папочка, милая мамочка, бабуля и тд.). Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы, чтобы правильно повести себя в них, по очереди подходите к «полке», покупайте у меня нужные слова.
Ситуация1. Мама принесла из магазина вкусные яблоки. Тебе очень хочется их попробовать, но мама сказала, что нужно подождать до обеда.
Как ты ее попросишь, чтобы она все – таки дала тебе кусочек вкусного яблока?
Ситуация 2. Бабушка устала и лежит на диване. Тебе очень хочется, чтобы она дочитала тебе интересную книжку. Как ты поступишь? Как ты ее попросишь?
Ситуация 3. Мама принесла из магазин твой любимый торт. Ты съел свою порцию, но тебе хочется еще. Что ты будешь делать?
Ситуация 4. Утром вся семья собралась за завтраком. Ты встал, умылся, причесался, оделся и пришел на кухню. Как ты себя поведешь? Что скажешь?
Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания
Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
Игра «Вот какая мама!»
Детям предлагается сесть на ковёр в кружочек, затем принять «позу мечтателя» - лечь на живот опираясь на ковёр локтями и поговорить о мамах.
Каждый ребёнок по очереди рассказывает, как зовут его маму, как можно её ласково назвать. Затем с помощью вопросов воспитателя дети вспоминают как мама заботится о них, какие действия она совершает ежедневно что бы им было хорошо: играет, кормит, купает, укладывает спать, гуляет и т. Д. Затем каждый ребёнок называет самые лучшие качества своей мамы: какая она добрая, ласковая, внимательная и т. Д.
Ритуал приветствия «солнышко»
Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова.
Проводится утром с использованием игрушки «Доброе солнышко». Дети встают в круг, взявшись за руки. Использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.
Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.
Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит
Дружба – солнечный привет.
Также можно использовать следующие эмоциональные настрои, которые могут проводиться как утром, так и днем.
«Родители»
— Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают? Как улыбаются папа и мама, когда вас обнимают?
«Котик»
Лучик котика коснулся,
Котик сладко потянулся.
(Изобразите ласкового котёнка, который просит молочка).
«Проснись»
Воспитатель. Давай поиграем. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А ты – моя мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать (Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся» может потянуться протереть глаза, улыбнуться утру и «маме». При повторе участники игры меняются ролями.).
Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: «Проснись, моё солнышко!» и т. д.
«Прогулка в лес»
Б) Заблудились мы в лесу (грустно)
Закричали все: «Ау!» (громко)
Ой! (весело)
Нашли тропинку возвращаемся домой.
(Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу)
«Мыши»
На носочках ходят мыши,
Чтобы кот их не услышал.
(Изобразите мышат, которые вышли из норки и гуляют около спящего кота.)
«Ёжик»
Листья клёна настелил ёжик на кроватку,
Чтобы долгою зимой спать под ёлкой сладко.
Пусть ему навеют сны снежные метели,
Пусть проспит он до весны в тёплой колыбели.
(Изобразите ежа, который спит на мягкой постели из осенних листьев, снаружи – метель, снег, но ёжику в тёплой норке спокойно и уютно)