Ирина Мишина
Из опыта работы «Развитие моторики руки как основы формирования сенсорных умений и навыков у детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы
«Развитие моторики руки как основы формирования сенсорных умений и навыков у детей с нарушением зрения»
Публикация «Из опыта работы „Развитие моторики руки как основы формирования сенсорных умений и навыков у детей с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук и нуждаются ее развитии. Опора при знакомстве с предметами окружающего мира только на неполноценное зрение у детей не способствует адекватному их отражению, задерживает успешное формирование умений и навыков, обеспечивающих правильность и точность выполнения различных предметно-практических действий в учебе и быту.
Сенсорное развитие - основа умственного развития ребенка. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Исходя из дидактического принципа "от простого к сложному", при развитии сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения осуществляется постепенный переход от простейших к более сложным опознавательным операциям, которыми овладевают дети старшего возраста.
Включенные в обследование предметов движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз. Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец.
Целью занятий по развитию осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения является формирование и развитие умений и навыков ручной деятельности.
Работа по формированию и развитию ручной деятельности разносторонняя и многообразная. Можно выделить несколько основных направлений :
- обучение самомассажу рук и пальцев с целью укрепления кистей рук;
- формирование моторики рук, их двигательных функций, освоение мелких движений;
- развитие глазомера, координации глаз и рук
- развитие осязания.
Осязательное восприятие тесно связано с движениями рук. Обследование любого предмета или рельефного изображения проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, а в других они действуют синхронно. Важное значение имеет планомерное обследование предметов.
Детям с нарушенным зрением трудно дается узнавание различных поверхностей, и это происходит от того, что, взяв предмет в руки, они как бы замирают, не обследуют его, пальцы напряжены или, наоборот, вялы. Из-за малого практического опыта им не с чем даже сравнить его. Все это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности.
Для развития осязания и мелкой моторики я использую различные виды деятельности:
- конструирование из кубиков домиков, башенок по образцу, по памяти, произвольно;
- раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамидок разной величины);
- складывание из камушков, пуговиц, пробок на фоновой бумаге, на магнитной доске по образцу, по представлению различных изображений, геометрических фигур, букв;
- сматывание ниток в клубок, на палочку, завязывание узлов различной конфигурации;
- застегивание и расстегивание различных видов застежек;
- рваную аппликацию из различного цвета бумаги, разного качества (папиросная, газетная и др.) или игры в «бумажный конструктор»;
- работа с природным материалом;
- знакомство с различными крупами: перебираем и сортируем.
Для развития более тонких координированных движений пальцев очень полезны раскладывание мелких камушков, пуговиц, палочек, зерна по небольшим коробочкам, нанизывание бус, пуговиц на нитку, леску, вырезание по контуру, раскрашивание.
Подобные задания способствуют увеличению скорости, точности и координации движений моторики руки у детей с нарушением зрения.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом для художественно – продуктивной деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование – основные виды изобразительной деятельности, по средствам которой дети образно отражают окружающую действительность. Ни для кого не секрет, что детям свойственно естественное стремление к прекрасному и вообще к творчеству. Одной из важнейших задач является приобщение детей к миру прекрасного, развитие у них творческих способностей. Где, как ни на занятиях по конструированию, аппликации, лепке дошкольники могут заняться творчеством, пофантазировать, сделать что – то своими руками.
В процессе обучения изобразительной деятельности осуществляется работа по формированию реальных образов мира. Овладение умениями изображать предметы невозможно без целенаправленного развития зрительного и других видов восприятия. Для того, чтобы успешно рисовать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление, поэтому на всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их основные признаки.
Умения, приобретаемые на занятии по аппликации (составление предмета из нескольких частей) помогают ребенку в процессе рисования ориентироваться на плоскости листа, в чем особенно нуждаются дети с нарушением зрения. Значительное место занимают задания по формированию пространственной ориентировки в самом процессе изображения, а также при изображении пространственных характеристик изображаемых объектов.
Как известно, рисование предметных изображений, способствует уточнению, конкретизации зрительных образов предмета, их формы, величины, цвета, а обводка готового контура предмета, к тому же при зрительной патологии, становится коррекционным средством развития образа предмета. Например, обводка по трафаретам различных линий: прямых, ломаных, прерывистых, волнистых – обогащает представления детей о том, как образуются эти линии, и как их следует рисовать. Здесь, как и во всех заданиях, где используются трафареты, идет активная подготовка руки ребенка к обучению письму в школе.
В процессе упражнений в рисовании штриховке, обводке по трафарету, контурам и силуэтам, развивается самоконтроль и саморегуляция движений руки не только под контролем зрения, но и при участии осязания и тактильно-двигательных ощущений. Развитие контроля за движением руки во время выполнения практических действий является эффективным средством компенсации и коррекции зрительной недостаточности в формировании двигательных навыков.
Рисование по трафаретам простых форм предметов, геометрических фигур, ритмическое повторение одних и тех же движений способствует регуляции моторики руки, развитию мышечного чувства при неполноценном зрительном контроле, приводит к автоматизации двигательных навыков, являющихся основой для подготовки руки ребенка дошкольного возраста к обучению письму в школе.
Наряду, с уже выше сказанным, также хочу отметить, что использование разнообразных приемов положительно влияет и на развитие познавательных процессов у наших детей. Дети становятся более внимательными, сохраняется устойчивость внимания при выполнении заданий, несмотря на их степень трудности. В развитии внимания немаловажную роль играют эмоциональные факторы (интерес, мыслительные и волевые процессы.
Обучение и воспитание детей в нашем ДОУ для детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии у детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению дефектов зрения, повышению остроты зрения, а так же успешную подготовку к обучению в школе.
Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. В связи с этим, очень важным является развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому, одной из специальных задач коррекционно-восстановительной работы является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.
Поэтому тему своей работы «Развитие моторики руки как основы формирования сенсорных умений и навыков у детей с нарушением зрения» я выбрала не случайно. Результаты первичной диагностики, которую я проводила с вновь поступившими детьми, показали низкий уровень сенсорных навыков. Они обладали слабой моторикой руки и подвижностью. На занятиях дети быстро уставали при выполнении практических заданий, у них заметно ослабевал интерес к выполнению заданий. Поэтому передо мной встала задача, как сделать обучение с «увлечением» для своих подопечных. Вместе со специалистами разрабатываются комплексные и интегрированные занятия, дидактические и настоль-печатные игры для развития сенсорики и мелкой моторики, а так же развития зрительного восприятия, комплексы различной гимнастики. Постоянно обновляется предметно-развивающая среда. Вся работа проводится в увлекательной игровой форме.