Приложение МААМ

Опыт работы «Развитие детской самостоятельности в процессе образовательной деятельности»

Елена Чуканова
Опыт работы «Развитие детской самостоятельности в процессе образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта работы; Развитие детской самостоятельности в процессе образовательной деятельности (в помещении,на прогулке).

Ребёнок, осваивая разные виды деятельности, приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.

Публикация «Опыт работы „Развитие детской самостоятельности в процессе образовательной деятельности“» размещена в разделах

Основным субъектом педагогического руководства детской деятельностью является воспитатель. Я планирую и организовываю, создаю различные ситуации, побуждаю инициативу совместно найти правильное решение проблемы, отслеживаю динамику их изменений, стимулирую их активность при выполнении порученных им или выбранных по собственной инициативе дел.

Дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: что же они могут выполнять самостоятельно, несмотря на то, что они ещё малы?

Дети в моей группе уже способны включаться в различную полезную деятельность. Дети очень активны и с огромным удовольствием выполняют различные мои поручения. Стремление к самостоятельности особенно велико, когда ребёнок принимает участие в настоящей работе, выполняемой взрослыми.

Конечно, ребёнок не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Прежде всего, нужно создать необходимые условия для проявления самостоятельности : приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения игрушек и т. д.

Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей.

Прежде чем ожидать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приёма пищи.

В моей группе самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.

Утром (перед или после завтрака) раскладываю в центрах активности, подготовленные на этот день учебные и игровые материалы.

Дети, видя как, я это делаю, помогают их раскладывать. Это ещё больше помогает им сориентироваться в возможных делах и действиях. Более того, они сами рассказывают остальным во время группового сбора «Утренний круг» какие материалы ждут в центрах игры, театрализации, искусства, науки, математики, двигательной деятельности. Утренний круг заканчивается самостоятельным выбором деятельности, в каком либо центре активности. Кроме этого, они проговаривают ещё такой момент, как и чем они будут заниматься.

Если ребёнок не может себя занять, скучает, на помощь приходит такой приём как «Коробочка выбора деятельности». Ребёнку предлагаются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности.

Данная методика позволяет мне увидеть детские предпочтения и скоординировать работу с детьми.

Дети нуждаются в том, чтобы им была предоставлена возможность осуществить выбор и чувствовать, что их призывают к дисциплине такими способами, которые не ущемляют их достоинства. Устанавливаем простые и понятные нормы жизни в детской группе, которые обеспечивают безопасность и защиту каждого отдельного ребёнка.

В группе располагаются разнообразные схемы, алгоритмы, таблицы, модели способствующие формированию самостоятельности, навыкам планирования. Видя перед глазами алгоритм выполнения той или иной операции, ребёнок может самостоятельно осуществить последовательность действий, без напоминаний регулировать своё поведение. В дальнейшем, в старшей группе планирую оформить по-разному правила дружбы, алгоритм одевания и умывания, правила поведения за столом и модели, которые являются ориентиром при уборке игрушек.

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков. Она всегда заключена в жёсткие рамки принятых в обществе норм и правил.

Особое внимание хочется уделить трудовой деятельности, в ней заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости, самостоятельности, инициативы в достижении результата. Именно в труде есть возможность предоставить детям больше самостоятельности, привлечь их к участию в планировании работы, к совместному обсуждению организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой (коллективная уборка в группе, сбор урожая и др.) Дети решают, какой материал нужно подготовить, где и как лучше его разместить, как распределить работу между собой.

Коллективно обсуждаем, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать.

Выполняя элементарные трудовые навыки, дети работают совместно, распределяют между собой обязанности, договариваются, осуществляют свои действия так, чтобы другой мог их успешно продолжить. По окончанию работы дети анализируют, дают оценку качеству, но и отношению каждого к труду, правильно относятся к оценке своего труда.

Широко использую в своей работе поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически даёт одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей чувства ответственности за полученное дело. Поручение является наиболее гибким, личностно – ориентированным инструментом воспитания самостоятельности. Очень важно помнить, что любая деятельность ребёнка в процессе воспитания самостоятельности должна быть, им осознана и свободна.

Метод проектов пробуждает интерес детей к предлагаемой деятельности, приобщает их к процессу познания, учит детей инициировать интересные дела в рамках конкретной темы, прогнозировать будущие изменения, выявлять проблему, экспериментировать и принимать нужное решение, работать с разными источниками информации.

Для самостоятельной продуктивной деятельности в группах создан «Центр творчества», создан по принципу доступности и мобильности. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию.

Дети проявляют самостоятельность и в придумывании содержания, подборе материала, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

На прогулке предлагаю детям организовать сюжетно - ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т. д. При этом осуществляю постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей.

Обращаю внимание на каждого ребёнка, постоянно держу в поле зрения всех детей: чтобы вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навёл порядок на веранде, на участке, собрал игрушки. Таким образом, создаю хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.

Пытаюсь быть для детей другом, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.

Для формирования активной позиции родителей в развитии самостоятельности и инициативы используем традиционные и нетрадиционные формы работы с семьёй :

- информационно-аналитические (анкетирование)

- досуговые (совместные праздники и развлечения)

-наглядно-информационные (стенды, памятки)

Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребёнком в труде субъектной позиции.

Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Моя роль – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребёнок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.

Публикации по теме:

Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей»Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей» Тресина Лариса Юрьевна, воспитатель Шишова Светлана Викторовна, воспитатель «Организация непосредственно - образовательной деятельности.

Развитие алгоритмического мышления у детей 6–7 лет в процессе использования робототехники в образовательной деятельностиРазвитие алгоритмического мышления у детей 6–7 лет в процессе использования робототехники в образовательной деятельности Консультация для родителей «Развитие алгоритмического мышления у детей 6-7 лет в процессе использования робототехники в образовательной.

Развитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной средыРазвитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной среды Большую роль в развитии детской инициативы и самостоятельности в настоящее время отводят среде, в которой находится ребенок. В этом году.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Игра пронизывает всю жизнь ребенка,.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие детской самостоятельности в процессе образовательной деятельности»
Опубликовано: 7 декабря 2023 в 12:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие детской самостоятельности в процессе образовательной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чуканова (УИ 479838) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД