Елена Смирнова
Проект «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении.
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.
Публикация «Проект „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проблема: Роль экологической тропинки в решении задач экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста.
Проект экологической тропы «Удивительное рядом» направлен на реализацию задач экологического воспитания через труд в природе, исследовательскую деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей.
Экологическая тропа позволит дошкольникам наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их, побудить дошкольников видеть, замечать различные проявления антропогенного факта, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду, способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.
Цель проекта
Экологическое и эстетическое благоустройство территории ДОУ, создание эколого-развивающей среды для воспитания экологически культурного и экологически воспитанного поколения, ответственного за сохранение природы
Задачи:
воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
формирование знаний о природе;
развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение;
формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;
развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
Проект предполагает создание на территории нескольких функциональных зон:
1. «Деревенское подворье»- зона, организованная в деревенском стиле и включающая плетеную ограду с посадками подсолнухов, макеты домашних животных (поросят) и др.
2. «Тихий уголок в лесу»- зона отдыха с созданными атрибутами уединения для восстановления психологического комфорта (скамейки)
3.«Лесная поляна»- зона для экологического познания дикой природы (знакомство с животными, птицами, насекомыми, грибами и др.)
4. «Во саду ли, в огороде»- мини-огород с овощными культурами для получения достоверных знаний и практических навыков по уходу за растениями.
Эта зона поможет детям уже в дошкольном возрасте получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке поможет развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода поможет в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями
5.«Цветник»- это ограниченная территория (клумба, вазон, на котором выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ.
6.«Полянка» (лужайка с насекомыми) – эта зона может стать основой для организации природоведческого аспекта в воспитании дошкольников, дает возможность для организации наблюдений за растениями и животными родного края (леса, их узнавания, формирования первоначального понятия об эстетической ценности леса и его обитателей.
Объекты для наблюдений: цветы (одуванчики, ромашки, клевер, травы, насекомые
7. «Озеро с лебедями»- искусственный водоем с обитателями (рыбки, жучки, лебеди) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности.
8. «Грибок встреч»
Цель: показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство. Дети располагаются вокруг, читают стихи, поют песни, водят хороводы. Это любимое место для проведения развлечений.
9. «Птичий городок» («Птичий столб», поилка для птиц, кормовые растения, домики для птиц – скворечники.)
10. «Береза».
11. «Рябина».
12. «Кустарники».
Цель: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.
Построение системы работы на экологической тропе осуществляется по следующим направлениям:
• Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
• Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Формы и методы работы на экологической тропинке :
• экологические беседы, наблюдения;
• экологические экскурсии;
• уроки доброты;
• уроки мышления;
• экологические конкурсы;
• КВН, викторины;
• экологические акции;
• обсуждение и проигрывание ситуаций;
• трудовой десант;
• зелёный патруль;
• клуб исследователей природы;
• лаборатория юного эколога;
• экологические выставки и экспозиции;
• экологические праздники;
• экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
• экологические сказки;
• экологические тренинги;
• инсценировки, театрализации и т. д.
Таким образом, с помощью экологической тропинки можно грамотно использовать земельный участок детского сада в экологическом образовании детей. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий, трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропы дают большие возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, эмоционального развития детей.