Елена Сорокина
Экологическая тропа
▼ Скачать + Заказать документы
Сорокина Е. Г.
Цель создания
Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы
Определены 19 остановок:
• Остановка № 1 «Цветочная поляна».
• Остановка № 2 «Метеоплощадка».
• Остановка № 3 «Озеро».
• Остановка № 4 «Березы».
• Остановка № 5 «Пень».
• Остановка № 6 «Рябина»
Публикация «Экологическая тропа» размещена в разделах
• Остановка № 7 «В мире сказок».
• Остановка № 8 «Ельник».
• Остановка № 9 «Боярышник».
• Остановка № 10 «Тополь».
• Остановка № 11 «Каштан».
• Остановка № 12 «Птичий городок».
• Остановка № 13 «Фитоогород».
• Остановка № 14 «Это жужжащий и ползающий мир».
• Остановка № 15 «Овощной огород».
• Остановка № 16 «Сад».
• Остановка № 17 «Летняя лаборатория».
• Остановка № 18 «Избушка Айболита».
• Остановка № 19 «Площадка для отдыха».
1. ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНКА
Это территория, на которой выращиваются различные декоративные растения и цветы.
Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории детского сада - сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;
-беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование);
-проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;
-видеть красоту и неповторимость каждого цветка;
-формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.
2. МЕТЕОПЛОЩАДКА
Метеоплощадка для наблюдений за силой и направлением ветра, температурой воздуха, количеством выпавших осадков (дождя, снега, высотой стояния Солнца (солнечные часы)
Здесь устроены флюгер для распознавания силы ветра, дождемеры для сбора и измерения выпавших осадков.
3. ОЗЕРО
Искусственный водоем с обитателями (рыбки, жучки, лебеди) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности.
Цель: познакомить, какие растения растут в озере, кто живёт в нём. Какое значение имеет озеро в природе. Обратить внимание, кто устроился вокруг нашего озера. Рассмотреть красавца лебедя и замечательных лягушек. Узнать, чем питаются лягушки, как они размножаются, какое значение они имеют в природе. Прочитать стихотворения о лягушке и лебедях, загадать загадки.
4. БЕРЕЗА
Береза – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян – «березовые сережки».
Создает условия для наблюдения за березами разного возраста и разной толщины. Позволяет увидеть наросты на стволах деревьев, а так же травянистые растения растущие возле дома.
Вопросы:
- Как узнать возраст дерева? (чем ровнее ствол, тем моложе)
- Как называется сок у березы? (березовый)
- Какой гриб растет под березой? (подберезовик)
Д/игра «Назови весенние слова».
5. ПЕНЬ
Пень – жилище для мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других.
Позволяет сформировать представление, что пень - это место обитания различных насекомых и растений.
Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за пнем помогают детям понять круговорот веществ в природе.
Обитатели пня: на коре яркими желтыми пятнышками сверкает лишайник — стенная золотянка. Гриб трутовик разросся красивыми серо-коричневыми оборками. Под корой поселились мокрицы, жуки-дровосеки, жуки-усачи и другие насекомые. В солнечный день на пне можно встретить прыткую ящерицу, снующую взад-вперед, клопов-«солдатиков», муравьев.
6. РЯБИНА
Рябина красная - гордость нашего детского сада!
Рябина-неприхотливое, красивое во все времена года дерево, очень полезно для зрения ребенка. Пестрота дерева создает расчленённый фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме.
Листья разные по форме ребята могут сравнить при подготовке гербария, а плоды яркого красного цвета можно использовать при изготовлении бус и других поделок. Также немаловажно дать представление о целебных свойствах ягод красной рябины.
7. В МИРЕ СКАЗОК
Цель: развитие творческих способностей детей, воспитание эстетической культуры.
В уголке леса расположились различные сказочные персонажи (медведи, баба – яга, кикимора, серый волк, птицы, кот в сапогах, красная шапочка и др.)
В летнее время воспитатели рассказывают сказки в тени высоких елей, обыгрываются различные сценки из знакомых сказок.
8. ЕЛЬНИК
Создает условие для проведения наблюдений за ростом, и развитием хвойных растений.
Обращается внимание ребят на то, что сосна и ель – хвойные деревья.
Дети рассматривают хвоинки, сравнивают обычные листья и хвою, изучают и трогают кору, ветки, шишки. Глядя на крону, убеждаются, что сосна – пример светолюбивого дерева.
9. БОЯРЫШНИК
Широко используется как декоративное и лекарственное растение. Плоды употребляются в пищу. Медонос. Возраст боярышника может достигать 300 лет. В природе боярышники встречаются обычно одиночно или группами в зарослях кустарников. Цветение и плодоношение наступает в возрасте 10-15 лет. Длительность жизни — 200-300 (до 400) лет.
10. ТОПОЛЬ
Снизу тополь имеет черновато-серую морщинистую кору. Выше она становится гладкой и приобретает оливковую серовато-зеленую окраску. Цветки у тополя в повисших сережках. Тополя считаются быстрорастущими. Дерево участвует в оздоровлении человека через сбор меда пчелами, сборе пчелами клейкого вещества, которое они перерабатывают в прополис. В городах сажают мужские экземпляры, т. к. от них не бывает пуха. Из древесины делают бумагу, из почек - крема, духи, одеколон.
Как узнать дерево? (по стволу, коре, кроне)
11. КАШТАН
Каштан - дерево тёплого умеренного климата. Растёт каштан относительно быстро. Каштан радует нас и восхищает три раза в год: в начале весны набуханием крупных почек, в конце весны поднимает наше настроение пирамидками в виде цветочков и осенью бросает нам блестящие коричневые семена, которыми дети любят играть или просто собирать.
Практически в любой местности есть каштановые деревья. Каштан – это декоративное дерево, его можно увидеть не только в парке, но и в садах, возле домов, аллей и прочих сооружений.
Так же каштан применяют и в медицине для приготовления лекарственных препаратов.
12. ПТИЧИЙ ГОРОДОК
Мы разместили деревянные кормушки с крышами на невысокие специальные столбы для того, чтобы обеспечить удобный подход детям.
Ребята с удовольствием приходят в птичью столовую приносят с собой хлебные крошки, оставшиеся с обеда, семечки, специально принесенные из дома. Провожу наблюдения за птицами, их повадками и одновременно прививаю детям нравственные качества, такие как доброта, заботливо е отношение к окружающему миру.
Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.
В зимнее время года дети подкармливают птиц, весной – обновляют и ремонтируют вместе с родителями скворечники, наблюдают за повадками птиц, ежегодно проводят праздник птиц.
13. ФИТООГОРОД
«Уголок лекарственных растений»
Цель: знакомство с лекарственными растениями, закреплять знания и умения по уходу за ними.
Показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства, учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.
14. ЖУЖЖАЩИЙ, ПОЛЗАЮЩИЙ МИР
В теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей.
Эта зона является основой для организации природоведческого аспекта в воспитании дошкольников, дает возможность для организации наблюдений за насекомыми родного края, их узнавания.
Цель: Учить детей различать насекомых, называть части строения тела, дать представление о ценности любой жизни на планете.
Здесь дети учатся наблюдать за насекомыми, постигают нравственные и
моральные ценности.
15. ОГОРОД
Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания, привлекательные для проведения наблюдений.
Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.
В нашем огороде растут разные овощи. С ранней весны до окончания лета ребята вместе с воспитателями занимаются выращиванием различных культурных растений.
На огороде для малышей высаживаются быстро растущие, рано созревающие овощи, которые можно употреблять в пищу и весной, и летом. Кроме того, семена, луковицы таких растений должны быть крупными, тогда дети сами смогут посадить их самостоятельно (например, лук, горох бобы, редис). Воспитанники старших групп сажают на огородах для малышей морковь, укроп, репу, салат. Ребята средней группы выращивают те же огородные культуры, что и малыши. Однако для формирования представлений о разнообразии растений, их особенностях набор дополнен разными сортами лука, салата, моркови, редиса, кабачков, баклажанов, арбузов.
16. САД
Цель: Формирование знаний о плодовых деревьях.
Во время экскурсии весной дети рассматривают бутоны цветов на яблонях, кустах клубники, малины и черной смородины. В летнее время собирают урожай.
17. ЛЕТНЯЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Песочница
Экспериментирование с песком в песочнице.
Отдельные свойства песка и воды, элементарные опыты, игры.
Приходя в лабораторию, дети становятся «учеными» и изучают различные природные объекты, явления.
Цель:
1. развивать любознательность,
2. исследовательские способности,
3. желание познать окружающий мир
18. ИЗБУШКА АЙБОЛИТА
Избушка Айболита (станция «скорой помощи») - место хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за растениями участка (лейки, секатор, вар и др.
19. ПЛОЩАДКА ДЛЯ ОТДЫХА
Последний объект тропы, оборудованная таким образом, чтобы дети могли посидеть под навесами за столами. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала, изодеятельностью.
Ожидаемые результаты
Дети:
Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.
Родители:
Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
Педагоги:
Обогащение методической базы детского сада дидактическими материалами экологического направления.
Презентация проекта на методическом объединении
Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей