Ирина Синягина
Перспективный план работы по экологическому воспитанию в подготовительной группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие №1.
Тема: " Беседа о лете ".
Цель: углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представления о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли.
Ход: 1. Чтение стих - ия Е. Трутневой " Лето ".
2. Разговор о приметах лета.
3. Беседа о летних месяцах.
4. Физминутка.
5. Э/игра " Где что зреет ".
6. Обобщение понятий о лете.
Итог занятия.
Занятие №2.
Тема: " Какие бывают насекомые ".
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: систематизировать представления детей о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям: особенности внешнего строения, место обитания, способы передвижения.
Ход: 1. Игра с карточками - насекомые.
2. Игра "Да или нет ", " Кто где живет ".
3. Рассказ о кузнечике (божьей коровке).
4. Чтение рассказа небылицы.
5. Аутотренинг.
6. Игра " Хорошо плохо ".
Итог занятия.
Занятие №3.
Тема: "Планета Земля в опасности ".
Цель: дать детям представление, что планета Земля - громадный шар. Большая часть покрыта водой - океанами и морями. Кроме воды есть материки, твердая земля, суша. Два полюса - Северный и Южный.
Ход: 1. Чтение стих - ия " Наш родной дом ".
2. Рассматривание глобуса, с наводящими вопросами.
3. Обсуждение темы: почему планета Земля в опасности.
4. Сигнал SOS.
5. Аутотренинг.
Итог занятия.
Занятие №4.
Тема: " Что такое природа? ".
Цель: дать первоначальное представление об обитателях леса, учить различать животных по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса, вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним.
Ход: 1. Встреча с Лесовичком.
2. Чтение рассказов Чарушина " Заяц ", " Волк ", "Лиса ".
3. Рассматривание картины " Лесные жители ".
4. Игра " Что было бы, если исчезли леса ".
5. Игра " Противоположность ".
Итог занятия.
Занятие №5.
Тема: " Лекарственные растения ".
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление.
Ход: 1. Путешествие в грибное царство.
2. Отгадывание загадок о лекарственных растениях.
3. Беседа о лекарственных растениях.
4. Рассматривание гербария с подробным описанием.
5. Физминутка.
6. Игра в больницу - растение проблемных ситуаций.
7. Витаминное чаепитие.
Итог занятия.
Занятие №6.
Тема: " Зарядка аквариума ".
Цель: дифференцировать представления детей о водоеме, как среде обитания аквариумных рыб. Учить создавать водную среду для аквариумных рыбок. Воспитывать наблюдательность.
Ход: 1. Чтение письма от Хрюши.
2. Решение проблемной ситуации "Кто в банке?".
3. Отгадывание загадок про рыб.
4. Рассказ о вуалехвосте.
5. Имитация рыб.
6. Рассматривание аквариума.
7. Э/игра "Угадай аквариумных рыб".
8. Аутотренинг.
9. Сравнение рыбы с лягушкой.
10. Опыт: Определение возраста рыбы.
Итог занятия.
Занятие №7.
Тема: " Почему белые медведи не живут в лесу ".
Цель: познакомить детей с белыми медведями и образом жизни. Воспитывать любовь к животным.
Ход: 1. Отгадывание загадок - описание белого медведя.
2. Чтение стихотворений.
3. Беседа по картине "Белые медведи" (Большая книга животных - с. 76, энциклопедия животных -с. 7)
4. Физминутка.
5. Э/игра "Кто где живет?".
6. Написание письма белому медведю.
Итог занятия.
Занятие №8.
Тема: " Экскурсия в осенний парк ".
Цель: сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о конкретных деревьях, показать приспособления семян к распространению. Учить устанавливать связи между составлением растений и условиями среды. Познакомить с трудом взрослых по уходу за растениями.
Ход: 1. Любование осенью деревьями.
2. Рассматривание клена, с подробным описанием.
3. Наблюдение за листопадом.
4. Чтение стихотворения о деревьях.
5. Физминутка.
6. Отгадывание вопросов - загадок.
7. Наблюдение за работой взрослых.
Итог занятия.
Занятие №9.
Тема: "Беседа о кроте".
Цель: дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни: короткое овальное тело, отсутствие ушных раковин, маленькие глазки, заостренный вытянутый нос с короткими усами.
Ход: 1. Чтение рассказа о кроте из сказки "Дюймовочка".
2. Рассматривание картины -крот.
3. Выделение характерных особенностей.
4. Физминутка.
5. Д/игра "Узнай, какой зверь".
Итог занятия.
Занятие №10.
Тема: "Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения".
Цель: сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. Продолжать учить правильно ухаживать за комнатными растениями. Воспитывать любовь к природе.
Ход: 1. Беседа о комнатных растениях в группе.
2. Рассматривание: алоэ и традесканции.
3. Рассказ педагога о каждом виде данного растения.
4. Физминутка.
5. Опыт: "Растение теряет воду через испарение".
Итог занятия.
Занятие №11.
Тема: "Обитатели уголка природы".
Цель: уточнить виды растений и животных, которые можно иметь в уголке природы. Формировать общие представления о растениях и животных. Прививать любовь к окружающей природе.
Ход: 1. Решение проблемного вопроса.
2. Уточнение признаков живого существа- дышит, питается и т. д.
3. Игра- соревнование (по вопросам).
4. Беседа об организации дежурств в уголке природы.
Итог занятия.
Занятие №12.
Тема: "Беседа об осени".
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, t воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать любовь к природе.
Ход: 1. Чтение стих. А. С. Пушкина "Уж небо осенью дышало".
2. Беседа по содержанию стих-ия.
3. Беседа об осенних месяцах.
4. Физминутка.
5. Пальчиковая игра "Волк и лиса".
6. Вспоминание примет осени.
7. Уточнение перелетных птиц.
Итог занятия.
Занятие №13.
Тема: "Беседа о лесе. Дуб и сосна".
Цель: уточнить и расширить представление детей о лесе, закрепить знания детей о деревьях, различных их частях, учить отличать дуб от сосны.
Ход: 1. Появление сказочного персонажа.
2. Беседа о лесе.
3. Составление макета, модели леса.
4. Рассматривание репродукций картин о лесе.
5. Психологическая разгрузка.
Итог занятия.
Занятие №14.
Тема: "Дуб и сосна".
Цель: дать представление о взаимосвязях живых организмов. Рассказать, что жизнь одних из них связана с дубом, других- с сосной. Рассказать о возможных последствиях рубки отдельных деревьев и лесов в целом.
Ход: 1. Повторное рассматривание дуба и сосны.
2. Беседа о роли этих деревьев.
3. Экологический тренинг.
4. Опыт: "Летающие семена- познакомить с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит".
Итог занятия.
Занятие №15.
Тема: "Волк и лиса - лесные хищники".
Цель: уточнить представление детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. Формировать представление о приспособленности хищников к добыванию пищи. Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных.
Ход: 1. Отгадывание загадок и рассматривание картин лесных хищников.
2. Сравнение моделей ног волка и лисы.
3. Физминутка.
4. Письмо волку и лисе.
Итог занятия.
Занятие №16.
Тема: "Наблюдение за кошкой".
Цель: выявить признаки кошки как домашнего животного, как зверя. Воспитывать у детей удовольствие от общения с ними.
Ход: 1. Беседа о кошке.
2. Рассматривание картины "Кошка во дворе".
3. Физминутка.
4. Опыт: "Как кошка язычком чистит себе шерстку- выяснить, как кошка моется".
Итог занятия.
Занятие №17.
Тема: "Кто главный в лесу".
Цель: дать детям представление о леснике - человеке, который заботится о лесе.
Ход: 1. Беседа о лесе.
2. Чтение стихотворения "Лесник".
3. Рассматривание картины "Зимняя подкормка".
4. Чтение стихов "Дикарь", "Прогулка".
Итог занятия.
Занятие №18.
Тема: "Я - человек".
Цель: на основе исследовательской деятельности развивать представление о том, что человек - часть природы, и одновременно существо мыслящее; совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.
Ход: 1. Игра "Живое - неживое".
2. Беседа о строении человека.
3. Конкурс умников.
4. Игра с бумажным квадратом.
Итог занятия.
Занятие №19.
Тема: " Сравнение диких и домашних животных".
Цель: уточнить с детьми признаки домашних животных. Показать, что они отличаются от диких. Упражнять умственные способности детей.
Ход: 1. Отгадывание загадок и рассматривание картин животных.
2. Беседа о животных.
3. Фантазирование "Что было бы, если бы.. . (кошка лаяла).
Итог занятия.
Занятие №20.
Тема: "Рассказ об экологических пирамидах".
Цель: формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Закрепить знание детей об "экологических пирамидах".
Ход: 1. Дать понятие о "экологической пирамиде", раскладывание на доске пирамиды.
2. Физ - ка.
3. Игра "Живая пирамида".
Итог занятия.
Занятие №21.
Тема: "Двугорбый верблюд пустыни".
Цель: углубить представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, познакомить с жителем пустыни - верблюдом, рассказать, как он приспособился к условиям жизни. Развивать познавательную активность детей, творческое воображение.
Ход: 1. Рассматривание картины "Верблюд".
2. Чтение стихотворения.
3. Написание письма верблюду.
4. Опыт.
Итог занятия.
Занятие №22.
Тема: "Беседа "Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу".
Цель: формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
Ход: 1. Сообщение темы занятия.
2. Вопросы.
3. Физ - ка.
Итог занятия.
Занятие №23.
Тема: "Как узнать зиму?".
Цель: обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой. Формировать эстетическое отношение к занятиям явлениям.
Ход: 1. Чтение стихотворения.
2. Беседа о зиме.
3. Беседа о растениях, насекомых, птицах, зверях.
4. Психологическая разгрузка.
Итог занятия.