Людмила Марченко
Из опыта работы по использованию элементов ТРИЗ в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы по использованию элементов ТРИЗ в работе с дошкольниками.
МБДОУ №107 г Чита. Воспитатель: Марченко Л. П.
В данном саду я работаю 19 лет. Первый раз я услышала слово ТРИЗ на курсах. В2003 году прошла курсы ТРИЗ Так как я работала на логопедической группе,то я стала использовать элементы ТРИЗ в развитии речи. В дошкольном детстве ребенок должен овладеть таким словарным запасом, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно учиться в школе, читать и понимать литературные произведения. Поэтому развитию словаря детей мы уделяем большое внимание. Дети с плохо развитой речью отстают в школе, иногда неправильно употребляют слова, почти не используют в речи эпитетов, синонимов и антонимов. Через слово формируется нравственность и навыки поведения, культура общения. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, так как здесь закладываются основы развития мышления и речи. В своей работе я использую методы и приемы, предлагаемые ТРИЗ- технологией.
Публикация «Из опыта работы по использованию элементов ТРИЗ в работе с дошкольниками» размещена в разделах
«ДИДАКТИЧЕСКИЙ МЯЧ», с помощью которого учу детей находить слова –антонимы, синонимы.
«ВЕРТОЛИНА»-игра способствует расширению и активизации словаря. Поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и показывает на определенную область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области.
«НАО :существительные прилагательные, наречия и глаголы.
«ЭХО»- в точности повторяют то, что слышат.
Игра «ДА-НЕТ» или «УГАДАЙ, ЧТО Я ЗАГАДАЛА. Игра «ХОРОШО-ПЛОХО»
Значение сказки в развитии речи и воспитании детей трудно переоценить-это источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка и обогащения словаря. Я подхожу к использованию сказочного материала нетрадиционно. Стараюсь сформировать в детях возможность оригинально, непривычно, по- своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, смешивать несколько сказочных сюжетов в один, перевирать сказки, старую сказку рассказывать на новый лад- коллаж из сказок. ,и. т. д. Обучать детей сочинению сказок начинаю с обучения детей составлению моделей сказки. Дети учатся записывать схемами придуманный текст, схемы не должны иметь много деталей, действие к действию добавляется через стрелку.
Для формирования и развития творческих способностей в группе оформлен уголок «Лаборатория ТРИЗ» -там находятся наглядные пособия: картинки для составления логических рассказов, словесные игры; дид. игры по формированию системного мышления; настольные игры, например, «Что сначала, что потом», «Что. откуда, почему» и. т. д., мнемотаблицы., много материала по сказкам- разнообразные театры.
Элементы технологии ТРИЗ стараюсь использовать во всех видах деятельности они помогают детям увидеть неожиданное рядом. В изобразительной деятельности включаю использование разных нестандартных материалов.
Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Цель первого этапа- научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общего между цветком и деревом? Цель второго этапа- учить детей фантазировать, изобретать. Третий этап решение сказочных задач и придумывание сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например,»Вас поймала баба яга и хочет съесть. Что делать?». На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, использует нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
В результате занятий с применением элементов ТРИЗ у детей развивается воображение, речь, познавательные способности, являются эффективным средством развития активного творческого мышления, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Все это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах).ТРИЗ дает детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Смысл технологии ТРИЗ в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Педагог выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.