Валентина Никитина
Прогулки на свежем воздухе с дошкольниками (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка для дошкольника – это прежде всего игра. Но прогулка должна быть насыщенной и разнообразной, так как преследует много целей.
Главная цель прогулок – оздоровительная. Согласно СанПин, дошкольники должны проводить не менее трёх, четырёх часов на свежем воздухе ежедневно. У ребенка активизируются защитные функции организма: происходит закаливание и укрепление здоровья. Прогулка способствует улучшению эмоционального фона, что также имеет прямое отношение к здоровью. Бывают, конечно, исключения, связанные с погодными условиями (дети могут замерзнуть или промочить ножки, прогулка может быть сокращена.
Публикация «Прогулки на свежем воздухе с дошкольниками (из опыта работы)» размещена в разделах
По требованию ФГОС, прогулки должны быть направлены на развитие в детях мотивации и способностей к различным видам детской деятельности.
В нормативных документах указывается 7 видов детской деятельности:
- игровая;
- коммуникативная;
- трудовая;
- познавательно-исследовательская;
- продуктивная;
- музыкально-художественная;
- чтение.
На прогулке решается комплекс воспитательно-образовательных мероприятий. Совместные игры, соревнования, наблюдения сплачивают детский коллектив, дети приобретают коммуникативные навыки. Учатся дружить, быть внимательными друг к другу, добрыми и справедливыми. Учатся договариваться и находить компромисс.
Очень интересно наблюдать за маленькими детьми (3-4 лет, когда они самостоятельно организовывают игру, хороводную или подвижную, имеющую правила, выбирают ведущего с помощью считалки, разученной прежде, договариваются об очередности, не нарушая правил. Маленькие дети понимают, что куда интереснее заниматься увлекательным делом, нежели просто бегать или слоняться без дела. Обучить детей не сложно, нужно, чтобы взрослый принимал участие и был частью детского коллектива.
Детская прогулка складывается из пяти структурных элементов:
1. Самостоятельная игровая деятельность.
2. Индивидуальная работа по развитию дошкольников.
3. Труд.
4. Наблюдение.
5. Двигательная активность.
Важной частью прогулки является познавательно-исследовательская деятельность. Цель этой деятельности направлена на расширение знаний детей об окружающем мире, на пополнение активного словаря. Дети учатся наблюдать за живой и неживой природой, за действиями людей и т. д.
Например: зимой дети наблюдают за птицами, узнают их названия, строят для них кормушки, кормят. Птицы привыкают к такому вниманию и каждый день встречают их в одно и тоже время. Дети учатся заботиться о пернатых друзьях, проявлять такие человеческие чувства, как доброта и сочувствие.
На прогулках дети узнают названия деревьев, растений, кустарников. Учатся распознавать их по коре, листьям, стеблям, соцветиям, плодам.
Интересное наблюдение из опыта работы :
В феврале сеются семена цветов для будущей клумбы. До мая дети поливают, наблюдают, как появляются первые росточки, листочки и т. д.
В мае цветы высаживают на клумбу, всё лето за ними ухаживают, а осенью наблюдают за цветами и за тем, как исчезает растение под снегом. Растение проходит весь свой жизненный цикл и ребята имеют возможность пронаблюдать всё это от начала до конца.
Очень важны в воспитании ребенка «сезонные» прогулки. Ребята наблюдают за красотой природных явлений: падающий мягкий снег и больно бьющие шарики града. Одно из ярких чудес – золотая осень, сказочная красота осенних красок и танцующих листьев в листопаде. А какие положительные эмоции вызывает теплый дождь с пузырями и внезапно появившаяся радуга. Дети учатся познавать природу, видеть её красоту, любить и беречь, потому что каждая травинка и каждый червячок имеет право на жизнь.
Самые радостные и активные прогулки, конечно же, зимой. Можно поваляться в снегу, не испачкав одежду, прокатиться с горки, слепить много снеговиков и разных зверюшек за одну прогулку, построить крепость. Во время такой прогулки есть место творчеству. Рисовать можно не только по асфальту, но и по снегу и это довольно увлекательное занятие.
Какая же прогулка может быть без куличиков и тортиков из песка. Особенно это любят младшие дошкольники, старшие любят строить дороги, замки, крепости. Всё это развивает в детях воображение, фантазию, ум, мелкую моторику.
Спортивные мероприятия тоже являются частью прогулок. В тёплый период года целесообразно проводить на свежем воздухе утреннюю гимнастику, занятия по физической культуре, игры спортивного характера (с мячом, скакалками, бадминтоном и т. д.)
Зимой катание на санках, лыжах, ватрушках.
В нашем детском саду проводятся малые олимпийские игры: летние и зимние. Причем по всем правилам: с открытием и закрытием, с поднятием олимпийского флага, зажиганием огня и настоящими соревнованиями.