Новикова Ирина Алексеевна
Из опыта работы на тему: «Формирование познавательных интересов у детей посредством экспериментирования с воздухом и водой»
▼ Скачать + Заказать документы
Поисково – исследовательская деятельность зарождается в недрах дошкольного детства, таким образом актуальность проблемы детского экспериментирования и необходимости проработки аспекта этой проблемы, которые непосредственно входят на практическую деятельность воспитания детей, подводят к выбору темы исследования.
Ознакомление со свойствами воды и воздуха через экспериментирование в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка, о чем свидетельствуют результаты мониторинга.
Публикация «Из опыта работы на тему: „Формирование познавательных интересов у детей посредством экспериментирования с воздухом и водой“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Воздух. Свойства воздуха
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Экспериментально - игровая деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами жизни в обществе.
По результатам диагностики о свойствах воды и воздуха половина детей находятся на среднем и низком уровне. Исходя из диагностического обследования у детей среднего дошкольного возраста были сделаны следующие выводы: необходима ежедневная целенаправленная работа по данному разделу. Итоги наблюдений, анализ результатов работы с детьми, беседы с родителями показали, что семья в своем большинстве не уделяет должного внимания ознакомлению со свойствами воды и воздуха, так как у них нет времени и возможности для дополнительных занятий с ними.
Итак, проблема формирования у детей знаний о свойствах воды и воздуха через экспериментирование является своевременной и соответствует потребностям детского сада и современным требованиям. Исходя из этого, была определена основная идея.
Актуальность опыта обусловлена тем, что ребенок выступает как своеобразный исследователь, воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль экспериментальной деятельности. Детское экспериментирование как деятельность начинает формироваться в период раннего возраста и проявляется в любопытстве и желании что-то сделать любыми доступными средствами. В младшем дошкольном возрасте дети начинают овладевать первоначальными навыками самостоятельности, но в большинстве случаев продолжают действовать вместе со взрослыми или под их контролем. Дети проявляют любознательность, часто задают вопросы, касающихся окружающих предметов и явлений, интересуются причинно-следственными связями (как, зачем?. почему, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и пытаются искать на них ответы, склонны наблюдать, экспериментировать. Делают первые попытки высказывать предположения о возможном результате опыта и о способах его достижения.
В требованиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта уделено большое внимание познавательно-исследовательской деятельности объектов окружающего мира и экспериментирования с детьми дошкольного возраста. Анализ ФГОС указал на приобретение ребенком новых знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта.
Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является детское экспериментирование. В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в поисковой–экспериментальной деятельности.
Таким образом, вытекает противоречие между огромным исследовательским потенциалом ребенка в учебно-познавательной деятельности и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников, актуальной становится разработка системы методической работы по осуществлению деятельностного подхода к проблеме детского экспериментирования.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта, которые позволяют углубить интерес к познавательной деятельности с воздухом и водой, помогают знакомить с новыми еще неизведанными способами и средствами экспериментирования, автор опыта одним из путей формирования познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста увидел в совершенствовании способов их практической деятельности и выявил экспериментирование как один из оптимальных методов формирования познавательно-исследовательской активности при ознакомлении детей со свойствами воды и воздуха.
Исходя из перспектив и потенциальных возможностей опытно-экспериментальных методов в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста, считаем тему актуальной на современном этапе.
Анализируя результаты диагностики детей среднего дошкольного возраста, стало ясно, что систематическое проведение работы по формированию знаний о свойствах окружающих предметов привело к заметному росту количества детей, свободно умеющих выполнять и называть действия в окружающей обстановке.
Опыт работы показывает, что технология развивающего обучения дает положительные результаты: у детей сформировался познавательный интерес посредством экспериментирования, дети узнали много нового и интересного о свойствах воздуха и воды.