Татьяна Могирь
Выступление на методическом часе «Неудобный ребёнок, или Не такой, как все»
▼ Скачать +Заказ
Выступление на методическом часе «Неудобный ребёнок, или не такой как все»
«Упавший духом гибнет раньше срока»
Омар Хайям
Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали этого малыша. Рождение ребенка с отклонениями в развитии - это катастрофа, трагизм. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи распадаются (70%, мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи.
Публикация «Выступление на методическом часе „Неудобный ребёнок, или Не такой, как все“» размещена в разделах
Уровень развития любого сообщества всегда определяло отношение к людям с ограниченными возможностями. И Россия не исключение. В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Общество не всегда правильно понимает проблемы семей, в которых есть ребёнок с ОВЗ, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями в театр, кино, зрелищные мероприятия и т. д., тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества.
В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в РФ около 5 % относятся к категории ОВЗ, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья.
Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями, другой — относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий).
В постановке коррекционной цели следует помнить, что
«бедность внутреннего мира» всех воспитанников с ОВЗ делает их слишком зависимыми от внешних стимулов.
Наша задача – дать их детям, создать ситуацию успеха, обогащая коррекционную работу новыми приёмами, внедряя и разрабатывая новые педагогические технологии.
Дети с ограниченными возможностями составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу.
Значительную по численности группу детей составляют дети с нерезко выраженными, а, следовательно, трудно выявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы. Группа детей с минимальными либо парциальными нарушениями полиморфна, и может быть представлена следующими вариантами:
• дети с минимальными нарушениями слуха;
• дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе с косоглазием и амблиопией;
• дети с нарушениями речи;
• дети с лёгкой задержкой психического развития
• педагогически запущенные дети;
• дети — носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряжённость, тревожность, фрустрация, нарушения сна, аппетита, соматогенной или церебрально-органической природы без нарушений интеллектуального развития (часто болеющие, посттравматики, аллергики);
• дети с психопатоподобными формами поведения (по типу аффективной возбудимости, истероидности, психастении и др.);
• дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания);
• дети с психогениями (неврозами);
• дети с начальным проявлением психических заболеваний (шизофрения, ранний детский аутизм, эпилепсия);
• дети с лёгкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической природы;
• дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур головного мозга или нарушения их функционального или органического генеза (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции)
Остановимся подробнее на работе с детьми с РАС.
В зависимости от особенностей аффективного и эмоционального развития у аутичных детей складывается своеобразный стереотип общения с окружающим миром, который позволяет разделять их на 4 основные группы по классификации О. С. Никольской и соавторов.
Первая группа. Аутизм как полная отрешенность от происходящего
1 группу образно называют «дети с лицом принца». Дети почти не имеют активной избирательности в контактах со средой и людьми, что проявляется в их полевом поведении. Они практически не реагируют на обращение и сами не используют ни речь, ни невербальные средства коммуникации, их аутизм внешне проявляется как отрешенность от происходящего.
Дети будто не видят и не слышат, могут не реагировать даже на физический дискомфорт. Тем не менее, пользуясь в основном периферическим зрением, они хорошо вписываются в пространственное окружение. Не вслушиваясь, и, не обращая ни на что явного внимания, в своем поведении могут показывать неожиданное понимание происходящего.
Полевое поведение в данном случае принципиально отличается от полевого поведения умственно отсталого ребенка. Ребенок с РАС отличается от гиперактивных и импульсивных детей: не откликается, не тянется, не хватает, не манипулирует предметами, а скользит мимо. Отсутствие возможности активно и направленно действовать с предметами проявляется в характерном нарушении формирования зрительно-двигательной координации. Этих детей можно мимолетно заинтересовать, но привлечь к минимально развернутому взаимодействию очень трудно. При активной попытке сосредоточить ребенка, он может сопротивляться, но как только принуждение прекращается, он успокаивается. Негативизм в этих случаях не выражен активно, дети не защищаются, а просто уходят от неприятного им вмешательства.
При столь выраженных нарушениях организации целенаправленного действия дети с огромным трудом овладевают навыками самообслуживания, так же, как и навыками коммуникации. Они мутичны, хотя известно, что многие из них время от времени могут повторить за другими привлекшее их слово или фразу, а иногда откликнуться и неожиданно прокомментировать происходящее. Эти слова, однако, без специальной помощи плохо закрепляются для активного использования и остаются эхом увиденного или услышанного. При явном отсутствии активности собственной речи, их понимание обращенной речи остается под вопросом. Так, дети могут проявлять явную растерянность, непонимание простой и прямо адресованной им инструкции и, в то же время, эпизодически демонстрировать адекватное восприятие значительно более сложной речевой информации, воспринятой из разговоров окружающих, которая на них не направлена. Дети могут длительно созерцать беспредметные объекты (узоры на ковре или тюлевой занавеске). Отмечается псевдоглухота (ребенок как-бы не слышит). «Полевой» ребенок 1 группы может, не чувствуя опасности, забираться на мебель, ударяться головой о стекло окна, вылезать в окно, «шагать» из балкона, представляя этим опасность для самого себя.
Вторая группа. Аутизм как активное отвержение окружающего мира Дети 2 группы образно называются «тираны семьи». Дети имеют лишь самые простые формы активного контакта с людьми, используют стереотипные формы поведения, в том числе речевого, стремятся к скрупулёзному сохранению постоянства и порядка в окружающем. Их аутистические установки более выражаются в активном негативизме. По сравнению с первой группой эти дети значительно более активны в развитии взаимоотношений с окружением. В отличие от пассивного ребенка первой группы, для которого характерно отсутствие активной избирательности, поведение этих детей не полевое. У них складываются привычные формы жизни, однако они жестко ограничены и ребенок стремится отстоять их неизменность: здесь максимально выражено стремление сохранения постоянства в окружающем, в привычном порядке жизни - избирательность в еде, одежде, маршруте прогулок. Эти дети с подозрением относятся ко всему новому, могут проявлять выраженный сенсорный дискомфорт, брезгливость, бояться неожиданностей, они легко фиксируют испуг и, соответственно, могут накапливать стойкие страхи. Неопределенность, неожиданный сбой в порядке происходящего, могут дезадаптировать ребенка и спровоцировать поведенческий срыв, который может проявиться в активном негативизме и агрессии. В привычных же, предсказуемых условиях они могут быть спокойны, довольны и более открыты к общению. Характерна речь штампами, требования ребенка выражаются словами и фразами во втором или в третьем лице, складывающимися на основе эхолалии. Речь развивается в рамках стереотипа и тоже привязана к определенной ситуации.
В связи с крайне высокой избирательностью в отношении с окружающим миром дети представляют опасность и в отношении самих себя, и в отношениях с окружающими. Несмотря на сильную симбиотическую связь с близкими, видя человека (члена семьи) в качестве помехи для достижения своих целей, ребенок может щипаться, кусаться, царапаться, кидаться предметами. В сравнении с детьми 1-й группы выглядят более встревоженными и испуганными. Визуальный контакт «сквозь», мимо, но можно заметить, что они видят боковым зрением. Они закрывают уши на громкий звук. В стереотипных действиях аутостимуляции могут проявляться не реализуемые на практике возможности такого ребенка : уникальная память, музыкальный слух т. д. В привычных рамках упорядоченного обучения часть таких детей может освоить программу не только вспомогательной, но и массовой школы. Проблема в том, что эти знания без специальной работы осваиваются механически, укладываются в набор стереотипных формулировок, воспроизводимых ребенком в ответ на вопрос, заданный в привычной форме.
Третья группа. Аутизм как захваченность аутистическими интересами (замещение окружающего мира).
3 группа получила название «Отчаянные энтузиасты» в связи со стойкой стереотипной привязанностью к сверхценным увлечениям. Это и фантазии, и разыгрывание сюжетов с монологами на определенную тему и аутостимуляции посредством неприятных пугающих впечатлений. Дети отличаются эгоцентричностью, конфликтностью, невниманием к интересам и мнению других. У детей отмечается более высокое развитие речи, более высокий когнитивный потенциал, более высокое развитие эмоционального уровня. Дети 3 группы также смотрят как–бы «сквозь», мимо. И при частой встрече со взглядом собеседника дети будут отводить глаза, смущаясь, закрывать лицо руками. Страхи и игры носят бредоподобный характер. В сюжете игры, в отношениях к близким и детям выступает агрессивность. Отмечается слабая эмоциональная привязанность, низкая способность к сопереживанию. Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному. У детей отмечается дурашливость, гримасничанье. Отмечаются сверхценные интересы и увлечения, которые могут выражаться в форме коллекционирования. Дети много говорят одно и то же на запретные темы (устрашающие сюжеты, бранные слова). Речь характеризуется как «магнитофонная», «попугайная». Ребенок называет себя во 2-м лице или по имени. Как интеллектуальное, так и эмоциональное развитие детей крайне диспропорционально. Социализация детей крайне затруднена в связи с психопатоподобным поведением, которое приводит к игнорированию общественных норм морали. В ситуациях, когда ребенок не получает желаемое, он может, не стесняясь общественных мест кричать, кидаться на пол, браниться. Бывает, что с ребенком невозможно договориться, и в отношении него более эффективен авторитарный стиль воспитания.
Стереотипность этих детей в большей степени выражается в стремлении сохранить не постоянство их окружения, а неизменность собственной программы действий, если появляется необходимость по ходу менять программу действий (а этого и требует диалог, это может спровоцировать у такого ребенка аффективный срыв.
Дети из этой группы способны к развернутому монологу. Их речь грамматически правильная, развернутая, с хорошим запасом слов может оцениваться как слишком правильная.
Умственное развитие таких детей часто производит впечатление, что подтверждается результатами стандартизированных обследований. При этом, в отличие от других детей с расстройством аутистического спектра, их успехи проявляют себя в вербальной, а не в невербальной области. При блестящих знаниях в отдельных областях, связанных с их стереотипными интересами, дети имеют ограниченное и фрагментарное представление о реальном окружающем мире. Они получают удовольствие от самого выстраивания информации в ряды, ее систематизации, однако эти интересы и умственные действия тоже стереотипны, мало связаны с реальностью и являются для них родом аутостимуляции.
В раннем возрасте, такой ребенок может оцениваться как сверходаренный, но позже обнаруживаются проблемы выстраивания гибкого взаимодействия, трудности произвольного сосредоточения, поглощенность собственными сверхценными стереотипными интересами. При всех этих трудностях, социальная адаптация таких детей, по крайней мере, внешне, значительно более успешна, чем в случаях двух предыдущих групп. Эти дети, как правило, обучаются по программе массовой школы в условиях класса или индивидуально, могут стабильно получать отличные оценки.
Четвертая группа. Аутизм как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия
4 группу образно называют «висящие на матери дети».
Название группы связано с тем, что дети характеризуются повышенной ранимостью, тормозимостью в контактах, сильной зависимостью от эмоциональной поддержки взрослых, особенно матери. Дети отличаются особым педантизмом, повышенным стремлением к порядку, могут обращаться за поддержкой и подсказкой взрослых. Для детей 4 группы характерен пониженный фон настроения, сверхценные страхи, тихая малоподвижная игра; нарастание боязливости и скованности при малейшем изменении привычного стереотипа. В напряженных ситуациях проявляются стереотипии. Типичны заторможенность и неуверенность движений. Робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности. При плохом контакте со сверстниками они активно ищут защиты у взрослых; сохраняют постоянство среды за счет активного усвоения поведенческих штампов, формирующих образцы правильного социального поведения. Стараются быть «хорошими», выполнять требования близких. Это самая легкая на первый взгляд группа детей, наиболее близкая к норме, напоминающая детей с ЗПР, имеющих спектр эмоциональных нарушений. В то же самое время ребенок этой группы выглядит как «странный невротик».
Ограниченность такого ребенка проявляется в том, что он стремится строить свои отношения с миром только опосредованно, через взрослого человека. Потеряв связь со своим эмоциональным донором, переводчиком и упорядочивателем смыслов происходящего вокруг, такой ребенок останавливается в развитии, может регрессировать к уровню, характерному для детей второй группы.
При всей зависимости от другого человека среди всех аутичных детей только эти дети пытаются вступить в диалог с обстоятельствами (действенный и речевой, хотя и имеют огромные трудности в его организации.
Педагогическое обследование часто обнаруживает у них пограничное состояние между ЗПР и умственной отсталостью.
Такие дети описываются в специальной литературе как высокофункциональные дети с аутизмом.
На занятиях и свободной деятельности у детей может наблюдаться проблемное, нежелательное поведение.
Проблемное поведение проявляется:
1. Истерии
2. Агрессия (вербальная, физическая)
3. Аутоагрессия
4. Отсутствие реакции на просьбы, требования
5. Аутостимуляции
Функции проблемного поведения и проявление:
1. Получить желаемый предмет или действие, возникает при отказе выполнить просьбу ребёнка или если требуется прекратить любимое занятие. Например, ребёнок начинает кричать после того, как воспитатель не разрешил ему рисовать на столе, закрепляется в том случае, если воспитатель разрешает ему рисовать на столе для того, чтобы он перестал кричать;
2. Избежать неприятного возникает, когда ребёнок хочет избавиться от скучных занятий. Например, ребёнок начинает сбрасывать предметы со стола во время занятия. Закрепляется, если воспитатель разрешает ребёнку пойти поиграть, поскольку в таких случаях он не может проводить занятия с другими детьми.
3. Привлечь внимание возникает в ситуациях, когда на ребёнка не обращают внимания, например, ребёнок начинает ломать постройки сверстников. Закрепляется, если внимание удаётся привлечь проблемным поведением. Следует помнить, что, хотя реакция со стороны окружающих негативная, он всё равно её добивается.
Для того, чтобы уменьшить проявления нежелательного поведения необходимо:
• На занятиях понизить уровень сложности задания;
• Использовать «принцип бутерброда» (первое задание – простое, интересное; второе – более сложное, третье – наиболее приятное, чтобы у ребёнка был мотив быстрее завершить второе, наиболее сложное);
• Предоставить возможность выбора;
• Работать в быстром темпе, задания должны быть короткими;
• Часто менять задания
При организации пространства в ДОУ использовать визуальные средства (подсказки) :
1. Ориентировочные, использование фотографий, пиктограмм или привлекательного цвета для обозначения вещей, которыми он пользуется в группе;
2. Коммуникативные, использование табличек с печатным текстом, которые размещаются в соответствующих местах, например, «Дай пить» - питьевой режим, «Открой дверь» - входная дверь, «Давай играть» - игровая зона, «Одеваться» - дверь шкафчика;
3. Социально – поведенческие подсказки, правила поведения иллюстрируются при помощи наглядных изображений тех действий, которые можно и нельзя делать в детском саду; серии картинок, иллюстрирующие алгоритм социальных действий, например, на дверце шкафчика могут быть размещены картинки: мальчик надевает кофту, затем штаны, затем куртку, затем шапку, затем ботинки.
Обязательным условием при организации пространства для детей с РАС является наличие в нём средств коммуникации, в том числе коммуникативной доски или альбома, которые позволяют ребёнку и окружающим людям общаться.
Коммуникативная доска или альбом включают:
• Фотографии близких людей;
• Фотографии и пиктограммы с изображением любимых видов деятельности ребёнка;
• Фотографии или пиктограммы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей (еда, туалет, вода и т. д.);
• Фотографии или пиктограммы с эмоциями ребёнка;
• Пиктограммы, иллюстрирующие базовые коммуникативные функции (просьба о помощи, приветствие, отказ и т. д.)
Для детей с РАС большое значение имеет организация времени. Это связано с тем, что в их сознании с трудом формируются временные представления, структура времени, последовательность временных событий. События, происходящие с ними в течение дня, оказываются неупорядоченными, бессвязными, хаотичными. Дети с РАС не знают, в какой момент совершаются определённые социальные события.
Организация времени осуществляется путём его визуализации, т. е. использование карточек, иллюстрирующих последовательность событий, происходящих в течение дня. На занятиях также используется наглядное расписание, т. е. план занятия, который включает различные предметы, пиктограммы, иллюстрирующие определённый вид задания, например, кубик – задания с игрушками, карандаш – рисование и т. д.
Мудрая притча о Будде. Горчичное зерно
Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, однако только в том случае, в случае если она принесёт ему горчичное зерно из того дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски такого дома, а Будда отправился своим путём.
Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и весело напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной? На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей крайне важно помочь постирать бельё людям, у которых горе еще тяжелее её собственного.