Верёвкина Ирина
Коммуникативная компетентность как способ повышения профессионализма педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие коммуникативное компетентности. эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.
Материалы: презентация для демонстрации, чистые листы, цветные карандаши, ручки.
В условиях модернизации образования, современной науки и практики приобретает особую актуальность и выдвигается на первый план коммуникативная компетентность педагога.
Публикация «Коммуникативная компетентность как способ повышения профессионализма педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Сегодня с введением ФГОС в дошкольное образование, возрастают требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, развитию у него необходимых компетенций. Эффективность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, целесообразные взаимоотношения со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: коллеги, дети, родители.
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание.
Сочетание терминов «Коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. Competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).
Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, успешному обучению.
Успешность работы педагога сопряженной с постоянными контактами с детьми, родителями, коллегами, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.
Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями детьми зависит от умения общаться. Поэтому общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.
В нашем дошкольном образовательном учреждении общение является важнейшим фактором профессионального успеха.
Мини тренинг:
1. Притча (Звучит музыка).
Жил был юноша, который не умел ладить с людьми. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал, забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше, вынимать один гвоздь из ворот, каждый раз, когда он не потеряет терпение.
Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах».
Общение важная составляющая жизни каждого человека, а общение в профессии педагога – его главный инструмент.
2. Упражнение «Мой герб» (во время работы звучит спокойная музыка)
Давайте немного пофантазируем. Представим, что все мы принадлежим к знатным и древним родам, и нам есть чем гордиться. Нам придется поработать над созданием собственных геральдических знаков.
Перед вами чистые листы. Выполним с вами маленький графический диктант. Делим лист вертикальной линией пополам. Далее, двумя горизонтальными линиями, необходимо разделить лист на шесть равных секторов. В полученных секторах надо изобразить фигуры –заготовочки. Они могут быть произвольной величины, в любом месте сектора, который будет озвучен.
В верхнем левом секторе изобразим круг.
В верхнем правом - треугольник.
В среднем левом – графическая ступень.
В среднем правом – горизонтальные песочные часы (бантик из двух треугольников).
В нижнем левом – квадрат.
В нижнем правом – две дуги (или скобки).
Теперь вам предстоит каждую из изображенных фигур дорисовать до какого либо изображения и написать по два прилагательных к каждому полученному рисунку (можете записывать их рядом с изображением
А сейчас послушайте разъяснения к вашим рисункам.
Левый верхний рисунок – отношение к себе.
Правый верхний рисунок – отношение других ко мне.
Средний левый – жизненный путь.
Средний правый – внутренний мир.
Левый нижний – отношение к семье.
Правый нижний – отношение к любви.
Обращаю ваше внимание, на категории, где упомянуты, не очень приятные, не вдохновляющие, отрицательно окрашенные прилагательные, и сделайте вывод о том, какая из составляющих вашей жизни не приносит радости, в какой сфере вы чувствуете дискомфорт. Попробуйте позже самостоятельно проанализировать, что вас не устраивает в этой области жизни, и, возможно, вы сами сможете понять, что необходимо предпринять, для изменения ситуации к лучшему.
3. В завершении нашей встречи мне хотелось бы продемонстрировать вам один необычный опыт.
Я возьму стеклянную банку и наполню ее камнями. Скажите, пожалуйста, полна ли банка? Сейчас я возьму стакан гороха и высыплю ее содержимое в большую банку, немного потрясу ее. Горох занял свободное место между камнями. А теперь полна банка?
Тогда я возьму стакан, наполненный песком, и насыплю его в банку. Естественно песок занял полностью существующее свободное место и все закрыл. Полна ли банка? Тогда я еще возьму стакан с водой и вылью ее в банку до последней капли, размачивая песок.
А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка – это ваша жизнь.
Камни – это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, свои дети, друзья – все то, что необходимо, чтобы ваша жизнь все-таки оставалась полной даже в случае, если все остальное потеряется.
Горох – это вещи, которые лично для вас стали важными: работы, дом, автомобиль.
Песок – это все остальные мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горох и камни. И так же в нашей жизни, если тратить все время и всю энергию на мелочи, не останется места для важнейших вещей.
Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни: Определите ваши приоритеты – остальное это просто песок. Вы спросите, какое значение имеет вода? Я это сделала просто, чтобы доказать вам, что как бы ни была наша жизнь занята, всегда есть немного места для разного безделья.
И в заключении хочу прочесть стихотворение:
Что на земле имеет ценность?
Конечно это жизнь любовь,
Здоровье, мама, дети, верность,
Семья и защищенный кров,
Надежда в сердце, вера в Бога,
Души безгрешность, красота,
Любимый труд, домой дорога,
Мир на земле и доброта!
Родных и близких берегите,
Храня их счастье и покой,
Минуту каждую цените,
Что вам дарована судьбой.