Ирина Мячикова
Эссе «Я-воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я - воспитатель» Из опыта работы
В школе была вожатой, мне очень нравилось общаться с детьми. Это и повлияло на мой выбор - стать воспитателем. После окончания школы в 1983 году устроилась на работу в детский сад и вот уже 30 лет не покидаю его стены.
Делая первые шаги в профессии, у меня не сразу все получалось, не хватало опыта, но было огромное желание войти в мир детства, ту таинственную и чудесную планету, жители которой многое понимают, чувствуют.
В 1993 году закончила Вольское педагогическое училище. Детский сад стал для меня вторым домом.
Публикация «Эссе „Я-воспитатель“» размещена в разделах
На данный момент у меня в группе 19 детей. Они все разные, но объединяет их одно: каждый из них уникальная личность. Ежедневно, приходя в любимый детский сад, я смотрю в глаза своих малышей. Глаза ребенка - это состояние души, в них многое можно увидеть. Я учу детей удивлять и удивляться, учу радоваться жизни и дарить радость другим. Поэтому мое педагогическое кредо – не оставлять равнодушным ни одного ребенка, каждый день делать для него чудом, праздником, событием.
На сегодняшний день очевидной стала проблема необходимости качественного, современного дошкольного образовательного процесса в ДОУ. В соответствии с задачами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) необходимо объединять обучение и воспитание детей в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формировать общую культуру личности детей, развивать их социальные, нравственные, эстетические качества, инициативность, самостоятельность ребенка. Поэтому я, как современный педагог постоянно занимаюсь поиском эффективных моделей организации педагогического процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка.
В последнее время специалисты дошкольного образования уделяют все больше и больше внимания разработке новых технологий, направленных на развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками. К таким технологиям можно отнести:
1. «Азбука общения» (О. В. Защиринская, Л. П. Воронова, Т. А. Нилова). Новый разносторонний теоретический и практический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей от 3 до 6 лет со сверстниками и взрослыми.
2. «Социальная компетентность ребенка – дошкольника: показатели развития методы выявления» (Т. В. Антонова). Представлены основные методы оценки степени социально-нравственного развития дошкольников.
3. «Развитие социальной уверенности у дошкольников». (Е. В. Прима, Л. В. Филипова).
4. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» (Н. А. Корошкова). В методическом пособии к организации образовательного процесса в детском саду.
5. «Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников» (Л. С. Римашевская).
В своей педагогической работе применяю поисково-исследовательскую деятельность. Считаю, что она может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребенка.
Много внимания уделяю экспериментированию. Основной формой детской экспериментальной деятельности, являются опыты. Провожу их как на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах. В группе созданы необходимые условия для развития детской познавательной деятельности.
Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, водой и т. д. и все принимают в них активное участие. Такие опыты чем - то напоминают фокусы, а главное – ребята все проделывают сами. Тем самым развивается любознательность, наблюдательность, умение находить пути решения проблемных ситуаций.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализуется в следующих формах: оформлена серия наглядной информации для родителей, проводятся индивидуальные и групповые консультации. Вместе с родителями подобрана познавательная литература, стихи, пословицы, загадки и т. д.
Убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому я стараюсь учить не всему, а главному, целостному пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в ее потоке.
Как сохранить любознательность ребенка? Как научить его мыслить творчески? На эти вопросы и многие другие, я постоянно ищу ответы, и для этого выбираю наиболее эффективные средства обучения и развития детей.
Реализуя принцип вариативности, я осуществляю воспитательно-образовательный процесс на основе развивающих технологий: теории решения изобретательских задач (ТРИЗ, технологии проектирования, информационно-коммуникативных технологий.
С помощью этих методов, я формирую творческое мышление, учу генерировать новые идеи и изобретать. Всегда искренне радуюсь, когда мои дети что-то изобретают, потому что смелая фантазия ребенка сегодня - это научный прорыв завтра.
ТРИЗ для меня – это уникальные ключи от познания окружающего мира. Мои воспитанники умеют видеть, воспринимать, представлять окружающий мир, как единое целое, со всеми его сложными связями и изменениями.
В результате применения ИКТ у детей формируются положительное, эмоциональное отношение к компьютеру, понимание его назначения.
Технология проектирования основывается на концептуальной идее доверия к природе ребенка, опирается на его поисковое поведение. Такая технология способна творить чудеса, превращая повседневную деятельность с детьми в праздник творчества. От имени детей хорошо сказал педагог Чарльз Беббидж:
Я услышал и забыл.
Я увидел и запомнил.
Я сделал и понял.
Для меня, важно создать условия, в которых ребенок выступает как самостоятельный, инициативный субъект деятельности. Он изучает, действует, исследует.
Работу в рамках проекта веду регулярно, давая небольшие по объему задания, вовлекаю детей в активную практическую деятельность через разрешение проблемных ситуаций, в которых всегда присутствует «феномен удивления». В ходе проекта реализуется «Я - концепция», как одно из важнейших достижений формирования личности. Итогом проектов является совместное с детьми изготовление поделок, рисунков, презентаций и т. д.
С целью распространения положительного педагогического опыта размещаю материалы на личном сайте myachikova.ucoz.net.
В электронном журнале «Дошкольник. РФ» (№3 2015 год) опубликована моя статья «Технология проектирования в детском саду». Указанная работа доступна для свободного ознакомления по адресу ее постоянного размещения на страницах всероссийского сетевого издания doshkolnik.ru/pedagogika/9512.html, электронная страница педагога doshkolnik.ru/profile/100705.html.
Участие детей в проектной деятельности стало способом удовлетворения их познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании, объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними, как с равноправными партнерами.
Таким образом, сочетание технологии проектирования, ИКТ и ТРИЗ позволят расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, а процесс познания организовать более интересно, содержательно и доступно для каждого ребенка.
Данный инновационный подход повышает заинтересованность детей в обучении, что является важной составляющей процесса предшкольной подготовки.
За добросовестный труд, творческую инициативу первую свою грамоту я получила в 1989 г. от районного отдела народного образования.
В 2005 г. была награждена Почетной грамотой отдела образования за творческий подход к воспитанию детей дошкольного возраста.
С целью обмена опытом в 2006 г. принимала участие в региональном конкурсе творческих работ «Познаем мир».
В 2011 г. партия «Единая Россия» проводила конкурс «Лидеры дошкольного образования», в котором я принимала участие, стала победителем и была награждена дипломом 1 степени, в номинации «Добрая волшебница маленькой страны».
В 2013 г. участвовала в муниципальном конкурсе «Воспитатель года – 2013».
В августе этого же года проходил муниципальный конкурс, где стала победителем в номинации «Лучшее комнатное растение». В октябре – победа в конкурсе «Лидеры дошкольного образования».
В 2014 г. награждена дипломом 2 степени в муниципальном конкурсе исследовательских работ «Гранит науки». Участвовала в районном конкурсе «Лидеры дошкольного образования», награждена дипломом 2 степени в номинации «Лучший воспитатель года». Ко Дню работников дошкольного образования награждена грамотой отдела образования администрации Романовского МР за добросовестный труд, успехи в развитии и воспитании детей.
Меняется мир, меняются и требования. Воспитатель сегодня должен быть современным человеком, схватывать все на лету, уметь управлять современными компьютерными технологиями, участвовать в конкурсах, обмениваться опытом.
В начале 2015 года приняла участие во Всероссийском творческом конкурсе «Фея мира детства-3», представив на суд жюри работу «Моя педагогическая концепция».
Результатом стал диплом 3 степени в номинации «Педагог 21 века».
Продолжая свою работу по обмену опытом, принимала участие во Всероссийском творческом конкурсе «Рассударики» в номинации «Творческая работа и методические разработки», награждена дипломом лауреата.
Поделилась своим опытом во Всероссийском творческом конкурсе «Золотая рыбка», заняла 1 место в номинации «Педагогические проекты».
Награждена Благодарностью за активное участие в развитии дошкольной педагогики Всероссийским сетевым изданием для педагогов и родителей.
В феврале 2015 года проходил открытый Международный турнир способностей Росток UniКУМ. Наш детский сад представляли воспитанники подготовительной группы, все дети стали победителями. За организацию и проведение открытого Международного интеллектуального турнира получила Благодарность комитета турнира.
В 2011 г. в областном творческом конкурсе «Моя семья» принимал участие мой воспитанник Бегушев Максим, награжден грамотой за 1 место.
В этом же году в районном конкурсе «Возраст – делу не помеха» в номинации «Прикладное искусство» Щербинина Настя заняла 1 место.
В 2015 г. воспитанники моей группы принимали участие во Всероссийском творческом конкурсе в номинации «Творчество без границ», где заняли 2 и 3 место.
Планирую и в дальнейшем принимать активное участие с детьми своей группы в различных конкурсах, где они смогут проявить свои способности и знания. Сама же буду продолжать работу по обмену опытом в конкурсах, фестивалях, на страницах образовательных сайтов, в сетевых журналах.
Я очень люблю свою нелегкую, но интересную и нужную работу за то, что вместе с детьми я расту, развиваюсь. Для меня быть воспитателем значит жить. И. Кант отметил: «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», и я с ним согласна.