Елена Гутарова
Доклад «Уголок живой природы, как основная форма экологического образования дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю в детском саду № 13 города Новозыбкова. В нашем ДОУ функционирует 11 групп.
Весь воспитательно-образовательный процесс выстроен на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, научно-методической разработки «Здоровячок» под редакцией Е. М. Бохорского, Л. С. Кротовой, ряда педагогических технологий и парциальных программ.
Публикация «Доклад „Уголок живой природы, как основная форма экологического образования дошкольников“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята-дошколята. Экологические стенды и уголки
- Темочки
Одним из основных направлений ДОУ является экологическое воспитание дошкольников. Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
В нашем детском саду созданы все необходимые условия для развития экологических представлений у дошкольников. В каждой группе организованы зоны науки, которые включают в себя уголок природы и исследовательско-экспериментальную деятельность. Каждый уголок природы отличается оригинальностью, неповторимостью, содержанием.
В настоящее время я работаю в группах старшего дошкольного возраста и являюсь ответственной за организацию и содержание уголка природы. Свою работу с детьми по использованию уголка природы осуществляю как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми в ходе режимных моментов. Продуманная организация обучения, специальные наблюдения за растениями и животными, развивает мышление детей, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Я считаю, главная особенность уголка природы – эта непосредственная близость его обитателей к детям, что позволяет мне организовывать различную деятельность детей на протяжении всего времени пребывания в детском саду. Считаю, что у детей с раннего возраста можно сформировать понимание того, что обитатели уголка природы живые существа со своими потребностями, о них нужно постоянно заботиться.
В группе, где я работаю, много комнатных растений: прежде всего те, которые требует программа, но и другие растения, которые служат для украшения интерьера и не приносят вреда детям. Мне всегда хотелось показать дошкольникам, как велик мир растений, как уютно в помещении, где много зелени и цветов. Научить детей бережно обращаться с ними, ухаживать за ними. Знакомство с комнатными растениями провожу непосредственно в уголке природы как в специально организованной ситуации, так и в режимные моменты. Дети помогают поливать, рыхлить землю, рассматриваем строение и характерные особенности растений. Для этого использую символические знаки, закрепленные в цветочных горшках, оформила книжки-малышки о каждом растении. С такими карточками и книжками-малышками организовываю и провожу дидактические игры: «Что мы знаем о комнатном растении?», «О каких растениях рассказывают эти знаки?». Предлагаю детям рассмотреть растение и сообщить, что в нем изменилось, сделать зарисовки по его развитию. В моей группе у каждой пары детей есть свой индивидуальный цветок, за которым они ведут наблюдение, а потом могут рассказать о его изменениях и характерных особенностях. Этому способствует интересная словесная игра «Если бы я был…». Такую игру можно проводить по всем разделам экологического воспитания. В ней учу детей понимать причинно-следственную связь в природе.
При ознакомлении с животным миром, рекомендую особое внимание уделить отбору программного содержания, которое обеспечивает расширение и углубление знаний, воспитывает у дошкольников устойчивый интерес и внимательное, бережное отношение к животным. Знания о животных даю детям разными путями: через непосредственное наблюдение, иллюстрации, книги, результаты из опыта, кинофильмы.
Правильно организованное наблюдение учит детей не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. На основе этого рождаются самостоятельные суждения, умения обобщать, замечать изменения.
Чтобы вызвать у детей мотивацию для наблюдения за объектом, занятия начинаю с загадок, чтения стихотворений или проблемной ситуации, а заканчиваю показом картинок с изображением животного с детенышами, его жилищем и местом обитания или просмотром отрывка из документального фильма об этом животном. Такое планирование работы позволяет мне закончить занятие и вместе с тем нацеливает на продолжение разговора о наблюдаемом животном. На фоне полученных впечатлений предлагаю детям построить клетки-вольеры для животных, слепить или вырезать продукты питания. Данные навыки отрабатываю в ходе сюжетно-ролевых игр «Зоопарк», «Цирк», дидактических игр «Сделай фигуру», «Угадай животное».
Находясь в постоянном контакте с детьми, я пришла к выводу, что лучше понимать мир природы, заботиться о нем детям помогают игры на экологические темы. Дети активно играют и получают удовольствие в том случае, если игры основаны на уже знакомых сведениях. Игры «Отгадалки» можно проводить с детьми в любом возрасте. Дети изображают жителей уголка природы, а ведущий отгадывает кто это. При этом можно задавать вопросы: «Что ты ешь?», «Ты летаешь или ходишь?» и т. д. Дети узнают виды животных, которые содержатся в детском саду в аквариумах, террариумах, клетках-вольерах. Интересные игры на логическое мышление «Найди сходство и различие». Для детей подготовительной группы предлагаю такие словесные игры «Растение моей мечты», «Животное моей мечты». Организовываю для детей викторины, КВН с использованием жителей уголка природы.
Вместе с детьми и родителями ежегодно пополняем центр науки аквариумными рыбками, птицами, животными, дидактическими играми и методическими материалами.