Ольга Дащенко
Формирование графо-моторных навыков у детей 5–7 лет с ОНР через нетрадиционную технику рисования «Граттаж»
Американский ученый Роджер Сперри в 1981 году получил Нобелевскую премию за открытие того факта, что каждое полушарие отвечает за разные мыслительные операции. Так, левое полушарие отвечает за: логику, последовательность, структуру. А правое отвечает за: интуицию, воображение, образы, эмоции. И чтобы правое и левое полушарие работали вместе, в паре, необходимо давать им общие задания. Например, одновременное создание рисунка левой и правой рукой. Доказано, что рисование обеими руками координирует работу обоих полушарий головного мозга, успокаивает, помогает сосредоточиться, повышает настроение. Физиологи выявили, что при данном виде деятельности происходит развитие необходимое при коррекции дислексий, дисграфий: межполушарной специализации, межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, мелкой моторики, памяти, внимания.
Публикация «Формирование графо-моторных навыков у детей 5–7 лет с ОНР через нетрадиционную технику рисования „Граттаж“» размещена в разделах
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Нетрадиционные техники рисования
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Актуальность
Одна из ключевых задач современного дошкольного образования — развитие творческой стороны личности. Большой потенциал для этого представляет изобразительная деятельность, особенно нетрадиционные техники рисования. Такие занятия погружают малышей в удивительный мир искусства, дают возможность почувствовать себя настоящими волшебниками.
Уровень развития мелкой моторики (графо - моторных навыков) – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Проблема:
Практика показывает, что дети, идущие в первый класс, испытывают трудности с навыками письма. Поэтому работа по формированию графо-моторных навыков должна начинаться, задолго до поступления в школу. Недостаточно развитые графо -моторные навыки детей старшего дошкольного возраста с ОНР повлекут за собой проблемы адаптации в учебной деятельности в школе.
Родители- недостаточный уровень интереса, иннициативы и не всегда признание проблемы (научится в школе)
Определение понятий
Графо-моторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, и даже правильно удерживать пишущий предмет.
Графо-моторные навыки включают в себя:
1. Мелкая мускулатура пальцев (проверить силу пальцев и быстроту их движений).
2. Зрительный анализ и синтез (установить правую и левую часть тела, ориентироваться в пространстве по отношению к предметам, выполнять задания с условиями по выбору нужных направлений). 3. Рисование (штриховать, обводить по контуру, срисовывать геометрические фигуры; зарисовывать детали, предметы; дорисовывать незаконченные рисунки; дорисовывать рисунки с недостающими элементами).
4. Графическая символика (уметь рисовать узоры, изображать их при помощи символов).
Граттаж - Название данной техники происходит от французского слова gratter, что в переводе обозначает «скрести, царапать». Она имеет ещё одно название — воскография.
Цель:
Использование эффективных приемов нетрадиционных техник рисования для развития графо-моторных навыков, мотивации детей к процессу коррекции речи и связанных с ним психических процессов, развитие эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников
Задачи:
- развивать мелкую мускулатуру рук;
- совершенствовать движения рук, развитие психических процессов (произвольного внимания, речи, памяти, логического мышления);
- формировать навыки учебной деятельности (планирование и контроль хода работы.
Ожидаемый результат:
Педагог – повышение профессиональных компетенций.
Родители детей - удовлетворенность качеством воспитания
Дети-
Включение в работу по развитию графо- моторных навыков с детьми с ОНР нетрадиционных техник рисования позволит :
создать условия для преодоления общей зрительно- моторной неловкости, развития мелкой моторики рук (новых технических приемов, требующих точности движений -линии, штрихи, контраст, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением).
Расширится словарный запас, повысится уровень грамматических закономерностей при описании своих действий,значительно повысится познавательный интерес ребенка, сенсорная сфера, за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий.
активизируется самостоятельная мыслительная деятельность (Что еще я могу нарисовать).Повысится уровень наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Средства изображения:
Для рисования в технике Граттаж дошкольникам предоставляются определённые материалы:
Основа — достаточно плотная бумага (чтобы инструмент её не прорезал). Можно взять картон, в том числе цветной.
Для покрытия основы: восковые свечи, восковые мелки, гуашь или тушь (обычно чёрная, но также можно использовать другие тёмные тона — синий, фиолетовый, коричневый).
Жидкое мыло, клей ПВА или моющее средство (для добавления в гуашь).
Губка или широкая кисть для закрашивания основы гуашью.
Острый инструмент для процарапывания изображения: зубочистка, стека, использованный стержень от шариковой ручки, заострённая деревянная палочка, пластиковая вилка и пр.
Сухая салфетка для того, чтобы аккуратно убрать остатки воска после прорисовки.
Повысится уровень наглядно-образного и словесно-логического мышления.
На 1 этапе-дети цветными восковыми мелками закрашивают лист картона,который можно разделить на квадраты или другие фигуры. Главное, что бы лист был закрашен восковыми мелками или свечами полностью - без пробелов. Затем широкой кисточкой тщательно закрашивают гуашью или тушью и дают хорошо высохнуть. Если гуашь или туш плохо прилипает к восковой поверхности – добавляем каплю жидкого мыла или клея ПВА. Можно приступать к рисунку.
2 этап.
Вначале, детям предлагаются трафаретные и шаблонные рисунки.
Дело в том, что при процарапывании довольно трудно исправить сделанную ошибку (лишнюю линию и пр.). Поэтому обводя изображение по трафарету или шаблону, дети будут тренироваться, чтобы потом создавать собственные образы. К тому же трафаретную основу можно дополнять своими неповторимыми элементами. Например, ребёнок рисует по трафарету рыбку и дополняет изображение морскими водорослями, камушками и пр. .
Для процарапывания используем зубочистки, так как они наиболее подходят для штриховки.
Рисование в технике «Граттаж» – довольно кропотливое занятие, поэтому во время творческого процесса необходимо проводить физкультминутку и пальчиковую гимнастику.
Примерная тематика для дошкольников:
Для рисования в технике граттаж можно предлагать детям самые разнообразные темы, но некоторые из них наиболее выигрышные:
Пейзажи, особенно зимний и осенний: «Зимний лес», «Снежинки за окном», «Осенний листопад», «Осенний лес». В первом случае цвет фона под тёмной краской лучше оставить белым (просто натереть лист бумаги восковой свечой). Снежинки получатся замечательными. При изображении же осени основу лучше сделать жёлтой либо сочетать фрагменты жёлтого и оранжевого цвета.
«Северное сияние»Изображение всевозможных ярких, пёстрых и контрастных объектов живой природы: «Бабочка» («Бабочки на лугу», «Попугай», «Павлин», «Пчела» и пр. «Салют в небе», «Салют над городом» (с изображением городского пейзажа).Цветочные мотивы: «Букет для мамы», «Цветы в вазе», «Комнатный цветок»,Натюрморт «Фрукты в вазе»,«Подводный мир»,«Космос».
Фантазийные темы: «Сказочная птица», «Волшебный цветок», «Пейзаж на далёкой планете».