МААМ-картинки

Из опыта работы «Диагностика психологической готовности к школе»

рп
Из опыта работы «Диагностика психологической готовности к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Основной целью диагностики психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации детей.

Ежегодное обследование детей к школе позволяет провести мониторинг данных показателей за несколько лет, выявить общие тенденции, обозначить проблемы психологической подготовки к школе, а также сделать выводы, на основании которых сформулировать рекомендации для педагогов и родителей. Таковы основные задачи диагностики.

Публикация «Из опыта работы „Диагностика психологической готовности к школе“» размещена в разделах

Поскольку психологическая готовность к школе – сложное многокомпонентное образование соответственно существует огромнейшее количество методик ее определяющих.

На базе МАДОУ № 232 («Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово) в результате многолетней практической деятельности были выбраны наиболее информативные, прогностические и вместе с тем достаточно удобные для использования методики. Они подбирались таким образом, чтобы их выполнение не занимало много времени, а материал заданий был наглядным и интересным для ребенка.

Личностно-мотивационная готовность

• Индивидуальные беседы с детьми и педагогами

• «Мотивационная готовность» А. Л. Венгер

• Беседа об отношении к школе и учению Т. А. Нежновой

• «Внутрення позиция школьника» Н. И. Гуткина

• Методика определения мотивов учения М. Р. Гинзбурга

• Методика «Рисунок школы» А. И. Баркана

Интеллектуальная готовность

• «Четвертый лишний»

• «Простые аналогии»

• «Последовательность событий».

• Методика «Лабиринт» А. Л. Венгер, Е. А. Бугрименко

• Методики «10 слов», «Запомни картинки»

• «Домик» Н. И. Гуткина

• Тест фонематического слуха, тест словаря

Волевая готовность

• «Корректурная проба» (исследование уровня произвольной регуляции)

• «Да и нет» Н. И. Гуткина (выявление умения ребенка действовать по правилу) / «Да» и «нет» не говорите» Л. Красильникова

Такое диагностическое обследование позволяет получить достаточное представление о развитии у дошкольника предпосылок к учебной деятельности и изучить уровень сформированности всех компонентов психологической готовности к школе.

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Повторное обследование ведется по тем же методикам с целью проверки эффективности коррекционной деятельности. Полученные результаты позволяют выбрать необходимое направление коррекционно-развивающей работы с каждым конкретным ребенком. Впоследствии формируются группы детей: с высоким, средним и низким уровнем готовности к школе.

Большинство детей нашего детского сада имеют высокий уровень развития по всем диагностируемым показателям готовности к школе.

Т. е. ребенок хочет идти в школу, осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность, достаточно легко вступает в контакт со взрослыми и детьми, проявляет в нем заинтересованность, представления о мире достаточно развернуты и конк-ретны; может рассказать о стране, о городе, в котором живет, о животных и растениях, о временах года, речь содержательна, выразительна, грамматически правильна (Психолого-педагогическая и социальная готовность к школе). Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет; речь правильна, отчетлива, рука развита хорошо: ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами, достаточно хорошо ориентируется в пространстве, может правильно «перенести» в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (Школьно-значимые психофизиологические функции). Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах, правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого; точно и ёмко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие, различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи, удерживает цель деятельности, намечает ее план; выбирает адекватные средства; проверяет результат; сам преодолевает трудности в работе; доводит дело до конца (Психологические предпосылки учебной деятельности).

В то же время есть небольшой процент детей с низким уровнем готовности к школе. Это связано, по моему мнению, с увеличением количества детей с проблемами развития, нерегулярной посещаемостью занятий и соответственно детского сада.

Анализируя итоговые показатели за несколько последних лет, можно сделать вывод, что проделанная работа дает положительный результат, компенсация недостатков развития в той или иной сфере ребенка благоприятно влияет на общий ход его психического развития. Следовательно, такая работа должна вестись в детских садах систематически, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Как показывает опыт, активное включение в коррекционный процесс родителей способствует достижению более высоких показателей. С этой целью были разработаны рекомендации для родителей по подготовке детей к обучению в школе:

1. Для формирования интеллектуальной готовности, необходимо побуждать ребенка задавать вопросы, обогащать его словарный запас, обсуждать с ним явления окружающего мира.

2. Вызвать интерес к школе и учебной деятельности можно через систематические рассказы ребенку о школе, ее пользе и необходимости. Проведение аналогий: взрослые ходят на работу, а дети в школу является дополнительным мотивационным стимулом.

3. Введение в дошкольный образовательный процесс сюжетно-ролевых игр «Школа» где ребенок может выступить не только в роли ученика, но и в роли учителя, будет способствовать последующей психологической адаптации к школе.

4. Стимулирование и поощрение желания доводить начатое до конца необходимое условие для развития волевой сферы ребенка.

5. Тесный эмоциональный контакт с ребенком, искренний интерес к его делам и проблемам позволит избежать многих трудностей, связанных с адаптацией к новой социальной роли, ускорит процесс приспособления к новому виду деятельности – обучению.

Публикации по теме:

Система работы по формированию мотивационной готовности детей к школе Авторы: педагог – психолог Фомичева И. Н. ,учитель-логопед Бахтина О. В. Создавая систему работы по формированию мотивационной готовности детей.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе по программе «Школа 2100» (из опыта работы)Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе по программе «Школа 2100» (из опыта работы) Для успешного существования в современном обществе человек должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать.

Методическая разработка Тема: «Формирование психологической готовности детей 6–7 лет к школе» Обоснование. Педагогами-практиками и исследователями отмечается, что многие дети приходят в первый класс школы недостаточно готовыми к школьному.

«Несколько слов о готовности ребенка к школе» Школьное обучение требует от детей напряженного умственного труда и высокой работоспособности. Предпосылки активной и сознательной учебы.

Открытое занятие «Диагностика психологической готовности детей к школе» Тема: Игра в «урок психологии». Цель: Определить готовность детей к обучению в школе. Задачи: Обучающие: 1. Формирование интереса к обучению.

Консультация по психологической подготовке ребёнка к обучению в школе «Загадочный лабиринт» Наумова Е. С. педагог-психолог ГБДОУ№1 Невского района Санкт-Петербурга Методическая разработка Психологическая подготовка ребёнка к.

Работоспособность — важный показатель готовности к школе Работоспособность – важный показатель готовности к школе. Правомерно ли и нужно ли говорить о «работоспособности» и развивать ее у детей.

Развитие личностной и социально-психологической готовности детей к обучению в школе Занятие: "Ориентировка в пространстве" 1. Игра «Геометрические ковры» (на развитие пространственной ориентировки и умения действовать по.

Развитие психологической готовности к школе детей 5–7 лет посредством игровых технологий Современная наука рассматривает игровой метод обучения детей, как одно из наиболее эффективных средств развития дошкольников, а в случае.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Диагностика психологической готовности к школе»
Опубликовано: 9 октября 2015 в 13:39
+40Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Диагностика психологической готовности к школе»» (включая файлы) размещена пользователем рп в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД