Матявина Елена Петровна
Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе по программе «Школа 2100» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешного существования в современном обществе человек должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, иными словами обладать регулятивными действиями. По ФГОС в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Иными словами - научатся учиться.
Публикация «Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе по программе „Школа 2100“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Опыт работы, практика
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
С начала обучения необходимо правильно формировать учебную самооценку учащихся, что позволит снизить уровень тревожности в учебных ситуациях, повысить сознательное отношение к целям обучения и к самой учебной деятельности.
Для решения этой проблемы можно использовать технологию оценивания учебных успехов.
Работа по формированию самооценки началась во втором полугодии в первом классе. Я предлагала ученикам оценивать свою работу на уроке в целом с помощью методики «Светофор» - смайлики красного, желтого и зеленого цвета. Здесь также как зеленый цвет - мне все понятно, я могу идти вперед, желтый - я остановился, мне нужна помощь, красный цвет- я стою, мне ничего не понятно.
Со второго класса стали оценивать конкретные умения. Для оценивания своей работы познакомила учащихся с алгоритмом самооценки (технология оценивания учебных успехов ОС «Школа 2100», где 1. Дети определяют, какое было задание, 2. Какой получился результат, 3. Правильно или с ошибками, 4. Работал сам или с помощью класса. Такую технологию применяем на всех предметах - русском языке, математике, окружающем мире. Если необходимо, то в процессе устной самооценки учащихся вношу корректировку и привлекаю к этому других учеников. И это помогает в работе. Самостоятельное и объективное оценивание своего труда позволяет предотвратить конфликты и споры по выставлению отметок, регулировать уровень умений и степень притязаний каждого ученика, способствует формированию адекватной самооценки, повышению интереса к процессу учебной деятельности.
Формирование самооценки происходит при работе в парах, группах, когда учащиеся учатся оценивать друг друга и отстаивать свою оценку. Перед использованием взаимопроверки и взаимооценки выработали следующие правила :
1. Оценивай доброжелательно. Сначала все положительное, а затем то, над чем твоему однокласснику необходимо ещё поработать.
2. На оценку не обижаемся, а выслушиваем и принимаем или оспариваем с аргументами.
В конце урока проводим общую рефлексию по «Лесенке достижений».
Ученики ставят себя на одну из ступенек лесенки (ставят галочки или рисуют человечка - себя).
1 ступенька (нижняя)– Было трудно, не все смог выполнить и понять.
2 ступенька (средняя)– Почти со всем справился сам, но есть над чем ещё поработать!
3 ступенька (верхняя)– Я молодец! У меня все получилось, я все понял и работал отлично!
Также использую методику продолжи предложение Сегодня на уроке
Я узнал….
Я научился.
Было интересно.
Было трудно…
Хорошим помощником в формировании самооценки является дневник по программе Школа 2100. Каждую неделю мы начинаем с постановки цели на неделю, для этого в дневнике отведено специальное место и начало предложения-на этой неделе мы будем стараться…. Н-р, активно работать на уроке, выполнять свои обязанности, активно участвовать в неделе ЗОЖ, хорошо написать контрольные работы и т. д. В конце недели мы оцениваем на сколько хорошо мы достигли цели, для этого мы закрашиваем кружочек привычными для нас цветами – зеленый - все хорошо, желтый- я не очень хорошо справился с целью, красный я не достиг цели. Также внизу странички есть фраза, которую нужно продолжить Мои успехи на этой неделе, которую ребята также заполняют в конце недели. Кроме этого ребятам предоставляется возможность ежедневно оценить свой день, некоторые ребята даже отмечают свою настроение нарисовав смайлик.