Гульнара Сарсимбаева
Адаптация детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пышминского городского округа «Боровлянский детский сад»
Использование режимных моментов в целях лучшей адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО
Исполнитель:
Сарсимбаева Г. С.
с. Боровлянское 2022 г.
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и сейчас остается актуальной в нашем современном мире.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста» размещена в разделах
С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Задача педагога так организовать период адаптации, чтобы в меньшей степени травмировать ребенка. Чтобы на первоначальном этапе избежать осложнений в начале процесса адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, взрослому необходимо помочь ребенку постепенно привыкнуть к условиям детского сада, создать для этого наиболее благоприятные условия.
Для любого педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием, Особенно важно в это время для меня было заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Я понимала, что дальнейшие задачи связанные, например, с обучением, самообслуживанием и т. д. являются вторичными, так как их реализация может быть возможна позже, когда дети эмоционально успокоятся и пойдут на контакт.
Работая с детьми, впервые пришедшие в детский сад, я столкнулась с тем, что все ребята разные по своим умениям, уровню физического и психологического развития, кто–то плохо говорил, не ел самостоятельно, кто-то боялся детей. Некоторые дети умели все, но не были часто в коллективе, поэтому могли ударить или толкнуть тех, кто приближался. Некоторые из них были ослабленные, избалованны, капризны, не умели действовать с игрушкой. Малыши по-разному привыкали к детскому саду.
От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование его в детском саду и в семье. Чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблеме адаптации детей.
Поэтому, я поставила для себя цель: создание оптимальных условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
Реализацией поставленной цели обусловила решение следующих задач:
- изучить новые подходы, способы и выявить особенности адаптации детей к ДОО;
- организовать воспитательно-образовательный процесс, в соответствии с возрастными особенностями детей и программой ДОО;
-создать систему взаимодействия с родителями.
Принципами моей работы по адаптации детей в ДОО являются :
- создание предметно-развивающей среды в группе;
- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации;
- индивидуальный подход к ребенку;
- учет возрастных и психологических особенностей детей раннего возраста;
- контроль над физическим состоянием ребенка;
- работа с родителями.
Переступив порог детского сада, ребенок попадает в общество равных
себе. Режим ставит его перед необходимостью действовать, как все дети. Мне предстояло приобщить детей к единому образу жизни, обстановке, порядку, а главное к новым людям-к сверстникам и взрослым.
В процессе адаптации ребенка в ДОО я использовала такие формы и способы как:
- знакомство ребенка и родителя с группой, с расположением и назначением комнат;
- временно сохраняя «вредные» привычки ребенка (пустышка, бутылка);
- элементы телесной терапии (обнять, погладить);
- предложением принести любимую игрушку малыша;
- установление правильных взаимоотношение со сверстниками;
- провидение совместных игр на сближение, например «Поезд», «Каравай», «Карусель», «Давайте познакомимся»;
- созданием игровых ситуаций, например «Покажем кукле Кате, как правильно одеваться, мыть руки, сидеть за столом и т. д.».
- при первом знакомстве с родителями, я рассказывала им об особенностях периода адаптации, режиме дня, необходимостью в это время быть терпеливыми и внимательными к своему ребенку.
Реализации поставленных задач способствует созданная развивающая предметно-пространственная среда группового помещения. Все пространство группы, предназначенное для детей этого возраста, используется целенаправленно и нацелено на создание эмоционально-благоприятной атмосферы и всестороннего развития детей. Основными принципами построения предметно-пространственной среды является
полифункциональность, насыщенность, трансформируемость,
доступность, вариативность и безопасность. Так, стены группы оформлены крупными, яркими иллюстрациями, созданы центры по разным видам детской деятельности.
- «Центр развивающих игр». Сюда вошли игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Это пирамидки, рамки - вкладыши, игры - шнуровки, кубики и т. д.
- «Игровая». Здесь находятся разнообразные игрушки: куклы, мебель,
посуда, машинки, игровые модули, деревянные лошадки-качалки, качели.
- «Театральная». Здесь находятся маски животных, настольный, пальчиковый и кукольный театр бибабо. Детям очень нравится театрализованная деятельность.
- «Спортивный уголок». Это дорожка здоровья, массажные коврики, игровые и двигательные модули, спортивный инвентарь (мячи, кегли т. д.)
- «Конструирование». Здесь находится большое количество строительного материала, различные виды конструкторов.
- «Книжный уголок». Здесь расположены разнообразные книги со сказками, картинками, детскими стихами.
- «Уголок для творчества». Это карандаши, краски, раскраски, трафареты для рисования, пластилин. Многообразие созданных игровых уголков способствует познанию детьми целостной картины окружающего мира. В данный момент я работаю над созданием уголка «Воды и песка».
Нужно сказать о том, что данные центры постоянно обновляются, что доставляет детям радость и удовольствие, а главное - побуждает их к игровой деятельности, что и является главной целью их создания.
Привыкание ребенка к детскому саду старались облегчить тем, что первые дни принимали ребенка на несколько часов, с постепенным удлинением пребывания. В первые дни ребенок чувствует тревогу: его окружают незнакомые взрослые люди – воспитатели, няни. Необходимо сформировать у него чувство уверенности, сознание того, что в детском саду ему будет очень хорошо и интересно. Для этого старалась с ребенком устанавливать такие отношения, чтобы я для него стала близким человеком - «второй мамой». В результате чего ребенок охотно начинает ходить в группу, улыбается, радуется, когда видит меня, обращается ко мне за помощью.
Вся работа проводиться в игровой форме - это способствует заинтересованности каждого малыша. Организованная образовательная деятельность включает в себя много предварительной и индивидуальной работы (наблюдение, дидактические игры, беседы и т. д.) и работу для закрепления нового материала и обрабатывания техник и приемов.
Каждый новый день начинается с утренней гимнастики в игровой форме. Продолжение - полноценный завтрак. Маленьких детей сложно уговорить поесть, поэтому мы устраиваем конкурс «чистых тарелок», приводим примеры итогов поедания вкусной кашки. При этом не забываем интересные потешки (см. приложение 1., песенки «Кашка из гречки - где варилась? В печке. Сварилась, упрела, чтоб деточки ели!».
При формировании культурно – гигиенических навыков применяю показ, пример, объяснение, используя художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки, рассказы, стихи, для создания положительных эмоций у детей.
Очень важно для детей каждодневное пребывание на свежем воздухе,
прогулки, физкультурные занятия, целевые прогулки, экскурсии по территории детского сада.
Каждый день в режимных процессах мы используем упражнения на дыхание «Пузырь», «Воздушный шарик», и т. д., различные физминутки.
В данный момент большинство детей из группы чётко и с движениями воспроизводят физминутки.
Сон для малыша - главная составляющая его самочувствия и хорошего настроения. Старюсь уложить каждого ребёнка в индивидуальном порядке, подхожу к каждому ребенку и укрываю его одеялом, ласково поглаживая при этом тихо, ш потом говору что-нибудь хорошее («твои ручки будут отдыхать, им тепло и хорошо, тепло и спокойно, они лежат свободно, глазки закрываются, тоже будут отдыхать… и ножки, будут отдыхать»). Не секрет, что многие дети не любят засыпать в детском саду, а значение полноценного отдыха для детей дошкольного возраста трудно переоценить. Поэтому с целью снижения тревоги и создания положительной мотивации на режимный момент сна использую рассказ и чтение любимых сказок.
Подъем детей происходит только по мере пробуждения. Окончательно проснуться детям помогает гимнастика после сна в кроватках, которая способствует постепенному переходу от сна к бодрствованию. Во время подъ ма малышей подбадриваю, отмечаю, как они подросли, пока спали.
При уходе детей домой информирую родителей о достижениях детей в развитии, успехах в группе. Для наглядности показываю работы детей. Мягко информирую родителей и о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, даю консультации по интересующим родителей вопросам. Считаю ВАЖНО! Порядок именно такой: сначала положительное, потом отрицательное. Каким бы ни был ребенок, сколько бы неудобств он не доставлял, но положительное найти нужно обязательно и похвалить в присутствии родителей. И только потом о проблемах. Тактично и ненавязчиво. Обращаю внимание на правила хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы, и настраиваю детей на следующие посещения.
Очень важно приобщать родителей к совместному творчеству и участию в жизни детского сада. Для общения и обменом интересующей информации создала группу WhatsApp. Благодаря этому я всегда на связи с родителями. С помощью данного вида общения легко проводить блиц – опросы, консультации, касающиеся воспитания и обучения детей. Также делюсь видео и фотографиями с детских праздников и развлечений, собираю нужные сведения о детях по обратной связи.
Главное условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.