Галина Юсова
Формирование у дошкольников основ социальной культуры в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу поделиться опытом работы по теме: «Формирование у дошколят основ социальной культуры в процессе игровой деятельности»
Важнейшей задачей современного ДОУ является развитие социальной активности ребенка, воспитание социальной культуры и формирования активной жизненной позиции. Проблемы формирования социально-личностной культуры во многом определяются познавательно - речевым, культурно - коммуникативным окружением ребёнка. Поэтому, мы -воспитатели стремимся к расширению его представлений и опыта социальных коммуникаций посредством организации заинтересованного взаимодействия с другими детьми, взрослыми в разнообразной совместной деятельности. Проводимые наблюдения и эксперименты показывает, что в формировании социальной культуры у дошкольников особое место могут занимать игры.
Публикация «Формирование у дошкольников основ социальной культуры в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
Чтобы процесс получился плодотворным, интересным, а также значимым и результативным, я поставила перед собой такие задачи:
*) через наблюдения изучить уровень сформированности основ соцкультуры у дошкольников разного возраста
*) разработать комплексную систему по организации игровой деятельности
*) проверить эффективность использования методов работы по воспитанию основ социальной культуры через разнообразные виды игровой деятельности
*) наметить дальнейшие перспективы по улучшению форм работы данного направления.
При всём этом, я чё тко понимала: для того, чтобы игра могла стать ведущей деятельностью моих дошколят и оказывать всестороннее развивающее действие на всех детей, нужно осуществлять постоянную систематическую педагогическую работу. Такая работа должна не исчерпывать себя, а обогащаться и направляться в познавательное русло. Оттого, как воспитатель организует игровую деятельность, решит поставленные задачи по данной тематике, будет зависеть уровень сформированности у дошколят всех необходимых основ социальной культуры, а также норм и правил поведения в обществе. Это, в свою очередь, является огромным богажом, с которым ребёнок может обучаться в школе.
В федеральном государственном образовательном стандарте четко определены задачи по каждой образовательной области. Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности (120-121).
В своей педагогической работе с детьми я использую Программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Одной из ведущих целей данной Программы является формирование основ базовой культуры личности для дальнейшей подготовки к жизни в современном обществе.
Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки, а в дальнейшем сформировать основы социальной культуры. Поэтому, игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Игра ребёнка – это жизненная лаборатория.
В своей работе я использую самые разнообразные игры. А так как, группа наша разновозрастная, то для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Игры детей после завтрака, игра между занятиями согласовываются с характером и содержанием дальнейшей образовательной деятельности. Также подбираю игры, которые предусматривают незначительное умственное напряжение: с мелкими игрушками, мячом, конструктором, пазлами. Приходится учить детей управлять своими эмоциями, контролировать поведение, в процессе игры налаживаю отношения доброжелательности, чтоб дети внимательно относились друг к другу и взрослым людям. Стараюсь свою работу направить на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Такие игры способствуют сплочению детей, установлению тесного контакта в игре, развития своих творческих воображений. Дети старшего возраста заботятся о малышах, помогают в обогащении игровых сюжетов. Благотворно на социально- коммуникативное развитие дошколят оказывают игры на свежем воздухе, где вместе играем в подвижные, народные игры, соревновательные, природо – познавательные. В группе имеется картотека по основным видам игр, предусмотренных по своей программе и каждому конкретному возрасту. Это очень помогает в работе данной тематики.
Широко использую игры – драматизации (в процессе которых инсценируются произведения фольклора, стихи, рассказы, песни, постановки по готовым сценариям, драматические импровизации, когда дети вместе со мной придумывают (сочиняют) сюжет и развитие действия своего самодеятельного спектакля.
В случае возникновения проблем в общении дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между детьми возникают конфликты, когда каждый хочет взять верх, не считаясь с потребностями другого ребенка. Разрешить конфликты, научить выходить из них - так же может помочь игровая ситуация. Поэтому я использую сюжетно-ролевые игры, которые считаю важным средством воздействия ещё и на неконтактных дошкольников, детей с заторможенной речью, повышенной тревожностью и т. д. Часто эти дети боятся вступать в общение, в коллективную деятельность. Методика использования сюжетно-ролевой игры очень эффективна при снятии у них этого психологического барьера.
Настольно – печатные игры использую в работе постоянно, в них дети совершенствуют умения следовать игровым правилам. Они являются незаменимым средством интеллектуального развития детей.
Используя словесные игры, помогаю воспитанникам овладеть навыками социального общения, навыками норм поведения, а это имеет большое значение для эмоционального развития деток разного возраста.
Конечно, немаловажное значение для социального развития ребенка имеет место создание предметно - развивающей среды. Поэтому постоянно приходится менять содержание игровых зон и развивающих уголков в нашей группе. В группе имеются такие зоны: экспериментирование, наши комнатные растения, центр Айболита, островок фантазий, музыкальная студия, играем в школу, наша библиотека, сервисный центр.
В конце года, я провожу итоговую диагностику с целью выявить, насколько была продуктивна моя работа. Сделав сравнительный анализ вводной и итоговой диагностики, я пришла к выводу, что повысился процент детей, показавших хорошие и удовлетворительные результаты, а низкий результат снизился. На основании данных диагностики показатель сформированности интегративных качеств личности детей значительно увеличился.
Проводя работу с детьми своей разновозрастной группы, я пришла к выводу, что:
*Дети стали более активными, дружными, общительными, проявляют симпатию друг к другу, более ответственны за себя и окружающих.
* Дети могут проявить выдержку, настойчивы в достижении цели.
* Я, воспитатель стала теснее и ближе общаться с родителями по вопросу социального воспитания детей и улучшения собственной педагогической компетентности.
Я считаю, что при добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, появляются новые возможности для взаимодействия. Это позволит продолжить обогащать личность детей, родителей и меня, как педагога.
Методика работы с детьми по воспитанию социальной культуры, которую я использовала, дала хорошие результаты, поэтому я наметила перспективы дальнейшей деятельности по выбранной тематике. В календарно – тематическом планировании обозначила конкретные задачи по заданному направлению. Главной задачей осталась индивидуальная работа с детьми, у которых были низкие результаты. Считаю важным продолжать тему формирования соцкультуры в дошкольном возрасте с целью развития у детей чувства собственного достоинства, уверенности в себе, ответственности перед семьёй, друзьями, государством. Чтобы все моральные ценности, заложенные в дошкольном возрасте, не потеряли своего значения. Чтобы мне, как педагогу, не было стыдно и больно за мои вложенные труды.