Виктория Цаер
Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости
▼ Скачать + Заказать документы
Тема эксперимента: «Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости".
Цель нашего эксперимента - создание благоприятных психолого-педагогических условий для формирования социальной компетентности как фактора развития социальной одарённости дошкольников
Объект исследования - одарённость как явление.
Предмет нашего исследования: социальная компетентность детей как фактор развития социальной одарённости.
Публикация «Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости» размещена в разделах
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что раннее выявление признаков одаренности ребенка, построение целенаправленной работы с ним педагогов, оказание психолого-педагогической поддержки, педагогически оправданная позиция родителей способствуют более глубокому развитию качеств личности одаренного ребенка.
Задачи:
1. изучить психолого-педагогическую и нормативно-правовую литературу по теме опытно - экспериментальной деятельности;
2. подготовить педагогов к работе в инновационном режиме и повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах формирования социальной компетентности и одарённости детей;
3. подобрать диагностические методики для выявления предпосылок социальной одарённости у дошкольников;
способствовать развитию коммуникативных способностей и социализации детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в изучении социальной одарённости как общей проблемы исследования особенностей социального поведения одарённых детей, в создании условий для развития социальной одаренности, в том числе коммуникативных способностей у дошкольников.
Цель экспериментальной части: создание благоприятных психолого-педагогических условий для формирования социальной компетентности как фактора развития социальной одарённости дошкольников. Исследование осуществляется в три этапа:
Этапы Задачи Деятельность администрации и педагогического коллектива Промежуточные и конечные результаты
Проектировочный, поисково-теоретический
- утвердить документацию, регламентирующую деятельность эксперимента;
-распределить обязанности между участниками эксперимента;
- изучить психолого-педагогическую и нормативно-правовую литературу по формированию ключевых компетентностей одарённых детей;
- подобрать диагностические методики для выявления социально – коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста;
- разработать конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию коммуникативных способностей. - приобретение и изучение литературы по вопросам развития одарённости и социальной компетентности;
- разработать проект по теме эксперимента;
-анкетирование педагогов;
- педагогический совет: «Радость творчества – каждому ребёнку»;
- консультация педагога- психолога «творчество как выход из эмоционального сгорания или способы его предотвращения»
- теоретический семинар: «О социальной одаренности и её проявлении у детей»;
- консультация: «Условия формирования социальной компетентности дошкольника»
- проект «Формирование ключевых компетентностей детей как условие развития одарённости»;
- анализ результатов анкетирования;
- пакет диагностических методик для изучения:
- исследование общения детей с взрослыми и сверстниками;
- исследование развития коммуникативных способностей ребёнка в процессе общения со сверстниками.
- памятки для педагогов «Принципы работы с одарёнными детьми»
- Цикл занятий по развитию коммуникативных способностей и социализации для детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальный
- провести диагностику для выявления социальной одарённости;
-провести занятия по развитию коммуникативных способностей и социализации для детей старшего дошкольного возраста;
- провести повторную диагностику после проведённой работы;
- составить сборник развивающих игр и этюдов по развитию социальных способностей детей дошкольного возраста;
- повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах социального развития ребёнка у детей дошкольного возраста; - создание психолого-педагогических условий для проведения эксперимента
-обработка результатов диагностических исследований
- проведение развивающих занятий по развитию коммуникативных способностей и социализации для детей старшего дошкольного возраста
- проведение воспитателями развивающих игр и этюдов по развитию социальных способностей детей дошкольного возраста.
- Педагогический совет:
«Оптимизация педагогического процесса с целью развития
социальной одаренности и её проявлении у детей»;
-Консультация для воспитателей «Преобразование развивающей среды в группах для развития социальной одарённости ребёнка
- Оформить буклет - памятку «Развитие социально-коммуникативной компетентности детей.
-заключение результатов диагностических исследований
- материалы педагогического совета, консультаций, родительского собрания;
-буклет- памятка «Развитие социально-коммуникативной компетентности детей».
Организация выставок – поделок, созданных родителями совместно с детьми.
Заключительно – обобщающий
-разработать методические рекомендации «Развитие социальной одарённости через формирование коммуникативных способностей детей»
-систематизировать и обобщить результаты экспериментальной деятельности.
-проанализировать итоги реализации эксперимента.
-отследить достижения детей при переходе в школу выявить результативность работы, проанализировать наиболее типичные затруднения и способы их устранения.
- пропаганда и распространение опыта работы пед. коллектива по формированию социально-коммуникативной компетентности детей. -круглый стол для родителей;
-совместные проекты;
-театральные постановки детей;
- создание презентаций о проведённой работе
«Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости.
Изучили литературу.
М. В. Корепанова., Е. В. Харлампова «Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». Пособие для педагогов и родителей. – М. : Изд. Дом РАО; Баласс;
А. И. Савенков «Детская одарённость и школьное обучение»
И. В. Алексеева, С. Е. Андреенко «Развитие одарённых детей»;
Л. Н. Прохорова «Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников»;
Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько «Психология социальной одарённости»;
Т. М. Чурекова, В. В. Корчуганова «Работа с одарёнными детьми :теория и практика»;
О. В. Пастюк, А. Н. Фролова «Организация Экспериментальной площадки в ДОУ»;
А. Г. Арушанова «Развитие коммуникативных способностей дошкольника»;
Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова «Развиваем способности дошкольников»; научно- практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» и др.
Для выявления одаренности в сфере общения использовали методы наблюдений за дошкольниками. Были подобраны диагностические методики и проведены диагностические исследования детей старшего дошкольного возраста по следующим методикам:
- психологическая комфортность ребенка в группе (В. А. Кореневской);
- тест тревожности (Р. Тэммл, Ь. Дорки);
- методика «Кактус»;
- проективная методика «Рисунок семьи»;
- методика одномоментных срезов (схема наблюдения за общением детей, (Я. Л. Коломинский);
- социометрия межличностных отношений «Четыре домика»;
- уровень социального развития детей (Я. Л. Коломинский).
Уровень сформированной социальной компетенции у дошкольников :
Уровень Начальный этап Заключительный этап
Высокий 20% (5 детей) 40% (10 детей)
Средний 60% (15 детей) 60% (15 детей)
Низкий 20% (5 детей) 0%
Для родителей проводятся индивидуальные консультации, беседы, выступления на родительских собраниях по вопросам воспитания и развития детей с признаками одаренности.
Для развития социальной компетенции с детьми старшего дошкольного возраста воспитатели проводят специально организованную деятельность по развитию коммуникативных способностей и социализации дошкольников. В свободной деятельности с детьми проводятся развивающие игры и упражнения для развития вербального и невербального творческого мышления.
Педагогом – психологом проводятся непосредственно – образовательная деятельность по курсу «Познаю себя», по программе социально – личностного развития детей старшего дошкольного возраста, один раз в неделю. Предполагаемый результат развивающей работы : развитие социальной компетенции, развития коммуникативных навыков, развития чувства самоценности, коррекция имеющихся у детей социально – личностных проблем.
Создавая условия для выявления, развития и поддержки в каждом ребенке его индивидуальных способностей, склонностей, задатков в различных сферах деятельности мы используем проектную деятельность. На базе учреждения успешно реализованы краткосрочные и долгосрочные исследовательские проекты: «Росток одаренности», «Мой мир - театр», «Цветик – семицветик», «Хоровод сказок».
Для всестороннего развития дошкольников в ДОУ организована работа специалистов: музыкального руководителя, хореографа, педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности и начальному техническому моделированию, учителя логопеда, инструктора физической культуры.