Ирина Майорова
Из опыта работы «Использование дидактических и развивающих игр в образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Игра - это основной вид деятельности ребёнка. С её помощью он познаёт окружающий мир. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Играя, дети лучше усваивают программный материал по математике.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Основное назначение дидактических игр – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.
Все дидактические игры можно разделить на несколько групп:
1. Игры с числами и цифрами.
2. Игры - путешествие во времени.
3. Игры по ориентировке в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
В своей работе игры и игровые упражнения я применяю для того, чтобы заинтересовать и привлечь внимание детей к изучаемому материалу. Для этого в начале образовательной деятельности использую сюрпризные моменты, применяя современные компьютерные технологии. Вот некоторые из них:
1. Слайд «Волшебное зеркало», которое показывает, что происходит в сказочной стране.
2. Электронное письмо, которое получаем от разных персонажей м /ф.
3. Отправляемся в путешествие на различных видах транспорта.
Знакомя детей с цифрами и числами, использую следующие дидактические игры : «Выложи цифру из палочек», «На что похожа цифра?»,
«Какой цифры не стало», «Убери число», «Сосчитай-ка», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Весёлый поезд». Учим стихи о цифрах, отгадываем загадки с математическим содержанием, знакомим со сказками, в которых присутствуют цифры.
При знакомстве с днями недели, формировании ориентировке во времени использую следующие игры : «Живая неделя», «Наш день», «Что изменилось вокруг?», «Когда это бывает?» и др.
Знакомя детей с миром геометрических фигур, использую д /и :
«Кто больше увидит?», «Закрой окошко в домике», «Геометрическая мозаика», «Геометрическое лото», «Форма» и др.
Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и форму геометрических фигур.
На развитие наблюдательности у детей подобрала серию упражнений :
«Найди в рисунке отличия», «Найди два одинаковых предмета».
Для закрепления понятия «величина», использую серию картинок : «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назови животных и насекомых от большого до самого маленького».
При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры, как «Раскрась, продолжая закономерность», «Что сначала, что потом?», «Какая фигура будет последней?».
Для развития пространственных ориентировок у детей подобрала серию упражнений : «Помоги Зайчику добраться до своего домика», «Помоги муравью попасть в свой муравейник». Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе игровой деятельности. Дети овладевают такими понятиями, как: «слева»,
«справа», «внизу», «вверху», «впереди» и т. д.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игровых приёмов и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, т. к. они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнениям относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч».
На развитие логического мышления организую такие игры, как «Поймай рыбку», «Кто лишний», «Найди отличия», «Логические цепочки», «Логическое лото» и др.
Использование дидактических и развивающих игр эффективно помогает восприятию материала, и способствуют активному участию ребёнка в познавательном процессе. С целью формирования навыков моделирования, развития конструктивного воображения детей, я применяю лего - технологию. Вначале это были спонтанные лего - игры, а далее это целые тематические стройки. Эффективным средством умственного, в частности математического развития дошкольников, является игра «Танграм». Дети по схемам собирают птиц, зверей, затем составляют о них рассказы, сказки, делятся друг с другом своими мыслями, чувствами. Счётные палочки традиционно использовались, как счётный материал. Однако, их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. Игры с палочками Кюинезера особенно нравятся детям. Работая со схемами, дети сами придумывают образы и выкладывают их разными способами. Использование логических блоков Дьенеша в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции. Основная цель использования дидактического материала научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, в которую он охотно включается, то новый опыт, приобретённый в ней, становится его личным достоянием, так как его свободно можно применять в других видах деятельности. И, обучая, детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.
Меня заинтересовала методика игровой деятельности Воскобовича. Это необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольников. Ребёнок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерб себе и игрушке. В процессе игры развиваются целеполагание, символическая функция сознания, формируется внутренний характер мотивации. Игру существенно дополняет сказка. Она вводит ребёнка в мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям. Занимаясь с ребёнком играми - головоломками Воскобовича, мы развиваем сенсорные способности, интеллект, мелкую моторику, творческие способности детей.
В своей работе я использую множество упражнений различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. В игровые комплексы обязательно включаю музыку, отдыхайки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса.
Опыт работы показал, что регулярное использование игровых ситуаций математического содержания, направленное на развитие логического мышления и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Использование игр и игровых приёмов, аналогичного типа, построенном на самом различном материале, позволяет детям подготовиться к усвоению более сложных математических задач на следующей ступени развития.
В группе есть уголок для игротеки по математике. Игры подобраны с учетом возраста детей. Мною составлена картотека д/игр. Собран и систематизирован наглядный материал. Все созданные условия позволяют каждому ребенку найти свой собственный путь в «математику» через игру и способствуют умственному и личностному развитию.