Ирина Майорова
Из опыта работы «Использование дидактических и развивающих игр в образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Игра - это основной вид деятельности ребёнка. С её помощью он познаёт окружающий мир. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Играя, дети лучше усваивают программный материал по математике.
Публикация «Из опыта работы „Использование дидактических и развивающих игр в образовательной деятельности“» размещена в разделах
Основное назначение дидактических игр – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.
Все дидактические игры можно разделить на несколько групп:
1. Игры с числами и цифрами.
2. Игры - путешествие во времени.
3. Игры по ориентировке в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
В своей работе игры и игровые упражнения я применяю для того, чтобы заинтересовать и привлечь внимание детей к изучаемому материалу. Для этого в начале образовательной деятельности использую сюрпризные моменты, применяя современные компьютерные технологии. Вот некоторые из них:
1. Слайд «Волшебное зеркало», которое показывает, что происходит в сказочной стране.
2. Электронное письмо, которое получаем от разных персонажей м /ф.
3. Отправляемся в путешествие на различных видах транспорта.
Знакомя детей с цифрами и числами, использую следующие дидактические игры : «Выложи цифру из палочек», «На что похожа цифра?»,
«Какой цифры не стало», «Убери число», «Сосчитай-ка», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Весёлый поезд». Учим стихи о цифрах, отгадываем загадки с математическим содержанием, знакомим со сказками, в которых присутствуют цифры.
При знакомстве с днями недели, формировании ориентировке во времени использую следующие игры : «Живая неделя», «Наш день», «Что изменилось вокруг?», «Когда это бывает?» и др.
Знакомя детей с миром геометрических фигур, использую д /и :
«Кто больше увидит?», «Закрой окошко в домике», «Геометрическая мозаика», «Геометрическое лото», «Форма» и др.
Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и форму геометрических фигур.
На развитие наблюдательности у детей подобрала серию упражнений :
«Найди в рисунке отличия», «Найди два одинаковых предмета».
Для закрепления понятия «величина», использую серию картинок : «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назови животных и насекомых от большого до самого маленького».
При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры, как «Раскрась, продолжая закономерность», «Что сначала, что потом?», «Какая фигура будет последней?».
Для развития пространственных ориентировок у детей подобрала серию упражнений : «Помоги Зайчику добраться до своего домика», «Помоги муравью попасть в свой муравейник». Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе игровой деятельности. Дети овладевают такими понятиями, как: «слева»,
«справа», «внизу», «вверху», «впереди» и т. д.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игровых приёмов и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, т. к. они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнениям относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч».
На развитие логического мышления организую такие игры, как «Поймай рыбку», «Кто лишний», «Найди отличия», «Логические цепочки», «Логическое лото» и др.
Использование дидактических и развивающих игр эффективно помогает восприятию материала, и способствуют активному участию ребёнка в познавательном процессе. С целью формирования навыков моделирования, развития конструктивного воображения детей, я применяю лего - технологию. Вначале это были спонтанные лего - игры, а далее это целые тематические стройки. Эффективным средством умственного, в частности математического развития дошкольников, является игра «Танграм». Дети по схемам собирают птиц, зверей, затем составляют о них рассказы, сказки, делятся друг с другом своими мыслями, чувствами. Счётные палочки традиционно использовались, как счётный материал. Однако, их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. Игры с палочками Кюинезера особенно нравятся детям. Работая со схемами, дети сами придумывают образы и выкладывают их разными способами. Использование логических блоков Дьенеша в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции. Основная цель использования дидактического материала научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, в которую он охотно включается, то новый опыт, приобретённый в ней, становится его личным достоянием, так как его свободно можно применять в других видах деятельности. И, обучая, детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.
Меня заинтересовала методика игровой деятельности Воскобовича. Это необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольников. Ребёнок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерб себе и игрушке. В процессе игры развиваются целеполагание, символическая функция сознания, формируется внутренний характер мотивации. Игру существенно дополняет сказка. Она вводит ребёнка в мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям. Занимаясь с ребёнком играми - головоломками Воскобовича, мы развиваем сенсорные способности, интеллект, мелкую моторику, творческие способности детей.
В своей работе я использую множество упражнений различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. В игровые комплексы обязательно включаю музыку, отдыхайки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса.
Опыт работы показал, что регулярное использование игровых ситуаций математического содержания, направленное на развитие логического мышления и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Использование игр и игровых приёмов, аналогичного типа, построенном на самом различном материале, позволяет детям подготовиться к усвоению более сложных математических задач на следующей ступени развития.
В группе есть уголок для игротеки по математике. Игры подобраны с учетом возраста детей. Мною составлена картотека д/игр. Собран и систематизирован наглядный материал. Все созданные условия позволяют каждому ребенку найти свой собственный путь в «математику» через игру и способствуют умственному и личностному развитию.