Анна Ковалёва
Из опыта народного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Анищенко Л. А., Ковалева А. Ф.
Из опыта народного воспитания.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Публикация «Из опыта народного воспитания» размещена в разделах
Сейчас, воспитывая подрастающее поколение, необходимо обращаться к такому ценному учебнику жизни, как народная педагогика. Свод законов тут прост, но в них огромен многовековой опыт поколений. В этой сокровищнице житейской мудрости немало поучительного могут найти и ученые-педагоги, и родители.
Но мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а «человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём», - сказал Ч. Айтматов.
Каждая мать хочет, чтобы её ребёнок был музыкантом, чувствующим и знающим родное слово, поэзию, любил и понимал окружающую природу, был крепким и здоровым. Все родители желают видеть своих детей такими, но подчас не знают, какими средствами этого достигнуть.
Народная педагогика даёт нам гениальный опыт воспитания ребёнка с первых дней его жизни, накопленный, отточенный и проверенный на протяжении многих веков. Этот опыт воспитания, утвердившийся в крестьянской Руси, подарил нам самобытнейшую культуру. В творчестве народных исполнителей мы встречаем великолепные песни и хороводы сказки и загадки, пословицы и приметы.
Знание произведений народного творчества, дарование и мастерство не рождались сами собой, а воспитывались с колыбели. Опыт воспитания детей передавался по наследству. Родители знали, что нужно вложить в ребёнка, как ухаживать за ним, какую создать вокруг него обстановку. Каждому понятно, что если с малышом не общаться, не разговаривать, не играть, не обучать движениям, то будет расти бессловесный, слабый медленно развивающийся ребёнок. В первую очередь детей старались приучить к родному языку, научить двигаться, активно воспринимать окружающий мир.
Воспитание протекало в естественной домашней обстановке, в повседневных заботах, в обычном общении, как бы само собой, но при этом опиралось на созданные народом специально для детей музыкальные и поэтические произведения, игры, игрушки, бытовые предметы, приспособления для физического развития.
Средство народного воспитания – это детские песни и игры, созданные народом для исполнения их взрослыми маленьким детям.
Песни, потешки, прибаутки имеют огромное значение для воспитания ребёнка. Они являлись самыми первыми услышанными ребёнком музыкальными и поэтическими творениями, запоминались им, через них он познавал родной язык, родные мотивы, физически развивался в играх, через них знакомился с окружающим миром. В его памяти откладывалось всё самое поэтическое и музыкальное, появлялось творческое мышление, рождался человек. Детские песни и игры являлись теми семенами, из которых впоследствии и вырастал подлинный народный исполнитель - творец.
Положительный опыт и традиции воспитания подрастающего поколения, сложившиеся издавна и тесно связанные с культурой и обычаями народов нашей многонациональной страны, не теряют своей значимости и по сей день.
Наивно было бы полагать, что народная педагогика поможет нам решить все сложные проблемы нашего бытия. Всему свое место. Но можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.
Литература.
1. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности. / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый. - 2014. - №10. -- С. 349-352.
2. Васильцова З. П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1990.
3. Данилюк, А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -М. : Просвещение, 2009.-24с.
4. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа. : Учеб. -метод. пособие-2 изд., перераб. и доп. - СПб. : Детство-Пресс, 2015. - 304 с.
5. Макаренко А. С. О воспитании в семье. М. ,1955.