Лидия Михайловна Гудкова
Из опыта коррекционной работы воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы
Работа в речевой группе сложна и многообразна, но тем и интересна. Желание достигнуть лучшего результата побуждает меня к поиску новых методов и приемов в работе.
Основной формой работы остаются фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, а также прогулка, экскурсии в природу, музыкальные занятия по подготовке к праздникам, праздники и развлечения (драматизации, викторины и т. д.)
Публикация «Из опыта коррекционной работы воспитателя» размещена в разделах
Главным приемом в формировании подгрупп и организации занятий становится дифференцированный подход к развитию и воспитанию детей с нарушением речевого и интеллектуального развития. Подгруппы формируются по в соответствии с уровнем детей. Состав подгрупп подвижен в зависимости от коррекционных, развивающих, воспитывающих целей, а также достигнутого ребенком уровня развития и овладения знаниями.
- Наиболее устойчивы по составу и многочисленны подгруппы для детей с ФФНР и ФНР. Подгрупповые занятия с такими детьми проводятся воспитателем во второй половине дня. Индивидуальная работа по заданию логопеда также ведется во второй половине дня и утром до фронтальных занятий.
Эффективными в работе по стимуляции диалогической речи, автоматизации звуков в речи, формированию пространственных представлений у детей с ТНР оказались занятия во время свободной игровой деятельности детей, как в помещении детского сада, так и на площадке во время прогулки. Взрослый принимает участие, в сюжетно ролевых играх организованных детьми, гармонично вплетая в ткань игры, необходимые задания. (выполнение цепочек заданий, ориентировка в пространстве, повторение предложений и фраз).
Такие занятия очень важны и в плане установления благоприятных для работы психологических отношений между ребенком и взрослым.
Воспитатель перестает быть только педагогом в глазах ребенка, но становится равноправным участником детской игры, что является залогом успеха коррекционной работы.
Также успешность работы определяется соблюдением основных принципов:
1. Доступность материала для детей:
- соблюдение принципа от простого к сложному,
- использование наглядных (слуховых, зрительных, двигательных) опор мыслительной деятельности,
- многократность повторений перспективность в подаче материала (по С. Н. Лысенковой,
- индивидуализация методов развития ребенка в соответствии с особенностями его мыслительных процессов (по А. Н. Корневу,
- этапность подачи материала.
2. Заинтересованность детей и взрослых:
- установление личного контакта между ребенком и взрослым,
- создание благоприятной психологической обстановки в группе,
- развитие и обучение в игре,
- объективные положительные оценки деятельности ребенка,
- формирование у детей осознания дефекта и стремления к его преодолению.
3. Результативность:
Максимальное приближение уровня развития речи дошкольника к норме к моменту достижения им школьной зрелости.
Целью коррекционной работы в речевой группе считаю, во-первых: доведение уровня речевого развития ребенка до нормы, во-вторых, подготовка детей к обучению в школе. Поэтому я с большим удовольствием провожу работу по подготовке ребенка к чтению, использую элементы методики «Раннего обучения чтения» Зайцева. Основным показателем результата работы можно считать то, что все выпускники групп из запланированного количества достигли уровня возрастной нормы речевого развития. Около 60% детей овладели навыком чтения еще в детском саду.
Особое внимание уделяю работе с родителями, привлекаю их к созданию условий для воспитания детей. Провожу открытые занятия, консультации, выставки, даю прослушивать магнитофонные записи с речью детей. С целью обмена опытом с коллегами провожу открытые занятия для воспитателей других детских садов. Провела занятия по развитию речи в речевой группе «Ознакомление со свойствами и качествами снега», коррекционное занятие «Где, какой звук живет?» для педагогов района. Занятия были оценены положительно участниками методического объединения.