Евгения Серенкова
Из личного опыта «Ранняя профориентация в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы все знаем, что работа по профориентации активно ведётся только в старших классах школы, в лучшем случае в среднем звене. А ведь дошкольное детство таит в себе огромные возможности. Ранее начало подготовки ребёнка к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Публикация «Из личного опыта „Ранняя профориентация в детском саду“» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Свои первые шаги к будущей профессии дети делают в самом раннем детстве. Именно здесь они начинают «примерять» на себя роль врача, продавца, повара, водителя – представителей тех специальностей с которыми чаще всего сталкиваются в повседневной жизни.
Свою задачу, я вижу в том, чтобы не только познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий, но и помочь детям соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей. Чем, больше ребёнок приобретает знаний, умений, навыков, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.
Я стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники:
Понимали ценность и важность труда. Любой труд предполагает материальное вознаграждение, которое в свою очередь, гарантирует человеку достойный образ жизни. С детьми веду беседы, использую сл/игры, рассуждаем, для чего ваши родители ходят на работу? Нравится ли им своя работа? Что они за неё получают? А зачем нужна зарплата? (покупать продукты для питания, одежду, ездить на отдых, учиться).
Уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда. Разбираем с детьми жизненные ситуации (начальник работает в кабинете, руководит людьми, а уборщица – обслуживающий персонал моет в коридоре полы. Можно ли смеяться, над человеком, который убирает, моет, чистит? Конечно нет.
Обсуждаем пословицу: «Почет и труд рядом живут»).
Делаем вывод: любой труд необходимо ценить и уважать.
Были бы готовы трудиться, овладевая необходимыми умениями и навыками. «Ученье свет, а не ученье тьма», чтобы работать и заниматься любимым делом. Получать от своей профессии удовольствие, необходимо учиться, добиваться совей цели. На примере художественных произведений рассуждаем, делимся впечатлениями, делаем выводы. «Труд человека кормит, а лень портит».
Сл/игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка, активные движения, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Так же на помощь в работе приходит театрализация.
Трудились бы не только потому, что это им нравится или интересно, но и потому, что этот вид деятельности нужен именно сейчас, нужен другим людям (и снова на помощь в работе приходят сл/ игры: «Что будет если…», дидактические игры «Ответь на вопрос»).
Знакомство с миром профессий будет успешным, если ребёнок испытывает радость, положительные эмоции и имеет возможность проявить себя в доступных видах деятельности.
Для того чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, необходимо было создать уголок по профориентации.
Начала работу с подборки материала:
• Были оформлены папки загадок, пословиц, поговорок о профессиях и орудиях труда;
• Были подобраны и изготовлены настольно – печатные игры, демонстрационный материал;
• Совместно с родителями и детьми были изготовлены следующие папки о профессиях :
- Врач - Сварщик
- Архитектор - Повар
- Геолог - Тренер по худ. гимнастике
- Библиотекарь - Шахтер
- Ветеринар - Старые забытые профессии
-Дидактическое пособие ЛЭПБУК «Ветеринар»
Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Как правило, на такие встречи приглашаются родители. Была запланирована встреча с Киришевской Оксаной Олеговной – геологом по профессии. Очень жаль, что она не состоялась. В дальнейшей работе планирую эту встречу организовать.
В своей работе по данной теме необходимо использовать разнообразные формы и методы:
- экскурсии;
- беседы;
- словесные игры;
- театрализация.
Проводимая работа по ранней профориентации позволила ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными значимыми в жизни человека.