Наталия Гопина
Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
МБДОУ «Детский сад город Багратионовск»
Воспитатель: Н. В. Гопина
«Мы берём лучшее и работаем на будущее»
Публикация «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно – исследовательской. Поэтому развитие речи ребёнка любого возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагогов ДОУ.
Театральная деятельность – это самый яркий, интересный, активный вид детского творчества. Она глубоко лежит в детской природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. А игра – это единственная центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Входя в образ, ребёнок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит, и что его заинтересовало.
Поэтому возникла идея создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Актуальность идеи
Говоря об инновационных технологиях в театрализованной деятельности дошкольников, начнём с актуальности идеи, которая заключается в следующем: в процессе театрализации, происходит не только приобщение детей дошкольного возраста к искусству, но и знакомство с необъятной вселенной во всей её прекрасной вариативности, пополнение активного словаря и формирование фонетической культуры речи.
И именно театрализованная направленность является развитием чувств и эмоциональных откровений ребёнка. Ребёнок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Концептуальность идеи
Своеобразие и новизна опыта состоит в использовании театрализованной деятельности в образовательном процессе ДОУ в нетрадиционных занятиях. Применение театрализованной деятельности как образного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго задерживать внимание ребёнка и строится на следующих принципах:
1. Постоянная обратная связь;
2. Диалогизация образовательного процесса;
3. Оптимизация развития;
4. Эмоциональный подъём;
5. Добровольное участие;
6. Погружение в проблему;
7. Свободное пространство;
8. Гармонизация развития.
Задачи
В театрализованной деятельности применяется принцип обучения: учить играя.
Поэтому она позволяет решать такие задачи:
1. Развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;
2. Воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;
3. Овладение импровизационными умениями;
4. Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;
5. Совершенствование познавательных процессов;
6. Позитивное отношение к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольниками;
7. Способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать у них нравственную культуру миропонимания.
Формы организации театрализованной деятельности:
1. Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и детей;
2. Самостоятельная театрально – художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни;
3. Мини – игры, мини – сценки иной непосредственно – организованной деятельности;
4. Посещение театров в ДОУ, вне детского сада с родителями.
Оптимально и эффективно построены занятия по театрализованной деятельности, включающие: просмотр кукольных спектаклей, беседы по ним; игры драматизации, этюды, пантомимы, коррекционные игры, упражнения для развития речи, игры – превращения, пальчиковый игротренинг.
Оптимальность и эффективность средств.
Центр театрализованной деятельности является одним из основных при организации развивающей среды.
Поэтому в своей группе я создала условия для развития игрового опыта каждого ребёнка, поддержание новых возможностей игрового отражения мира детьми, для развития интереса к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
В содержание предметно-пространственной среды я включила разные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе, теневой, магнитный, бибабо, пальчиковый, ложковый, платочный, театр на дисках. Игрушки забавы, маски, шапочки, декорации, театральные атрибуты, ширмы, фланелеграф, аксессуары сказочных персонажей
Результативность опыта
Содержание данной системы позволило развивать у детей дошкольного возраста такие индивидуально-личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим, развитие детской фантазии, способности сопереживать происходящему, умение управлять своим настроением.
У детей происходят значительные положительные сдвиги в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Параллельно происходит развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи.
Таким образом можно сделать следующие выводы:
1. Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста.
2. Театрализованная игра – эффективное средство развития личности ребёнка, помогает формировать связную речь, обогащает словарный запас, развивает умение общаться, развивает пальчиковую моторику рук у детей с нарушением речи.
3. Театрализованная игра играет особую роль в психическом развитии детей. Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости, профилактики агрессии у детей дошкольного возраста.