Марина Балясова
Конспект занятия «Знакомство детей с балетом-сказкой П. И. Чайковского «Лебединое озеро» (подготовительная группа — 1 класс)
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей с балетом – сказкой П. И. Чайковского «Лебединое озеро»
Занятие 1.
Цель занятия.
Познакомить детей с музыкой балета П. Чайковского, с сюжетом сказки, положенной в основу произведения. Учить детей чувствовать характер музыки.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство детей с балетом-сказкой П, И, Чайковского „Лебединое озеро“ (подготовительная группа — 1 класс)» размещена в разделах
- Балет, балерины
- Лебедь. Все о лебедях
- Лебедь. Конспекты занятий
- Начальная школа. 1-4 классы
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Чайковский П.И.
- Темочки
Педагог: Вы хорошо знаете имя великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, знакомы с некоторыми его произведениями из «Детского альбома», цикла «Времена года». Музыка П. И. Чайковского так прекрасна, что вы наверняка с удовольствием будите слушать ее в разные годы своей жизни. Есть у него произведения, которые могут быть понятны как детям, так и взрослым, и любимы ими. Среди них балет «Лебединое озеро»
Кто из вас знает, что такое балет? Это театральный спектакль, но необычный. Главный рассказчик в нем – музыка. В балете герои не произносят не одного слова, они только танцуют под музыку.
Итак, сказка первая. Она называется «Лебединое озеро».
Представьте себе старый замок, бал в честь дня рождения принца. Звучит музыка. Все кружатся в вальсе (слайд). На следующий день бал будет продолжаться, и принц должен будет выбрать себе невесту.
Вдруг гости увидели стаю лебедей, будто плывущих по небу, и предложили принцу поохотиться на них. Долго продолжалась погоня в лесу за скрывшимися лебедями. Все повернулись назад, только принц продолжал бродить по лесу и вдруг оказался на берегу большого озера, по которому красиво скользили белые лебеди (слайд). Неожиданно один лебедь превратился в девушку. Она рассказала принцу, что злой колдун заколдовал ее и ее подруг, превратив в птиц. Только по ночам они могут сбрасывать лебединые перья, а наутро опять становятся птицами. Только верная любовь юноши может снять это заклятье. Принц полюбил девушку и обещал спасти ее. Но их разговор подслушал злой волшебник. Он задумал обмануть принца, привести на бал свою дочь, сделав ее похожей на девушку – лебедя. На следующий день он явился на бал со своей дочерью. Принц не понял разницы и назвал в конце бала дочь колдуна своей невестой. В это время в раскрытом окне показалась девушка – лебедь. Она горестно взмахивала белыми крыльями. Как только принц увидел ее, то сразу понял, что был обманут. Принц бросился бежать к озеру, чтобы найти ее. Он признался ей, что любит только ее. В это время появился злой колдун. Принц вступился с ним в бой, победил его и спас девушек (показ слайдов).
Так закончилась эта сказка.
Музыкальный руководитель предлагает детям послушать несколько отрывков (фрагментов) из балета. Например, сцену, когда принц встретился с лебедями (Слушание). Эта тема лебедей встречается в балете несколько раз. Она меняет свою окраску в зависимости от того, что происходит в сказке. Звучит то нежно и грустно, то тревожно и грозно, то радостно и торжественно. (Разбор музыкального фрагмента с детьми).
Педагог. Мелодия эта такая длинная, как будто не имеет конца. Она начинается трепетно, нежно, грустно, потом звучит все напряженнее, беспокойнее, взволнованнее. Мелодия очень красива и выразительна. Послушаем еще раз (Слушание).
Теперь послушаем другой фрагмент из балета, сцену, когда девушка-лебедь рассказала принцу о своей беде, а он обещал освободить ее и ее подруг от злых чар колдуна. Лебеди кружатся в танце (слайд)
Исполняется «Танец Лебедей». Музыкальный руководитель спрашивает у детей, как звучит музыка? (радостно, легко). Какой это танец? (Вальс).
Педагог. Да мы говорили с вами, что Чайковский очень любил вальсовый ритм и многие его произведения или отдельные темы написаны в этом жанре. В этом и других его балетах много вальсов. Но каждый вальс имеет свое настроение, свою музыкальную окраску, звучит то мечтательно, то нежно, то празднично, то тревожно. Вы правильно почувствовали, что этот вальс звучит радостно, нежно, полетно. Девушки надеются, что принц спасет их.
Послушайте еще один фрагмент из балета – прощание девушки лебедя с принцем в этой-же сцене.
Светает. Девушкам пора превращаться в лебедей. Какая счастливая и одновременно грустная музыка (слайд). Счастливая, потому, что принц и Одетта (так звали девушку-лебедя) полюбили друг друга. Грустная потому, что им нужно расставаться. Звучит фрагмент «Одетта и Зигфрид» (слайд).
В следующий раз мы послушаем эти и другие отрывки из балета.