Татьяна Пастушкова
Конспект беседы «Знакомство с творчеством П. И. Чайковского. Времена года. Март. Песня жаворонка» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: Художественно-эстетическое развитие
ТЕМА: Знакомство с творчеством русского композитора П. И. Чайковского – «Времена года» - «Март – песня жаворонка».
ЦЕЛЬ: Слушание музыкального произведения П. И. Чайковского
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАНИЕ: Закрепление навыка слушания музыкального произведения;
Темочки:
- Беседа. Проведение бесед
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Сезонны, месяцы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Песни. Все материалы на тему песен
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Стихи для детей к празднику 8 Марта
- Чайковский П.И.
- Темочки
РАЗВИТИЕ: развитие устойчивого интереса и эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение; расширение музыкального кругозора, развитие музыкального вкуса. Обогащение словарного запаса;
ВОСПИТАНИЕ: воспитание чувства такта, умения доброжелательно вести себя во время занятия.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: слушание
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: технология Н. А. Ветлугина
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО: музыкальная подвижная игра, стихи
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: прослушивание музыкального произведения, активное участие детей в обсуждение музыкального произведения.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: фортепиано, портрет П. И. Чайковского, компьютер, стульчики для детей, демонстрационный материал – иллюстрации «Времена года», презентация «Весеннее настроение» (фотографии и рисунки на тему «Весна»).
ФОРМЫ РАБОТЫ: Групповая, индивидуальная
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ: Ситуативный-познавательный
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Игры на восприятие музыки «Музыка и образ», «Музыка и цвет»; упражнения на рассматривание сюжетных картинок, стихи про времена года
Ход БЕСЕДЫ:
ВВОДНО-МОТИВАЦИОННЫЙ
Дети заходят в зал
Воспитатель: здравствуйте, ребята! (напевно под музыку фортепиано, дети отвечают напевно
Воспитатель предлагает встать в круг и провести игру - приветствие «Зажги свой фонарик!» : дети встают в круг и, соприкасаясь ладошками, по очереди «зажигают» фонарики и называют цвет своего фонарика.
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.
Воспитатель: что-то стало с моей памятью, напомните мне пожалуйста, какие произведения Петра Ильича Чайковского мы уже с вами слушали? (возможные ответы детей «Детский альбом» - «Детские грёзы», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», Новая куклы»)
Воспитатель: Хотите слушать еще одно произведение русского композитора?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: прекрасно! Сегодня вы узнаете, что кроме «Детского альбома», Пётр Ильич написал цикл произведений о каждом месяце и объединил эти произведения в один общий цикл – «Времена года». Какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень)
Воспитатель: Давайте рассмотрим иллюстрации к разным временам года.
Демонстрация иллюстраций «Времена года» и сопровождение показа краткими комментариями педагога и детей
Воспитатель: Какое сейчас время года? (весна) Что вы можете рассказать о изменениях в природе? (больше солнышка, подтаивает снег, сосульки и т. д.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами послушаем произведение о весне Петра Ильича Чайковского «Март - песня жаворонка».
Внимательно послушайте и скажите, какое настроение в этой музыке?
Слушание музыкального произведения: П. И. Чайковского «Март – песня жаворонка».
Воспитатель: чтобы помочь вам высказать настроение о прослушанном произведении, я предлагаю поиграть в игру «Выбери нужное слово!». Я буду произносить слова о настроении и характере произведения, а вы выбирайте подходящее.
Проводится игра «Выбери нужное слово». Набор слов-определений прилагается к конспекту занятий
(Дать детям высказаться о настроении произведения)
Воспитатель: Услышали ли вы трели жаворонка в этом произведении?
Прослушиваются фрагменты с «трелями жаворонка».
Воспитатель: Март – это ранняя весна, но природа уже готовится к пробуждению!
(Можно посмотреть иллюстрации или картины известных художников о весне или почитать стихи)
Послушайте, как красиво пишет об этом наш русский поэт В. А. Жуковский в стихотворении «Жаворонок»
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
- Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!
Какой инструмент вы услышали в произведении? (фортепиано, пианино)
Воспитатель: «Фортепиано» изобрёл флорентийский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году, а назвал он его тогда – чембало с piano и forte, потому что на нем прекрасно можно было воспроизводить различную динамику, то есть громкость звучания. Предшественниками этого инструмента были: клавикорд, спинет и клавесин, но они имели более тихое, металлическое звучание и не обладали богатой и разнообразной динамикой. На нашем же современном пианино возможно добиваться самых различных динамических красок: от громкой – форте, до тихой – пиано. Потому-то этот инструмент называют не просто пианино, а ещё и «Фортепиан». На нем, можно воспроизводить певучую мелодию, сложную, богатую гармонию и разнообразную полифонию.
Напомните мне сколько вы знаете регистров? ( три: нижний, средний, верхний).
Какой звучит регистр в этом произведении? (верхний)
Высоко или низко? (высоко)
Воспитатель: В нижнем регистре исполняются песенки, например, медвежонка, или слонёнка, или динозаврика, в верхнем – песенки птичек, мышек, комариков, а в среднем регистре, «мы с вами живём, и песенки свои поём…».
Потом, можно попросить детей пофантазировать в том, или ином регистре.
Воспитатель: Послушайте этот фрагмент, вот так, на фортепиано передает трели птички, приветствующей весну и солнце.
Давайте представим, что, мы с вами превратились в этих прекрасных, веселых птиц (жаворонков) и поиграем в игру «Птицы и Весна». Под музыкальное сопровождение будите «летать» и весело приветствовать солнышко!
Проводится музыкальная подвижная игра «Птицы и Весна».
Предлагаю вами еще раз послушать произведение о весне Петра Ильича Чайковского «Март - песня жаворонка».
РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: сегодня мы с вами слушали музыкальное произведение о весне. Как называется это произведение? («Март – песня жаворонка»)
Воспитатель: а как зовут композитора? (Пётр Ильич Чайковский)
Давайте вспомни какие «нужные слова» мы выбрали для этой музыки?
А песню какой птицы вы услышали в произведении? (ответы выслушать)
Воспитатель: благодарю всех вас за участие в обсуждении музыкального произведения и желание слушать и понять услышанное. Предлагаю вам дома вместе с родителями почитать стихи о весне, если дома есть компьютер, послушайте это произведение вместе с родными и расскажите им всё, что узнали сегодня.
Воспитатель: до свидания, дети! (напевно под музыку фортепиано)
Дети отвечают напевно