Анна Жук
Итоговое занятие в старшей группе по развитию речи и обучению грамоте «Поздравление Мудрой Совы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Выявить уровень сформированности знаний и представлений детей за учебный год. Закрепить знания о весне, уточнить ее приметы. Закрепить умение работать с таблицами – схемами для развития связной речи детей.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Итоговое занятие в старшей группе по развитию речи и обучению грамоте „Поздравление Мудрой Совы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сова, совушка, совенок, совята
- Старшая группа
- Темочки
- Продолжать знакомить с терминами: «слово», «звук», «буква», гласный и согласный звук, звуковой анализ слова.
- Закреплять умение делить на слоги одно- двух-трехслоговые слова; различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова.
Развивающие :
- Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
- Развивать интерес к литературным произведениям.
- Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Предварительная работа: наблюдения в природе; рассматривание репродукций картин и иллюстраций о весне; загадывание загадок о весне и о животных; выполнение физкультурных разминок; чтение сказки «Сорока – склока», составление описательных рассказов по мнемотаблице о весне, составление описательных рассказов по иллюстрации «Лиса», «Лебеди на озере».
Развивающая среда : сорока с конвертом, мнемотаблица, плакаты-подсказки звуков, иллюстрация «Лиса с лисятами»; карточки глаза, уши, нос, руки для описания иллюстрации; фото детей во время прогулки; карточки волк, еж, заяц, белка, косуля для определения слогов в слове; карточки для игры «Составь слово по первым звукам» (ландыши, индюк, солнце, арбуз, касса букв, карточки для звукового анализа; музыкальное сопровождение: мелодия для минутки вхождения к занятию, запись голоса сороки, «Шум морского прибоя» для физминутки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем:
Доброе утро!
Группа «Гномики» всегда
Рада видеть гостей у себя.
Минутка вхождения к занятию «Солнечные лучики» (музыка).
Предложить детям вытянуть руки и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Дети садятся на места.
2. Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года, какие месяца пришли с этим временем года и что бывает в это время года. Беседа по мнемотаблице.
3. После рассказа раздается голос сороки, обратить внимание детей на окно (на шторе сидит сорока, в клюве у нее письмо). Взять конверт и прочесть письмо.
«Дорогие ребята, я очень рада, что вы прошли еще один учебный год. Вы уже стали на одну ступеньку ближе к школе. Я вас от всей души поздравляю. По поводу окончания учебного года хочу вас испытать и дать вам задания. Задания вы будете находить у себя в группе, а подскажут вам мои загадки и стихотворения, когда отгадаете загадку, то найдете задание, а когда найдете задание - сразу начинайте его выполнять. Если вы пройдете все испытания и выполните все задания, а я уверена, что у Вас все получится, то вас потом ждет сюрприз.
Подпись. Мудрая Сова».
Стихотворение:
Вниманье, занавес, звонок
Я – театральный уголок.
- Где нам нужно искать первое задание? (ответ детей, отгадавший ребенок приносит конверт).
Достать из конверта перо и объяснить детям, что оно волшебное.
До кого пером коснусь
От того ответ дождусь.
Задание № 1.
Ребята, вам нужно ответить на некоторые вопросы.
- Из чего состоит наша речь? (из предложений)
- А из чего состоят предложения (из слов)
- А слова? (из звуков)
- Какие бывают звуки?
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не умеют свистеть и ворчать.
- Чем согласные звуки отличаются от гласных?
А согласные согласны
Шелестеть, шипеть, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
- Ребята, а какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)
- Чем отличается «звук» от «буквы»?
Звук не можем мы увидеть,
Звук не можем написать,
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
Буквы можем мы увидеть,
Буквы можем прочитать,
А еще их написать.
Молодцы! Справились с заданием.
Воспитатель:
А я не зеваю
И загадку вам загадаю:
Рыжая, красивая семья:
Папа – лис,
Мама – лиса,
А их замечательный ребенок –
Это маленький … (лисенок)
Я вам, ребятки предлагаю показать историю лисенка.
Физминутка «Лисенок» :
Лисенок проснулся (Потянулись.)
И вышел умыться. (Ходьба на месте.)
Вдруг видит, а в луже
Другая лисица. (Наклоны туловища вперед.)
Он вежливым был.
Извинился к тому же: (Повороты туловища.)
Пойду поищу-ка
Свободные лужи! (Ходьба на месте.)
- Ребята, а если в семье лисы несколько деток, то это … (ответы детей).
Задание № 2.
А сейчас для вас новая загадка,
Отгадаете, найдете следующее задание.
Загадка:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
(Книга)
Отгадавший ребенок приносит пакет с заданием. Из пакета вынуть иллюстрацию «Лиса с лисятами» и прочесть задание: «Вам нужно описать картину при помощи ощущений». Вывесить на доску картину.
- Ребята, кто изображен на картине? (ответы детей)
- Я сейчас предлагаю вам представить, что мы попали в картину и вы расскажите, что вы там увидели (показать карточку глаза, выслушать 2-3 ребенка).
- Теперь хотелось бы узнать, что вы там услышали? (показать картинку уши, выслушать 2-3 ребенка).
- Интересно, а какие запахи вы почувствовали? (вывесить карточку носа, выслушать 2-3 ребенка).
- Хотелось бы мне узнать, а что почувствовали ваши руки? (вывесить карточку руки, вывесить фотографии прогулок, выслушать 2-3 ребенка).
Задание № 3:
«Ребята прежде чем вы начнете выполнять мое следующее задание я предлагаю вашим глазам отдохнуть». Предложить детям присесть на ковер взяться за руки и выполнять упражнения для глаз согласно тексту.
Гимнастика для глаз: (музыка морской шум прибоя)
Ваши глазки так устали
Вы им дайте отдохнуть,
Их закройте на чуть - чуть.
Вы сейчас представьте море,
Свежий ветер на просторе.
За волной плывет волна,
А в округе тишина.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Загадка:
Очищают воздух,
Создают уют,
На полках зеленеют
Круглый год цветут.
(Комнатные растения)
Отгадавший ребенок находит сундучок и приносит следующее задание.
Воспитатель: «Дорогие ребята, рассмотрите внимательно картинки и определите сколько слогов в названиях изображенных там животных, и распределите картинки следующим образом: под елку с одной шишкой – картинку, где в слове один слог (волк, еж); под елку с двумя шишками – картинку (заяц, белка, где в слове два слога; под елку с тремя шишками – картинку (косуля, где в слове три слога.
Молодцы, справились с заданием.
Воспитатель:
А сейчас, внимание!
Следующее задание!
Задание № 4:
Загадка:
Там, где куклам вы готовите
И угощаете друзей,
Там конверт ищите скорей.
Отгадавший ребенок приносит конверт.
«Друзья, я приготовила для вас интересную игру-задание «Составь слово по первым звукам», определить первые звуки в словах вам помогут вот эти карточки, вам нужно назвать первые звуки и найти соответствующие буквы, тогда вы узнаете – какое слово у вас получилось. А еще, ребятки, вам нужно сделать звуковую модель полученного слова, а помогут вам звуковые карточки.
Подпись. Мудрая Сова.»
Воспитатель вывешивает на доске картинки (ландыш, индюк, солнце, арбуз). Дети определяют первый звук, находят соответствующую букву (при этом называя какая это буква) и крепят на доске под карточкой. Один из детей выкладывает схему анализа слова на доске.
- Какой первый звук? (Ль - мягкий, звонкий согласный звук).
- Какой второй звук? (второй звук И – гласный звук; объяснить детям, что этот звук обозначает мягкость согласного звука).
- Какой третий звук? (звук С – твердый, глухой согласный звук).
- Последний звук какой? (последний звук А – гласный звук; объяснить детям, что этот звук обозначает твердость согласного).
Молодцы, ребята, справились с заданием.
Загадка:
Пишут они, когда диктуют,
Они и чертят, и рисуют, -
А сегодня вечерком
Они раскрасят наш альбом.
(Карандаши)
Отгадавший ребенок приносит папку. Зачитываем послание: «Дорогие ребята! Я уверена, что вы справились со всеми заданиями. Хочу Вас поздравить с окончанием учебного года.
Поздравляю всех-всех-всех,
Летом ждет вас всех успех.
Скоро будете отдыхать,
Развлекаться и играть!
Ребята! В этой папке для вас подарки. Встретимся в новом учебном году. До свидания!
Подпись. Мудрая Сова».
Итог занятия :
- Ребята, что было для вас сегодня интересного?
- Что понравилось?
Похвалить детей.