Марина горшенина
Итоговое занятие в старшей группе «По дорогам радуги»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Тип: интегрированное
Интеграция видов детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская
Возраст детей: от 5 до 6 лет
Формы образовательной деятельности: игровая ситуация (путешествие, беседа
Формы организации: подгруппа
Цель: обобщить и систематизировать познавательный опыт и закрепить умения применять уже сформированные знания и умения в знакомой и новой игровой ситуации у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Образовательные:
Публикация «Итоговое занятие в старшей группе „По дорогам радуги“» размещена в разделах
Закрепить знания детей о весне, уточнить её приметы и признаки.
Расширять и активизировать словарь детей по теме «Весна», «Деревья», «Растения», «Дикие животные», «Насекомые», «Пресмыкающиеся»
Упражнять подбирать к существительным несколько прилагательных.
2. Развивающие:
Развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, память, связную речь, логическое мышление
Закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи.
Закреплять знания детей в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: квадрат, треугольники, ромб и цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
3. Воспитательные:
Воспитывать интерес к явлениям природы, инициативность, познавательную активность.
Индивидуальная работа: с Соней С., Вовой А. –упражнять в умении употреблять обобщающие слова.
Предварительная работа: рассматривание радуги, картин «Весна», «Деревья», «Растения», «Дикие животные», «Насекомые», «Пресмыкающиеся», чтение стихов, пословиц о весне.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: плоские деревья, поляна, озеро, разноцветные конверты, презентация на тему «Весна, радуга».
Раздаточный материал: геометрические фигуры «Танграм», фигурки диких животных, насекомых, пресмыкающихся, кубики с частями растений.
Ход НОД
Дидактическая игра (игровая ситуация, мотивация к деятельности.
Дети под музыку входят в зал.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся с ними.
(Пальчиковая гимнастика)
Круг широкий вижу я -
Встали все мои друзья.
Здравствуй солнце золотое! – правая рука вверх
Здравствуй небо голубое! – левая рука вверх
Здравствуй вольный ветерок! – покачивание руками
Здравствуй маленький дубок! – наклон вперёд
Здравствуй утро, - правая рука в сторону
Здравствуй день – левая рука в сторону
Нам здороваться не лень – покачивание пальчиком
Всех приветствуем сейчас – пальцы соединены в замок
Очень рады видеть вас – руки к груди и вперед – в стороны.
Воспитатель: А теперь, ребята, отгадайте загадку:
У меня есть карандаш
Разноцветная гуашь
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист
А ещё мольберт - треножник
А зовут меня (художник)
Воспитатель: А кто такой художник?
Дети: Это человек, который рисует картины.
Воспитатель: Ребята, вы хотите встретиться с художником?
Чтоб увидеть чудеса,
Закрывайте все глаза.
В мире тайн и превращений,
Вы окажетесь тогда.
Начинаю я считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Можете открыть глаза,
И скажите, кто же я? (художник)
Вы правы, художник я.
Кисть волшебная моя!
Если ей сейчас взмахну,
Нарисую радугу!
Воспитатель: Вот она, смотрите!
Что за чудо - чудеса в гости радуга пришла и дорожки принесла,
Все дорожки не простые, а волшебные такие!
По дорожке кто пройдет - тот играет,
Много знает, всегда красиво говорит,
В подготовительную группу перейти спешит!
Воспитатель: Ребята, а вы хотите перейти в подготовительную группу? (да) (Радуга гаснет.)
Затруднение в игровой ситуации
Воспитатель: Ой, что- то произошло, радуга исчезла!
Как же мы теперь перейдем в подготовительную группу? Придется, наверно, остаться в старшей группе, так как я не смогу больше нарисовать такую же радугу, не помню порядок расположения цветов. Или вы мне поможете вспомнить расположение цветов радуги? (Да).
Воспитатель: Хорошо.
(Воспитатель положила руки в карманы и вдруг достаёт оттуда цветные конверты 7 штук)
Воспитатель: Ой, ребята смотрите, у меня для вас есть цветные конверты. В каждом конверте находятся задания, которые необходимо выполнить, но в определённой последовательности нужно брать конверты, чтобы радуга восстановилась правильно. Трудная задача стоит перед нами. Ребята, вы готовы пройти сложный путь по дорожкам радуги, проверить свои знания, чему мы с вами научились за год, и перейти в подготовительную группу.
Дети: да!
Повторение и развивающие задания.
Воспитатель: Но прежде чем приступить к выполнению заданий, нам с вами нужно вспомнить, сколько цветов у радуги? (7). А назовите эти цвета. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
Воспитатель: Давайте, скорее, откроем 1 конверт с заданием! Ой, я что-то даже не знаю какой выбрать, вдруг опять ошибусь, перепутаю цвета. Помогите мне, какой цвет конверта выбрать первым?
Дети: Красный! (открывают красный конверт)
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там,
Ручей шумит как водопад, скворцы в скворечники летят,
Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает?
Дети: весна.
Воспитатель: Сколько месяцев у весны? (3). Какие? (Март, апрель, май). После, какого времени года наступила весна? (После зимы пришла весна). Давайте опишем словами, какая бывает весна?
Дети: Долгожданная, теплая, звонкая, солнечная, ласковая, ранняя, дружная, весёлая, красивая, цветущая, и т. д.
Воспитатель: А какие пословицы вы знаете про весну?
1. Грач на горе – весна на дворе.
2. Весна красна цветами, а осень пирогами.
3. Весною сверху печет, а снизу морозит.
4. Кто спит весною – тот плачет зимою.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Вот и первая дорожка радуги появилась.
Воспитатель: Ребята, а каким следующим цветом дорожка радуги? (оранжевая, выбираем оранжевый конверт)
Воспитатель: Нужно отгадать загадку:
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
Воспитатель: Правильно, ребята, это ручей. А откуда появились ручейки весной?
Дети: Потому что пришла весна, пригрело солнышко, стало тепло, солнце светит ярче…
Воспитатель: А все дети очень любят по ручейкам пускать что?
Дети: Кораблики.
Воспитатель: Правильно кораблики. Вот сейчас мы свами смастерим кораблик. Для этого нам нужно сесть за столы.
Ребята, посмотрите у вас на столах лежат конверты. Но конверты не простые, в них лежат геометрические фигуры. Из геометрических фигур по образцу надо выложить кораблик.
(Игра «Танграм»)
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились, и вот появилась оранжевая дорожка радуги.
Воспитатель: Какой же следующий конверт выбрать, дети, подскажите!
Дети: Жёлтый.
Воспитатель: Давайте, посмотрим, какое задание находится в жёлтом конверте. Посмотрите, в этом конверте находится полянка. Нравится вам она?
Дети: Нет.
Воспитатель: На этой полянке когда-то росли прекрасные цветы, трава, кустарники. Но однажды здесь пронёсся страшный ураган. После него осталось вот что… Пустая поляна. Как сделать её красивой?
Дети: Нужно посадить растения, цветы, траву.
Воспитатель: Давайте оживим эту полянку. Посадим растения, цветы, траву. Сделаем её красивой. Будут на ней расти цветы, растения, прилетят нарядные бабочки, и стрекозы, и пчёлы. Будет она как прежде красивой, и даже лучше. Будет радовать красотой не только нас, но и всех людей.
Перед вами лежат кубики, на которых нарисованы части растений. Вам надо собрать из частей: растение, дерево, куст и цветок.
(Игра «Собери растение по частям»)
Воспитатель: Правильно выполнили, и появилась ещё одна дорожка радуги-жёлтая.
Вот у нас осталось уже только 4 цветных конверта, какой цвет выбираем?
Дети: Зеленый конверт.
Воспитатель: Какое же, задание нам приготовлено? Посмотрите, в конверте находится какие-то знаки. Что это за знаки?
Дети: Это скрипичный ключ и ноты.
Воспитатель: А для чего они нужны?
Дети: С помощью скрипичного ключа и нот создаются песенки.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю отдохнуть и потанцевать под весёлую песенку.
ФИЗМИНУТКА
Воспитатель: Вот как славно мы отдохнули. Посмотрите, появилась следующая зеленая дорожка радуги.
Воспитатель: Итак, нам осталось выполнить лишь 3 задания. Открываем мы с вами уже, какой конверт?
Дети: Голубой.
Воспитатель: Вот перед нами уже и голубой конверт. Какое же задание он нам приготовил?
Ребята, посмотрите, здесь находится картинка. Какое время года изображено на картинке?
Дети: Весна.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие звуки есть у весны? Давайте присядем на полянке, послушаем и отгадаем звуки весны.
( Аудиозапись звуков весны: шелест листьев, шум дождя, звон ручейка, пение птиц и др. На мультимедиа высвечивается соответствующая картинка)
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием успешно справились! И вот у нас уже появилась следующая, голубая дорожка радуги. Осталось у нас только 2 конверта, синий и какой… фиолетовый. Какой надо теперь выбрать?
Дети: Синий конверт
Воспитатель: В этом конверте находится игра «Четвёртый лишний» Вам нужно среди картинок найти лишнюю и объяснить, почему эта картинка лишняя.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Появилась следующая, синяя дорожка радуги.
Воспитатель: Остался у нас фиолетовый конверт.
Ребята, посмотрите какая красивая полянка. Угадайте, кто же живёт на этой полянке? (Дети по модели называют, кого увидели)
Дети: насекомые
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: у них есть крылья, шесть ног, насечка на брюшке
Воспитатель: А кто из вас знаете, где они живут?
Дети: на полянке.
Воспитатель: Я предлагаю девочкам взять всех насекомых и положить их на полянку (уточняю, каких насекомых они выбрали)
Воспитатель: Смотрим следующую модель. Кто это?
Дети: Пресмыкающиеся
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: У них есть хвосты, панцирь…
Воспитатель: Где они живут и почему?
Дети: В траве у водоемов. Там есть еда для них
Воспитатель: Предлагаю мальчикам взять пресмыкающихся и поместить их к водоему.
Воспитатель: Смотрим следующую модель. Кто это?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Они могут жить в берлоге, в норе, в дупле. Их тело покрыто шерстью. У них есть детёныши.
Воспитатель: А кто из вас знаете, где они живут?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Предлагаю сейчас взять каждому из вас животного и поселить их в лесу.
Воспитатель: Вот и появилась последняя фиолетовая дорожка радуги. Мы выполнили все задания из 7 конвертов, и цвета радуги правильно сложили. Теперь, мы можем со своими знаниями смело перейти в подготовительную группу!
Завершаю чудеса,
Закрывайте вновь глаза.
Считаю снова до пяти:
Раз, два, три, четыре, пять!
Глаза все могут открывать.
Итог НОД (рефлексия)
Воспитатель: Ребята, какое удивительное путешествие мы свами совершили по дорогам радуги.
Кому вы сегодня помогали? Понравилось вам помогать художнику? А, что случилось сегодня с радугой? А со всеми ли заданиями вам было легко справиться? Какие задания вам показались трудными? Что вам запомнилось из нашего путешествия?
Воспитатель: Ребята! Вы сегодня порадовали меня своими знаниями и умениями, и я думаю, наша работа сегодня была очень полезной. Как вы думаете в чем?
Воспитатель: Что интересного и нового вы сможете сегодня рассказать дома
Вы сегодня показали, какие вы дружные и добрые и как умеете помогать. Я горжусь вами!
Воспитатель: Я за ваши знания хочу всех ребят похвалить и вручить всем медали и подарки, которые будут напоминать вам о нашей встрече.
Воспитатель:
Мы по дорожкам радуги шагали, все сложные задания выполняли.
В подготовительную группу нам идти пора, до свидания друзья!