Марина Дементьева
Итоговое занятие «Насекомые» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.
Задачи:
Образовательные:
-расширить знания о насекомых, об их существенных признаках;
-обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;
-уточнить знания о пользе и вреде насекомых для человека;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
Публикация «Итоговое занятие „Насекомые“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Темочки
-познакомить детей с некоторыми видами насекомых, которые занесены в Красную книгу;
Развивающие:
-способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;
-активизировать и расширять словарный запас;
-развивать связную речь.
Воспитательные:
-прививать бережное отношение ко всему живому;
-замечать красоту окружающей природы;
-воспитывать понимание и заботу к окружающему.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций по теме: "Насекомые". Наблюдение за насекомыми в повседневной жизни. Отгадывание загадок. Чтение художественной литературы К. Ушинский "Капустная бабочка".
Наглядно-дидактический материал:
Предметные картинки, иллюстрации насекомых, картинки пищевой цепочки, изображение насекомых, занесенных в красную книгу России.
Ход занятия:
Утренний круг:
Подготовительная группа -что это значит?
Значит никто уже утром не плачет
Суп не прольет на рубашку никто
Все надевать научились пальто
Даже ботинки с тугими шнурками
Не доверяем ни маме, ни папе.
Мы заниматься сегодня с утра
Будем лишь только все на Ура!
Организационных момент:
Воспитатель предлагает посмотреть отрывок из фильма о насекомых.
Воспитатель: Ребята, смотрите внимательно, я задам вопрос, на который вы должны будете ответить.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, посмотрев этот отрывок фильма, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?
Дети: о насекомых.
Воспитатель: Сегодня, мы будем говорить о насекомых России. Это самая большая по числу видов группа организмов. Насекомые — первые настоящие завоеватели атмосферы нашей планеты. На земном шаре насчитывают более 1 млн. разных видов насекомых. Многие представители насекомых еще не известны науке, поэтому на самом деле их может оказаться и 2 и даже 3 млн. видов.
Я предлагаю поиграть в игру "Вопрос-ответ" Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте.
Дидактическая игра "Вопрос-ответ"
Воспитатель: Какие отличительные признаки есть у насекомых?
Дети: голова, брюшко, лапки.
Воспитатель: Как могут передвигаться насекомые?
Дети: прыгают, бегают и летают, плавают, ползают.
Воспитатель: Назовите насекомых которые прыгают.
Дети: кузнечик, блоха.
Воспитатель: Звоночек (Важная информация) А вы знаете, что у кузнечика слуховой аппарат находится на голени передних ног!
Воспитатель: Назовите насекомых которые бегают.
Дети: муравей, таракан.
Воспитатель: Звоночек (Важная информация) А вы знаете что муравей живет до 12-20 лет, в зависимости от вида.
Воспитатель: Назовите насекомых которые летают.
Дети: муха, бабочка, комар, стрекоза, жук, оса, пчела.
Воспитатель: Звоночек (Важная информация) А вы знаете, что бабочка живет примерно до 23 дней (яйцо- личинка- куколка- бабочка)
Воспитатель: Звоночек (Важная информация) А вы знаете, зачем муха чистит лапки?
Ответы детей.
Воспитатель: На лапках у мух есть подушечки, которые выделяют липкую жидкость, на которую собирается мусор, когда мусора много, муха очищает его.
Воспитатель: Как насекомые защищаются от врагов?
Дети: маскируются, жалят.
Воспитатель: Паук-это насекомое? Почему?
Дети: нет, у него 8 лапок. Звоночек (Важная информация) А вы знаете. что пауки линяют 5-10 раз, в этот период они отказываются от еды.
Воспитатель: Чем отличаются полезные насекомые от вредных?
Дети: полезные- приносят пользу природе, человеку, животным, а вредные- разносят болезни.
Воспитатель: Назовите полезных насекомых и вредных.
Дети: полезные- муравей, пчела, оса, бабочка, стрекоза, кузнечик; вредные: муха, комар.
Воспитатель: Несмотря на то, что существуют насекомые, которые приносят вред человеку, животному, природе, нельзя их уничтожать. Почему, как вы считаете?
Ответы детей.
Воспитатель: В природе существует пищевая цепочка. Звенья между собой связаны, но если нарушить хоть одно звено, то вся цепочка нарушится.
(воспитатель выставляет картинки пищевой цепочки)
Воспитатель: Ребята, что произойдет если исчезнут насекомые? А животные? Рыбы? Если не будет растительного мира?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята одно звено, не может существовать без другого. Насекомые играют большую роль в природе и жизни человека. Основная пища большинства их—это разные части растений (от листьев, плодов, семян, пыльцы и нектара цветков до древесины). Поэтому насекомые имеют особенно большое значение во всех наземных растительно-животных группировках как важнейшие потребители растений. Из-за этого они нередко оказываются очень опасными вредителями сельского и лесного хозяйства. Среди насекомых есть и хищники, и паразиты, и потребители пыльцы и нектара цветущих растений. Эти насекомые для человека очень полезны. Они нападают на вредных насекомых, опыляют цветущие растения Многие насекомые сами служат пищей для рыб в реках, озерах и прудах, уничтожают разные гниющие остатки.
Полезных насекомых, особенно шмелей, пчел, муравьев, ос, крупных жуков — жужелиц, стрекоз, цветочных мух — сирфид, дневных бабочек, следует всячески беречь, охранять от истребления, они наши друзья. Без них не могут нормально развиваться и многие растения, от чего в конечном счете зависит урожай плодов и зерна, ягод и лекарственных растений в лесах, на лугах и в степях.
Воспитатель предлагает выполнить физминутку.
Физминутка: Вот летит стрекоза (дети машут руками)
Как горошины глаза (показывают пальцами глаза)
А сама как вертолет (круговые движения рук в разные направления)
Влево, вправо, назад, вперед.
Воспитатель: Вот мы и узнали как влияют насекомые на окружающий мир. Ребята, кто знает, для чего нужна Красная книга? (Ответы детей). А вы знаете, что в книгу занесены не только животные и птицы, но и насекомые.
Я хочу вам показать некоторых насекомых. которые занесены в Красную книгу России.
(Воспитатель выставляет на доске картинки насекомых, называет и рассказывает о них)
1. Дозорщик-император Это насекомое относится к одной из крупнейших разновидностей стрекоз, обитающих в Европе. Ареал таких живых существ распространяется от Скандинавии до Южной Африки. Величина дозорщиков-императором действительно очень велика.
2. Дыбка степная Это другой вид из списка редких насекомых России, занесённых в Красную книгу ввиду низкой численности и разрозненности в пределах ареала. Их положение не совсем безнадёжно, так как существуют ещё удобные для обитания этих живых организмов овраги и прочие участки с низкой рельефностью с растущим там густым кустарником и высокой травой, которые служат насекомым естественным укрытием, согласно их природе.
3. Двупятнистый афодий Этот жук, имеющий длину от 8 до 12 мм, также входит в список насекомых красной книги России. Существо получило своё название в связи с тем, что является обладателем двух круглых чёрных пятен, расположенных на красных блестящих крыльях, окаймлённых узкой тёмной полоской.
4. Жук-олень Насекомое принадлежит к семейству рогачей, являясь одним из самых больших жуков, обитающих на европейской территории. Самцы обычно крупнее, чем особи женского пола и достигают в отдельных случаях длины до 85 мм.
Воспитатель: Ребята, вы будущие хозяева нашей страны, скажите, как бы каждый из вас помог насекомым не исчезнуть с лица земли.
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас, я вам предлагаю, каждому сделать из бумаги, способом оригами божью коровку.
Дети соглашаются.
Воспитатель предлагает провести пальчиковую гимнастику:
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем :
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
Конструирование "Божья коровка"
Воспитатель: У каждого на столах лежит лист квадратной формы, красного цвета, вырезанный листок, зеленого цвета, черный фломастер, клей, ножницы, кисточка, клеенка и тряпочка. Возьмите красный квадрат, сложите его по полам, по диагонали, а потом соберите так, чтоб получился маленький квадрат. Нарисуйте брюшко насекомого, вырежьте его по контуру. Нарисуйте черные точки на крыльях божьей коровки и головку. Приклейте тело насекомого на лист зеленого цвета.
(Дети совместно с воспитателем выполняют работу).
Итог занятия : Ребята, что интересного вы сегодня узнали на занятии? Какие бывают насекомые?