Арефьева Наталья
Конспект ОД по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» совместно с учителем-логопедом
▼ Скачать + Заказать документы
Арефьева Н. Е. – воспитатель
Алекминская С. В. – учитель-логопед
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная,
познавательно – исследовательская, продуктивная.
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию в подготовительной группе „Путешествие в страну знаний“ совместно с учителем-логопедом» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: - закрепить и систематизировать знания по разделу программы «Развитие речи».
Задачи:
Образовательные: формировать умения образовывать относительные прилагательные, формировать умения подбирать слова – родственники, составлять ложные слова из двух простых слов. Формировать и расширять понятие «Школы». Обогащать и активизировать словарный запас. Формировать умения подбирать прилагательные, слова антонимы к заданному слову. Совершенствовать умение выделять начальный звук из состава слов и по ним составлять слова.
Развивающие : развивать восприятие, координацию речи с движением. Развивать грамматический строй речи, внимание, воображение, физиологическое дыхание. Развивать сенсорные и кинестетические ощущения.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества, инициативности,
Оборудование: музыкальное сопровождение
шкатулка, конверт с письмом, ключ, 5 монет, буквы из магнитной азбуки, листья,
букварь, портфель, картинки воздушных шаров с буквами, рамки с крупой.
Содержание организованной деятельности детей:
(дети проходят и встают полукругом)
Логопед: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Логопед: Ребята, уже скоро станете настоящими школьниками и отправитесь путешествовать по бескрайним просторам знаний – страна Знаний ждет вас. Но для того, чтобы попасть туда, нужен ключ. Я хочу вручить КЛЮЧ от этой страны. (в шкатулке спрятан конверт, педагог открывает шкатулку, где должен лежать ключ)
Ой, что это, а где же ключ? Это конверт, что же на нем, давайте узнаем.
Письмо Кота Базилио и Лисы Алисы: «Дети, ключ у нас, мы его вам отдадим за пять золотых монет, мы их растеряли и не знаем, где они»
Ребята, хотите попасть в страну Знаний? Тогда отправляемся на поиски
монет.
Давайте все дружно скажем наши волшебные слова:
Все вместе: Ждут нас трудности в пути,
Не боимся, их пройти.
Выполним заданья все
И окажемся в стране.
Где веселье, шутки, смех,
Ждёт нас там большой успех.
Ждут нас знания друзья,
Нам скучать никак нельзя.
Воспитатель: Я думаю, что за помощью надо обратиться к царице Знаний. Ребята, вы не знаете кто это? ( Ответы детей: предположения).
Сейчас давайте узнаем. Посмотрите на столе рассыпаны буквы, я думаю, здесь прячется отгадка.
Игра «Найди, определи и собери слово» (развитие сенсорных и
кинестетических ощущений, для профилактики и коррекции дислексии и
дисграфии.) На столе буквы из магнитной азбуки ЬРАВКУБ.
Надо командой собрать слово.
Воспитатель: Что у вас получилось? БУКВАРЬ. Молодцы! Вы угадали. Да, действительно в стране Знаний царствует Букварь. Как вы думаете почему? (ответы детей)
Букварь – это книга – это важный помощник в получении Знаний. А вы знаете, какие книги бывают?
Дети: Книга – новая, библиотечная, старинная, детская, красочная,
интересная, сказочная, научная
Воспитатель: Молодцы! Много вы знаете слов. Давайте откроем царицу Знаний - книгу.
Посмотрите, книга дает нам подсказку, надо идти по этим дорогам, чтобы найти монеты, но я думаю, что нас ждут еще и задания.
Отправляемся в путь.
Логопед: Упражнение «Собери слово» - развитие фонематического слуха, совершенствование навыка слогового анализа и синтеза слов.
Давайте узнаем, куда ведет первая дорога. Надо найти дорогу,
вдоль которой нарисованы картинки, названия которых состоят из 3-х слогов и по первым звукам собрать слово.
Дети определяют, что это первая дорога. (Картинки – Помидор, автобус,
ракета, конфета).
Какое слово у вас получилось?
Дети: ПАРК.
Логопед: Отправляемся в путь.
Упражнение «Какой лист?» - образование относительных прилагательных, уточнение пространственной ориентировки, развитие памяти, внимания.
Логопед. В парке растут разнообразные деревья. Назовите, какие?
Дети. Осины, ивы, дубы, клены, березы, рябины, липы, тополя, вязы.
Логопед. Что вам помогло догадаться? Какие листья вы видите в нашей
коллекции?
Дети: Осиновый, березовый, дубовый… и т. д.
Упражнение «Сдуй листочек»- формирование воздушной струи
Логопед: Ребята, соберите листочки и давайте сдуем их с ладошки и
представим себе, что мы идем в школу по осеннему парку, солнышко светит нам в лицо и последними теплыми лучами играет на наших щечках. (звучит музыка, дети «гуляют по парку»)
Воспитатель: А как называется явление, когда падают листья?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Это сложное слово, оно состоит из двух простых – лист и падает. Погода сегодня хорошая, давайте поиграем
Игра с мячом «Сложные слова»- активизация словаря, развитие внимания, быстрота реакции, логическое мышление
Воспитатель: Я называю словосочетания, а вы мне должны назвать это одним словом:
- вода падает - Водопад.
– звёзды падают - Звездопад.
– лёд ходит по реке - Ледоход.
– пыль сосёт - Пылесос.
– мясо рубит - Мясорубка.
- Судно, для прохода сквозь льды? - Ледокол
- Кто ловит рыбу? – Рыболов
- Кто разводит пчел? – Пчеловод
- Кто разводит сады? (Садовод)
Соберите слово:
«Снег» и «ходит» (Снегоход)
Пешком» и «ходит» (Пешеход)
«Сам» и «летает» (Самолёт)
Воспитатель: Молодцы, все справились. Посмотрите, а вот и первая монетка.
Логопед: А когда появляется листопад?
Дети: Осенью
Логопед: Почему вы ждете осень?
Дети: Мы пойдем учиться.
Упражнение «Семейка» - развитие грамматического строя речи, подбирать слова – родственники к заданному слову
Логопед: Ребята, назовите слова - «родственники» к слову «УЧЕБА»
Дети. Ученик, учебник, учение, ученый, учитель, учиться, учительница,
учение, учить, учреждение.
Логопед: Смотрите, а вот и вторая монетка.
Воспитатель: Пора отправляться дальше по второй дороге. Какая дорога впереди?
Дети. Болото.
Воспитатель: А теперь пришел черед сыграть в игру «Наоборот»-развитие слухового внимания, чувство рифмы, подбор антонимов
Дети хором договаривают предложения.
Скажу я слово высоко, а ты ответишь (низко)
Скажу я слово далеко, а ты ответишь (близко)
Скажу я слово потолок, а ты ответишь (пол)
Скажу я слово потерял, ответишь ты (нашел)
Старый (новый)
Громко (тихо)
Уронил (поднял)
Весело (грустно)
Вверх (вниз)
Узкий (широкий)
Длинный (короткий)
Теперь начало я скажу, ответишь ты (конец).
Логопед: Игра «Доскажи словечко»
Ребята, чтобы нам получить монетку вам нужно ответить на секретные вопросы. Слушайте внимательно, и когда я остановлюсь, доскажите словечко.
Зимой по улице бежит,
А летом в комнате лежит.
Но только осень настает,
Меня он за руку берет.
И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой…. портфель
Чтобы было где писать
В школе нам нужна…. тетрадь
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно…. карандаш
Я с собой ее ношу,
Не макаю, но пишу
Замечательная штучка –
Самопишущая….ручка
Чтобы книжку прочитать
И листков не загибать,
В этом деле для порядка
Нам всегда нужна….закладка.
Если все ты будешь знать,
То получишь в школе…пять
Логопед: Мы нашли третью монетку,
Воспитатель: Чтобы попасть в страну Знаний нам надо собрать портфель.
Соберем? Здесь шары разного цвета. На них написаны слоги. Надо собрать слово из слогов с шарами одного цвета. Найти отгадку и если это подходит для школы, то нужно положить в портфель. ( Слова: ДНЕВ-НИК, КИС-ТОЧ-КА, КА-РАН-ДАШ, РУЧ-КА, ТЕТ-РАДЬ, КНИ-ГА, КРАС-КИ, ПЕ-НАЛ, АЛЬ-БОМ, ЛИ-НЕЙ-КА, ТО-ЧИЛ-КА)
Логопед: Пальчиковая гимнастика «В школу»
в школу осенью пойду (ладони – идут двумя пальчиками)
научусь писать, читать, (загибают пальчики)
быстро правильно считать
я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду (грозит пальчиком)
Воспитатель: Мы нашли пятую монетку. Надо отдать их коту Базилио и лисе Алисе, пусть они вернут нам ключ от страны Знаний. Как вы думаете, как он выглядит? Давайте каждый нарисует волшебный ключ, какой он себе представляет.
Рисование манкой – развитие мелкой моторики, воображения
Логопед: Какие сказочные ключи у вас получились. А кто помнит
волшебные слова? КРЭКС, ФЕКС, ПЕКС (все дружно произносят слова, и появляется ключ.
Воспитатель: Вот и ключ от страны Знаний. Кот Базилио и лиса Алиса вернули нам его. Я вручаю его вам, ребята, осенью вы отправитесь в эту страну, вам предстоят тяжелые испытания, но я знаю, вы их выдержите. В добрый путь!
Рефлексия:Понравилось ли путешествие?
Что больше всего понравилось?
А трудности были?
Что узнали нового?