Алексеева Галина Николаевна
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказке «Гуси — лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе
Тема: Путешествие по сказке «Гуси- лебеди».
Цели: Обобщать знания детей по развитию речи.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять знания и умения детей делить слова на слоги.
2. Составлять предложения по схеме.
3. Подбирать прилагательные к существительному, отвечая на вопрос какой?
4. Подбирать однородные сказуемые, отвечая на вопрос что делает?
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Старшая группа
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
5. Проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные звуки.
6. Упражнять в умении сочинять конец сказки.
Развивающие :
Развивать интерес к русским народным сказкам, любознательность, познавательную мотивацию.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в парах; желание прийти на помощь сказочному герою, попавшему в трудную ситуацию.
Предварительная работа:
-чтение сказки «Гуси – лебеди» и беседа по сказке, отгадывание загадок, разучивание фонематической зарядки, физкультминутки и орг. момента, дидактические игры «Какой, какая, какое?»; дид. игра «Что делает?», придумывание конца сказок.
Учебный материал: шарик с письмом; демонстрационная доска, указка, презентация, мольберт, карточки со схемами для показа – 2 шт., лист А 4 – для схем предложений, картинка сказочной избы, картинки избы на каждого ребёнка, розетки с фишками, листочки и простые карандаши на каждого ребёнка.
Методические приё мы:
- Орг. момент «Сказка»;
- Художественное слово (загадка);
- письмо;
- игровое задание «Назови ласково»;
- картинка леса с животным (схемы предложений);
- игровое задание «Подбор прилагательных»;
- игровое задание «Подбор однородных сказуемых»;
- деление слов на слоги;
- физминутка;
- фонематическая зарядка;
- звуковой анализ слова «Изба»;
- игровое задание «Придумай конец сказки»;
- итог занятия;
- сюрпризный момент.
Ход занятия.
Орг. момент: - Слайд 1.
Сказка по лесу идёт,
Сказка за руку ведёт.
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка – умница и прелесть!
Ей повсюду путь открыт.
- Ребята, хотите мы с вами отправимся в путешествие по сказке? (да, хотим)
А по какой сказке, вы должны отгадать загадку. Слайд 2. (пустой)
В сказке небо синее
В сказке птицы страшные
Яблонька спаси меня
Реченька спаси меня. (Гуси – лебеди) Слайд 3.
- Кто сочинил эту сказку? (русский народ)
Слайд 4. Почему гуси-лебеди унесли братца? (потому, что Машенька не следила за братцем)
Ребята, нам пришло письмо от Машеньки, она просит найти и спасти своего братца Иванушку.
- Как мы можем помочь? (отправиться в путь)
Слайд 5. (появляется баба-яга, запись голоса)
- Вы зачем сюда явились? Не отдам вам Иванушку, я придумала такие трудные задания, что вы не справитесь с ними.
Ребята, но мы с вами не боимся трудностей и вместе всё преодолеем.
Отправляемся в путь? (да)
Слайд 6.
Первое задание «Назови ласково».
Ребята, назовите ласково слова:
(Сестра – сестрёнка, сестричка, брат – братик, братишка;
Яблоня – яблонька, печь – печенька; кисель – киселёк;
Молоко – молочко, дом – домик, домишко).
Молодцы, справились с заданием. Идём дальше.
Слайд 7. (схема предложений). Картинка (лес с животным).
- Какое у нас второе задание? (составляем предложение по схеме)
Посмотрите внимательно на картинку.
1). Составьте предложение по этой схеме.
- Сколько слов в предложении? (два)
- Назови первое слово? – Назови второе слово?
- Что ставится в конце предложения? (точка)
2). Составьте предложение по этой схеме.
- Сколько слов в предложении? (три)
- Назови первое слово. – Назови второе слово.
- Что ставится в конце предложения? (точка)
3). Составьте предложение из четырёх слов. (2-3 ребёнка)
Пройди к доске и напиши схему своего предложения,
(ребёнок пишет у доски, а вы ребята у себя на листочках.
- Назови последнее слово?
- Назови второе слово?
- Назови первое слово?
- Назови четвёртое слово?
- Что ставится в конце предложения? (точка)
- С какой буквы пишется первое слово в предложении? (с заглавной)
Молодцы, справились с заданием, идём дальше.
Слайд 8. «Подбор прилагательных».
Ребята, а сейчас мы будем подбирать прилагательные.
- Лес какой бывает? (дремучий, берёзовый, смешанный, сосновый)
Хорошо и это задание мы выполнили, продолжаем путь.
Слайд 9. «Что делает лес?» (картинки с видами леса)
(подбор однородных сказуемых)
В этом задании мы будем подбирать однородные сказуемые.
- Ребята, а что делает лес? (растёт, шумит, качается, кормит, защищает животных и птиц). Молодцы и с этим заданием справились, идём дальше.
Слайд 10. (картинка речки, запись голоса речки)
Ребята, смотрите мы дошли до речки, может речка знает куда гуси – лебеди унесли Иванушку.
Давайте спросим.
- Речка, речка, куда гуси – лебеди полетели?
Голос речки.
Послушайте голоса птиц, узнайте этих птиц и разделите названия птиц на слоги.
Слайд 11. (появляются картинки птиц и схемы к ним)
- Какое задание мы будем с вами выполнять? (делить слова на слоги)
- Каких птиц вы узнали?
(Гусь) Прохлопайте столько хлопков, сколько слогов в слове гусь?
- Сколько хлопков ты сделал? (один)
- Почему? (потому что в слове гусь один слог)
(Сова) Сделай столько приседаний, сколько слогов в этом слове.
- Сколько раз ты присел? (два)
- Почему? (потому что в слове сова два слога)
- (Кукушка) Сделайте столько шагов вперёд, сколько слогов в этом слове.
- Сколько шагов ты сделал? (три)
- Почему? (потому что в слове кукушка три слога)
(Жаворонок) Топни столько раз ногой, сколько слогов в этом слове.
- Сколько ты топнул? (четыре)
- Почему? (потому что в слове жаворонок четыре слога)
Молодцы, справились и с этим заданием, продолжаем путь и нам надо отдохнуть, чтобы набраться сил.
Слайд 12. Физминутка.
- В тёмном лесу есть избушка (шагаем)
В той избушке есть старушка (наклоны)
Бабушка-яга живёт (поворот обратно)
Нос крючком (показать нос)
Глаза большие (показать глаза)
Словно угольки горят
Ух, сердитая какая? (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят.
Отдохнули, продолжаем путь.
Слайд 13. Фонематическая зарядка.
В лесу воют волки у-у-у
Шелестят листья ш-ш-щ
Ползают и свистят змеи с-с-с
Что мы произнесли? (Звуки)
- Что такое звуки? (это то, что мы слышим, произносим)
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Чем согласные звуки отличаются от гласных? (согласные произносим чётко и быстро, а гласные пропеваем)
- Какой по цвету фишкой мы закрываем гласные звуки? (красной)
- Какой фишкой закрываем твёрдый согласный? (синей)
- Какой фишкой закрываем мягкий согласный? (зелёной)
Молодцы, справились с заданием.
Слайд 14. (картинка - баба-яга говорит, отгадайте загадку и выполните задание, тогда верну Иванушку)
Загадка.
- На опушке, на дорожке
- Стоит дом на курьих ножках. (Изба)
Слайд 15.(картинка – изба). «Звуковой анализ слова».
Посмотрите на картинку, что мы будем выполнять?
Мы будем выполнять – «Звуковой анализ слова – изба».
Произнесите слово изба так, чтобы слышался первый звук. (и-и –изба)
- Назовите первый звук? (звук «И»)
- Это какой звук? (гласный)
Какой фишкой закроем? (красной)
Произнесите слово изба так, чтобы слышался второй звук. (из- з -зба)
- Назовите второй звук? (звук «З»)
- Это какой звук? (согласный, твёрдый)
- Какой фишкой закроем? (синей)
Произнесите слово изба так, чтобы слышался третий звук. (из- б-б-ба)
- Назовите третий звук? (звук «Б»)Это какой звук? (согласный, твёрдый) ---
- Какой фишкой закроем? (синей)
Произнесите слово изба так, чтобы слышался четвёртый звук. (изб -а-а-а)
- Назовите четвёртый звук? (звук «А») Какой это звук? (гласный)
- Какой фишкой закроем? (красной)
Открываем первый и четвёртый звук, убираем фишки.
- Это какие звуки? (гласные)
Открываем второй звук? Назовите 2-й звук? («З»)
- Это какой звук? (согласный)
- Какой звук остался? (3-й) Откройте и назовите звук? («Б»)
-Это какой звук? (согласный)
Молодцы, справились с заданием, идём дальше.
Слайд16 .
Баба – Яга прислала нам ещё одно испытание. Мы должны придумать конец сказки.
(отрывок из сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать»)
Послушайте внимательно.
- Жили - были себе брат и сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленёхонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался…
- Как можно закончить эту сказку, подумайте и расскажите.
- Кто придумал? (дети 2-3 рассказывают)
Послушайте, как автор заканчивает сказку.
Петушок не послушался, клевал да клевал и наклевался так, что насилу домой добрёл. «Ох, кричит петушок, беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник, и прошло…
Молодцы, ребята успешно справились со всеми заданиями, отпустила баба- яга Иванушку.
Слайд 17. Спасение Иванушки.
Итог :
- Ребята, вам понравилось путешествовать по сказке? (да, понравилось)
- Какое задание больше всего понравилось?
- А какое задание вызвало затруднение?
- О чём бы вы хотели сегодня рассказать дома своим родителям?
Ребята, вы молодцы, со всеми заданиями справились, и за это яблоня угощает вас яблоками. (Яблоки из корзинки раздаю всем детям)
Слайд 18. Яблонька угощает ребят яблоками.