Лилия Ткаленко
Итоговое занятие по обучению грамоте и развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Закрепить умение детей выделять первый звук в слове, составлять простые и сложные предложения, совершенствовать умение делить слова на части, придумывать родственные слова, проводить звуковой анализ слова. Развивать речь детей и умение составлять небольшой рассказ по схеме.
Методические приёмы:
1 .Использование художественного слова.
2. Психотренинг: “Солнышко”.
3. Игровой момент: “Мишка на мостике”.
4. Работа со схемами.
5. Игра: “Семья слов”.
б. Игра: “Придумай слово со звуком”.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
7.3вуковой анализ слова.
8. Сюрпризный момент.
Предварительная работа:
Работа над звуковым анализом слова, знакомство со схемами: схема предложения составления рассказа, разучивание физкультминутки, чтение художественных произведений о птицах, беседы по картинкам
Ход занятия:
Организационный момент:
Раз, два, три, четыре, пять -
Время солнышку вставать,
А к обеду на часах
Солнце прямо в небесах!
- Чтобы у нас в группе стало тоже светло и радостно, мы тоже сделаем большое солнышко
(У каждого ребёнка в руках лучик). Нужно прикрепить свой лучик и пожелать что-то хорошее всем детям (радости, успеха, любви и т. д.)
- Дети, посмотрите что-то нарисовано на лучиках? (Это задания)
- Да это задания, план нашего занятия.
- А сейчас мы пойдём на наше занятие, но нам нужно всем пройти через мостик, а возле мостика сидит медведь, он на всех рычит и спрашивает, какой звук первый в названии птицы, кто правильно ответит, тот пройдёт на занятие.
Вот все благополучно дошли до своих мест, можно дальше продолжать наше занятие.
- Из чего состоит наша речь?
- Да, наша речь состоит из предложений.
- Какие бывают предложения? (простые и сложные)
- Какие предложения мы называем простыми? (состоящие из 1 и 2 слов).
- Назовите простые предложения?
- Какие предложение мы называем сложными? (Состоящие из 3 и больше слов)
- Приведите пример сложного предложения и сосчитайте сколько в нём слов.
- Кто знает, как обозначаем конец предложения (.;)
- Скажите из чего состоит предложения (из слов).
- Какие бывают слова? (короткие и длинные).
- Назовите короткие слова? (нос, ус, кит, кот)
- Почему эти слова мы называем короткими? (У него 1 часть)
- Назовите длинные слова и сосчитайте сколько в вашем слове частей хлопками.
- Почему эти слова называем длинными? (У них несколько частей)
- А сейчас, поиграем в игру: “Семья слов”.
- Я буду называть слово, а вы придумайте к нему родственные слова.
- Дерево (деревья, деревяшка, деревце, древко, деревянный, древесина)
- Цветок (цветы, цветочек, цветик, цветочница, цветик, соцветия)
- Лес (лесовичок, лесник, лесоруб, лесовоз, лесхоз)
- Птица (птицы, птичник, птенец, птицелов)
- Молодцы, много вы придумали родственных слов, а теперь посмотрите на наше солнышко. С этим лучиком мы уже поработали, теперь будем работать с другими лучиком, вот с этим (С первого лучика убирается схема предложения)
- Кто мне скажет, чем мы будем заниматься сейчас? (звуковой анализ слова)
- Но прежде чем мы приступим к этому занятию, давайте вспомним какие бывают звуки?
- Гласные и согласные.
- Назовите гласные звуки (А, И, О, У, Ы, Э)
- Почему их называют гласными?
- Они тянутся и легко поются.
- Покажите, какой фишкой мы их обозначаем? (Красной фишкой)
- Какие бывают гласные звуки?
(Ударные и безударные)
- Как мы обозначаем ударный гласный звук?
(на красную фишку кладём чёрную фишку)
- Какие звуки мы называем согласными?
(Звуки, которые не поются, при произношении встречают во рту преграду зубы, губы, язык)
- Назовите их (3, С, Д, Б, В, И, Т, Д)
- Какие бывают согласные звуки? (мягкие и твёрдые)
- Какой фишкой обозначаем твёрдый согласный звук? (синей) Покажите её!
- Молодцы. Вот мы и вспомнили звуки.
- А сейчас мы поиграем в игру: “Придумай слово в котором звук К стоит в начале слова: (кошка, колбаса, колесо) в середине слова (кукла, рука, мышка) в конце слова (мак, лук, жук, рак)”
- Ой, дети, что-то наш мишка рычит и сердится, я пойду послушаю, что он говорит?
- Он мне напомнил, что пора приступать к звуковому анализу слова “мишка”.
- Послушайте как звучит слово “мишка” и сосчитайте сколько звуков в этом слове? (пять звуков)
- Кто произнесёт слово так, чтобы мы услышали чётко 1 звук?
- Дай данному звуку характеристику и обозначь его у доски.
(Мь - согласный, мягкий, обозначаю зелёной фишкой)
- Кто произнесёт слово так, чтобы мы услышали чётко 2 звук?
- Дай данному звуку характеристику и обозначь его у доски.
(И - гласный, обозначаю красной фишкой)
(Провожу работу со всеми звуками)
- Ш - согласный, твёрдый, обозначаю синей фишкой.
- К - согласный, твёрдый, обозначаю синей фишкой.
- А - гласный, обозначаю красной фишкой.
- Кто произнесёт слово так, чтобы мы услышали ударный звук?
- Поставьте ударение, чёрную фишку на этот звук.
- Какой звук у нас ударный? (звук И, он находится на втором месте)
- Давайте прочитаем все вместе это слово “мишка”.
- Уберите мягкий согласный звук.
- На каком месте он находится? (1-м).
- Уберите твёрдые согласные звуки.
- На каком месте они находятся? (3, 4-м)
- Какие звуки остались? (Гласные - И, А).
- Наведите порядок на столе. Молодцы вы все справились с этой работой. Можно перейти к следующему этапу нашего занятия.
- Посмотрите на наше солнышко, следующая часть: физкультминутка.
ЗАРЯДКА
Солнце глянуло в кроватку,
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать,
Руки вытянуть пошире
Наклонится - три, четыре
И на месте поскакать
На носочки встать,
Потом на пятку
Все мы делаем зарядку.
- С этим заданием мы тоже справились.
Приступаем к следующему заданию.
Составлению рассказов о птицах.
(Вывешиваю модель - схему)
- Возьмите в руки каждый картинку своей птицы, и давайте вспомним план составления описательного рассказа.
- Что означает центральный кружок?
(То о чём мы будем говорить: о птицах)
- Что означает следующий кружок?
1. Мы должны назвать эту птицу.
2. Описать части тела.
3. Рассказать, что она умеет делать.
4. Рассказать чем питается.
5. Рассказать где живёт.
6. Поделиться своими впечатлениями: где её видел, слышал.
7. Сказать домашняя или дикая птица, или перелётная.
А- теперь внимательно рассмотрите свою картинку, подумайте и составьте небольшой рассказ согласно плану. Проговорите его друг другу в парах на местах. Кто будет готов поднимите руки. (3 ребёнка рассказывают у доски).
- Молодцы, мне понравились ваши рассказы. Остальные рассказы мы послушаем после занятия, я обязательно всех выслушаю.
- Ребята давайте посмотрим на наше солнышко, все мы выполнили пункты нашего занятия? Как оно ярко засияло.
- Расскажите, что больше всего понравилось вам на занятии.
- Мне тоже понравилось, как вы работали, спасибо вам, все хорошо отвечали.
- Дети, что-то наш мишка опять рычит, он что го говорит, я послушаю.
- Он говорит, что приготовил нам сюрприз (Открываю бочонок, там конфеты, мишка всех угощает.)
Дети угощают всех присутствующих на занятии гостей.