Шурыгина Наталья
Итоговое занятие по математике в средней группе «Путешествие по сказке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение знаний детей по формированию элементарных математических представление по образовательной программе за учебный год.
Обучающие задачи:
Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки счета в пределах 5.
Закрепить знания о цифрах от 1 до 5, соотносить цифры с количеством предметов, совершенствовать счёт на слух, понимать независимость числа от пространственного расположения предметов.
Публикация «Итоговое занятие по математике в средней группе „Путешествие по сказке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Итоговые занятия
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
Закреплять знания о порядковом счёте в пределах 5; различать количественный и порядковый счет.
Упражнять в сравнение предметов контрастных размеров и цветов, соизмеряя их по длине, развивать глазомер.
Упражнять в конструировании.
Формировать представление о пространственных отношениях: по середине, справа, вверху, внизу. Развивать умение определять положение предметов относительно других объектов.
Закреплять понятия: «сколько?», «какой по счету?», короткая – длинная.
Развивающие задачи:
Развивать внимание, память, зрительное восприятие, логическое мышление; усидчивость, умение выслушивать и выполнять задания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать наблюдательность, стремление помогать другим в трудной ситуации.
Интеграция образовательных областей.
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
Повторение сказки «Колобок», повторение геометрических фигур; дидактические игры (например, «Назови фигуру…», «Назови какого цвета предмет?», «Что лишнее?»); повторение сравнения предметов по ширине, длине, цвету; повторение счёта до 5, отгадывание загадок.
Словарная работа: шар, куб, вверху-внизу, какой по счету.
Методические приемы: беседа, звуковое оформление, физкультминутка, сюрпризный момент, побуждение к действию, отгадывание загадок, проблемная ситуация, предварительная работа, показ воспитателя, чтение худ. литературы, похвала.
Материалы и оборудование : игрушки мягкие, игрушка колобок (пластмасса, дорожки, колонка муз., коврик-пазл, картинки с цифрами, кубики, шары, корзинки, колокольчик, корзина из дерева, игрушки бабушка, дедушка, домик, платочек, изобр. домика (аппликация,белые листы на кажд. ребенка, заготовки геометр. фигур из бумаги на каждого ребенка, тарелочки бумажные, печенье (угощение).
Организация работы с детьми по подгруппам.
Ход занятия
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, к нам пришли гости, давайте и с ними поздороваемся и улыбнемся.
Собрались все дети в круг
Я, твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель: - Ребята, а вы любите сказки?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Сегодня утром я встретила одного сказочного героя, и он очень захотел с вами повстречаться. А вы бы этого хотели? (ответы детей). Но сначала угадайте, кто же это.
Формой он похож на мяч
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол.
И от бабушки ушел.
У него румяный бок. Кто же это?
Дети: - Колобок!
Воспитатель: - Правильно! А вот и наш герой. Посмотрите какой он.
(воспитатель показывает детям желтый кубик с веселым личиком.)
Воспитатель: - Похож на колобок?
Дети: - Нет!
Игра «Шар и куб»
Дети садятся вокруг воспитателя, рассматривают кубик. Воспитатель раздает всем кубики. Дети пытаются катать кубики. Затем воспитатель раздает всем шары. Дети катают в ладошках.
Появляется колобок.
Воспитатель:
Жил весёлый Колобок,
Колобок – румяный бок.
Он от бабушки ушёл,
Он от дедушки ушёл.
А вы любите путешествия?
Дети: - Да!
Колобок: - Приглашаю вас отправится в путешествие со мной по сказке и вернутся к бабушке и дедушке.
Воспитатель: - Колобок предлагает отправится с ним в путешествие по густому лесу. Посмотрите ребята, а вот и тропинки, которые ведут в царство леса. Посмотрите какие они? Одинаковые или разные?
Дети: - Разные!
Воспитатель: - Зеленая тропинка какая?
Дети: - Длинная.
Воспитатель: - А синяя?
Дети: - Короткая.
Воспитатель: - По какой тропинке мы пойдём, чтобы быстрее попасть с колобком в лес?
Дети: - По короткой,синей.
Воспитатель: - По дорожке покатимся
И в густом лесу очутимся.
Звучит музыка.
Дети идут по кругу, первый ребенок несет в руках игрушку колобок. Воспитатель раскладывает в середине круга части коврика-пазла на каждого ребенка.
В группе появляется зайка.
Воспитатель: - Ребята, какой по счету был зайчик в сказке?
Дети: - Первый!
Воспитатель: - Правильно, первый. А какой у нас зайчик?
Дети: - Пушистый, ушастый, серый!
Воспитатель: - Ребята, а еще зайчик любит больше всего прыгать и скакать! И морковку кушать. Занимайте места на цветных кочках!
Дети встают на частях коврика.
Воспитатель: - А зайчик пришел к нам с волшебными цифрами. А вы знаете цифры! (ответы детей). Предлагаю вам поиграть. Попрыгать как зайка столько раз, сколько обозначает цифра!
Подвижная игра «Попрыгай, как зайка»
Воспитатель показывает цифру, дети прыгают то количество, которое указано на карточке.
Воспитатель: - Молодцы, вы справились с этим заданием!
Заяц: - Спасибо вам ребята. Спасибо Колобок.
Воспитатель: - Пора двигаться дальше. Идем вместе по тропинке.
Играет музыка.
Воспитатель: - Катится колобок дальше, а навстречу ему серый волк. Воспитатель ставит игрушку Волка.
Воспитатель: - Волк, а ты почему такой грустный?
Волк: - Я – сердитый Волк,
Я – зубами щёлк, щёлк
Колобок мне задали
В лесной школе задание
А я никак не могу его выполнить.
Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: - Поможем, ребята?
Дети: - Да!
Воспитатель: - А скажите, волк в сказке какой по счету повстречался колобку?
Дети: - Второй!
Воспитатель: - Правильно, второй! А в какую часть дня повстречался волк колобку?
Дети: - Утром.
Воспитатель: - А какие части суток еще бывают?
Дети: - День, вечер, ночь.
Дидактическая игра: «Путаница».
Предлагаю поиграть, если я буду говорить предложения правильно, то вы хлопаете в ладошки, а если нет, то топайте.
Вечером родители вас забирают из детского сада.
Утром мы ложимся спать.
Ночью любим поиграть.
Ночью мы идем гулять.
Утром мы идем в детский сад.
Днем мы завтракаем.
Утром ужинаем.
А ночью мы обедаем.
Утром делаем зарядку.
Дети реагируют на вопросы хлопками или топанием ног.
Волк: - Спасибо ребята и колобок. Не буду я тебя есть.
Физкультминутка «Колобок»
Раз-подняться, потянуться.
Два-нагнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять-нам в путь пора опять.
Воспитатель: - Ребята, а нам пора продолжать путешествие по лесу.
Дети двигаются по кругу. Звучит музыка. В группе появляется медведь.
Медведь: - Я мишка косолапый
Неуклюжий да лохматый,
Ем малину и медок
В Колобках я знаю толк.
Я съем тебя Колобок, если ты и ребята со мной в игру не поиграете.
Воспитатель уточняет у детей, каким по счету был медведь в сказке.
Дидактическая игра: «Скажи наоборот».
Воспитатель берет карточку со словами, называет их, а дети называют противоположные по значению
Длинный - короткий.
Широкий - узкий.
Высокий - низкий.
Вверху - внизу.
Впереди - сзади.
Слева - справа.
Далеко - близко.
Большой - маленький.
Лёгкий – тяжёлый.
Медведь: - Спасибо ребята! Отправляйтесь дальше в путешествие!
Дети идут по кругу. Звучит музыка. В группе появляется лиса.
Воспитатель уточняет у детей, какой по счету в сказке появилась лиса.
Лиса: - Колобочек, мой дружочек.
За тобой бежать нет мочи.
Колобок, Колобок я тебя съем.
Колобок: - Не ешь меня лиса давай я тебе с ребятами лучше помогу!
Лиса: - Ну хорошо так уж и быть у меня как раз случилась беда!
Воспитатель: - Ребята посмотрите. Что это?
Дети: - Дом!
Воспитатель: - Да! Это домик лисы.
Воспитатель показывает на стенде дом из геометрических фигур.
Воспитатель: - Из каких геометрических фигур состоит этот домик?
Дети: - Квадрат, прямоугольник, треугольник (крыша треугольник, сам дом прямоугольник, а окна – квадратные, дверь- прямоугольник).
Лиса: - У меня в домике поселились мыши и заняли мой дом. Помогите мне построить новый домик тогда я не съем Колобка.
Воспитатель: - Давайте поможем Колобку.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: - Только сначала нам нужно размять наши пальчики! Давайте с Вами поиграем в пальчиковую игру.
Пальчиковая игра "Колобок"
Соль, сахар, яйцо, мука, масло, молоко (поочередно загибаем пальцы)
В чашку положили, тесто замесили (имитация замешивания теста)
Тесто замесили, колобок лепили (круговые движения лепки колобка)
Колобок слепили в печку положили (показывание ладошек)
Подрумянился бочек (натирание кулачков)
Вот румяный колобок (соединяем пальцы обеих рук в кольцо)
Воспитатель: - У вас на столе лежат геометрические фигуры из бумаги. Нужно на листе белой бумаги правильно сложить дом для лисы.
Воспитатель: - Какие геометрические фигуры вам понадобились? (ответы детей).
Лиса: - Спасибо ребята, вы мне построили новый дом. За это я не съем вашего Колобка.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, наше путешествие закончилось. Мы помогли возвратиться Колобку невредимым к бабушке и дедушке. За это они хотят нас отблагодарить.
Ой, посмотрите, какая красивая корзинка, а в ней сюрприз. Прежде, чем мы откроем ее, нам необходимо вернуться в группу. Для этого я позвоню в колокольчик, а вы закройте глазки. Ну вот, мы снова в группе. Приглашаю вас сесть на стульчики. Скажите, вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось больше? Какое задание было самым легким? Какое задание было самым тяжелым?
Ответы детей.
А теперь, давайте откроем корзинку и посмотрим, что в ней. Воспитатель раздает детям печенье Барни.
Используемая литература
1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва, 2013.
2. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ : Методическое пособие. - М. : Айрис-пресс, 2005.
3. Глаголева, Л. В. Сравнение предметов [Текст] / Л. В. Глаголева. – М. : Просвещение, 2010.
4. Ерофеева Т. И. Знакомство с математикой : методическое пособие для педагогов [Текст] / Т. И. Ерофеева. – М. : Просвещение, 2006.
5. Леушина А. М. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М. Т. К. Велби, 2009.
6. Развивающие методические игры-занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт. -сост. Стасова Л. П. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008.
7. Целищева И. И., Большакова М. Д. Методика обучения дошкольников математике при ознакомлении с окружающим миром. Москва, 2009.