Светлана Грачёва
Итоговое занятие по изучению лексической темы «Дикие животные» в старшей логопедической группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дикие животные. Составление описательного рассказа о диких животных по плану – схеме
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка»
Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, чтение художественной литературы, познавательная, игровая, музыкально-художественная
Задачи:
Публикация «Итоговое занятие по изучению лексической темы „Дикие животные“ в старшей логопедической группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить и уточнить названия диких животных, их жилища, название детенышей; умение подбирать слова – признаки к словам – предметам.
- Работать над практическим овладением навыков образования сложных прилагательных, закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные; согласовывать слова в роде, числе, падеже. Учить отвечать предложением на вопрос.
- Закреплять умение использовать предлоги под, в, из, на.
- Совершенствовать умение составлять рассказы – описания по предложенной схеме.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение.
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать умение слушать и понимать речь логопеда и своих товарищей.
Оборудование: магнитная доска, следы диких животных на белой ткани; картина с изображением животных – белочка на дереве, заяц под кустом и т. д. ; пеньки; предметные картинки заяц, лиса, волк, белка, детеныши диких животных; схема рассказа.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Какое время года наступило? Как вы это можете доказать? А в лесу много снега?
- Вы были в зимнем лесу? Хотите туда попасть? Устраивайтесь поудобнее в «санки».
- Закройте глаза и представьте, что мы отправляемся в лес на лошадях.
(звучит музыка)
- Откройте глаза. Вот мы и приехали. Вылезайте из санок.
II. Основная часть. Экспресс – опрос.
1. Закрепление умения использовать предлоги под, из, на; притяжательные прилагательные.
(На подиуме выставлена картина с изображением диких животных в своих жилищах)
- Посмотрите, что это?
(на белой ткани отпечатки следов разных зверей)
- Я загадаю вам загадки, а отгадки подскажут, какие животные оставили эти следы.
Он в шубке беленькой зимой,
А в шкурке серой летом.
- Кто это? Значит, чьи это следы?
- А где же он? (под кустом)
- Кто оставил эти следы?
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса.
А зовут ее …
- Чьи это следы?
- Откуда выглядывает лиса? (из норки)
- Идите осторожно, не затопчите следы.
- Кто оставил вот эти отпечатки лап?
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
- Чьи это следы? Ребята, волк боится людей, поэтому он спрятался от нас.
- А это кто тут пробегал?
Хвост пушистою дугой.
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтобы зверю жить в тепле.
- Кто это? Значит, чьи это следы? Где сидит белка? (на дереве)
- Вот мы и определили, кто оставил здесь свои следы.
- Как одним словом можно назвать этих животных? Почему?
- Вы, наверное, устали? Смотрите, вот и пеньки. Будто кто – то их приготовил специально для нас. Садитесь.
2. Подбор слов – признаков к словам – предметам.
(на магнитной доске выставлены изображения диких животных (заяц, лиса, волк, белка)
- Посмотрите на этих животных.
- Как вы думаете, почему они не мерзнут зимой? (У них есть шубка)
- У лисы какая шубка? У зайца? У белки?
- У лисы хвост длинный, пушистый. А у зайца?
- У белки шубка пушистая, мягкая, рыжеватая. А у волка?
- Не замерзли? Давайте погреемся.
III. Физминутка. (1минута)
(Попрыгали, похлопали руками по плечам)
3. Практическое овладение навыками образования сложных прилагательных.
- Давайте еще поговорим об этих животных.
- Сейчас вы будете «строителями». Будете «строить» новые слова.
- У лисы длинный хвост. Лиса какая?
- У зайца короткий хвост. Заяц какой?
- У зайца длинные уши. Заяц какой?
- У лисы тонкие лапы. Лиса какая?
- У зайца короткие лапы. Заяц какой?
4. Расширение и уточнение словаря по теме.
- Вы «построили» длинные слова, а какие домики построили себе животные?
Д/и «Закончи предложение».
- Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите и повторите все предложение.
К зиме все звери готовят себе дома.
Белка ищет… (дупло)
Лиса роет … (нору)
Волк устраивает … (логово)
Зайчик зимует … (под кустом)
- Все животные сидят в своих домиках, и каждый мечтает о том, что любит есть.
Д/и «Кто о чем мечтает?»
- Догадайтесь, о чем мечтают эти животные?
- Я читаю стихотворение, а вы говорите последнее слово.
Белка ловко в елках скачет и взлетает на дубы,
И в дупле орехи прячет, сушит на зиму (грибы)
Он зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.
И медведю снится сон: лапой он черпает… (мед)
Вот задумала лисица очень вкусно подкрепиться.
И увидела в кустах двух молоденьких (зайчат)
Злобный волк по полю рыщет, он свою добычу ищет.
Выйдут зайцы погулять, волк найдет себе (зайчат)
-А следы какого животного мы не можем увидеть зимой? Почему? Где спит медведь?
5. Д/и «Кто у кого?»
- Ребята, вы знаете, что у мам и пап есть дети. Вот и у животных тоже есть детки. Давайте вспомним, как их называют.
(детям раздаются картинки с изображением диких животных и их детенышей)
- У лисы… У волка… У зайца … и т. д.
- Молодцы!
- Замерзли? Давайте погреемся.
IV. Физминутка.
«На водопой» Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР - с. 448)
V. Составление описательного рассказа.
- Садитесь на пеньки.
- Вы много узнали о диких животных. А теперь вы будете писателями – будете рассказывать о животных по схеме (выставляется схема)
- О чем расскажете сначала?
- Затем расскажете о внешнем виде.
- Где живет?
- Чем питается?
- Как зовут детенышей?
(Рассказы детей)
VI. Итог занятия.
- Ребята, о животных писали не только рассказы, но и стихи. Послушайте стихи о диких животных. (Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР - с. 291)
- Чьи рассказы вам понравились?
Угощение белочки.