Получи документы

Конспект итогового занятия НОД «Русская матрёшка» для детей 5–6 лет

Лариса Козлова
Конспект итогового занятия НОД «Русская матрёшка» для детей 5–6 лет

КОНСПЕКТ

Итогового НОД

по образовательным областям

«Художественно-эстетическое развитие» (рисование,

«Речевое развитие», «Познание»

на тему: «Русская матрешка»

(для детей старшей группы)

Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект итогового занятия НОД „Русская матрёшка“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

• Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.

• Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.

Развивающие:

• Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.

• Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.

• Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.

Воспитательная:

• Воспитывать любовь к народному искусству.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Художественно-эстетическое развитие» : развивать творческий потенциал ребенка, развивать образное ассоциативное мышление, развитие самостоятельности и творческой активности ребенка.

ОО «Речевое развитие» : развивать доказательную речь, мышление, воображение, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, обогащение активного словаря.

ОО «Познавательное развитие» : развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;

Методические приемы: беседа, рассказывание, показывание, отгадывание загадок, сюрпризный момент, разучивание слов, приемы рисования: «тычок», «прикладывание»

Предварительная работа по образовательным областям:

ОО «Художественно-эстетическое развитие» : рассматривание иллюстраций по теме, обучение детей приемам рисования цветов (прием «тычка», прослушивание русской народной песни «Как у наших у ворот». (М. Ю. Картушина).

ОО «Речевое развитие» : разучивание пословиц и поговорок по теме, составление описательного рассказа.

ОО «Познавательное развитие» : рассматривание иллюстраций с изображение матрешек, расширять представления о разновидностях матрешек и истории их создания.

Словарная работа: Семёновская матрешка, Майдановская матрешка, Сергиев-посадская матрешка.

Индивидуальная работа:

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: иллюстрации, матрешки

Раздаточный: краски акварельные, кисточки, заготовки матрешки

Литература:

Ход занятия

В группу входит Сказительница с сундучком.

Сказительница:

Здравствуйте, ребята.

Я на ярмарке была,

Сундучок вам принесла.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Вынимаю напоказ. И веду о нем рассказ.

Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Загадка:

Развеселые сестрицы,

Озорные молодицы!

Хороши, румяны щечки,

На передничках – цветочки!

Хлопают в ладошки:

Веселые … (матрешки)

Сказительница: Правильно, матрешки.

Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой.

Сказительница: Какая матрешка?

Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.

Сказительница: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Даруму (добродушный седой, усатый старичок, состоящий из пяти фигурок вставленных одна в другую. Слайд 1.

Сказительница: Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. Из какого дерева стали делать матрешку?

Дети: Из березы, липы.

Сказительница: Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа.

Слайд 2

Сделали мастера заготовки и художникам отдали.

Слайд 3.

Расписали русские художники матрешку на славу : губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрешками.

Слайд 4.

Сказительница:

И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:

«Люби дело – мастером будешь».

«Дело мастера боится».

-«Всякий мастер сам себе дивиться».

Сказительница: Хочется вам поиграть с матрешкой?

Игра «Матрешки и мышки».

Стихи поются на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот». (М. Ю. Картушина).

Вот матрёшечки гуляли, «Гуляют» по комнате врассыпную.

В лесу ягоды искали.

Так, так и вот так,

В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды».

Под кусточком посидели,

Вкусны ягоды поели.

Так, так и вот так,

Вкусны ягоды поели. Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки

Как матрёшечки устали,

Под кусточком задремали. Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку

Так, так и вот так,

Под кусточком задремали.

А потом они плясали,

Свои ножки показали.

Так, так и так, Выставляют ножки на пятку.

Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами.

Только слышат вдруг подружки:

Прямо у лесной опушки Прикладывают поочередно

Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху

Чьи – то серенькие ножки. («прислушиваются»)

Эй, Матрешка, берегись!

Оказалось, это – мышь!

Сказительница: Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.

Слайд 5.

Я из тихого зеленого

Городка Семёнова.

В гости к вам пришла

Букет цветов садовых

Розовых, бордовых

В подарок принесла.

Сказительница: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки?

Дети: Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья.

Сказительница: Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.

Сказительница: Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришла матрешка.

Ложки деревянные,

Матрёшечка румяная.

К нам матрёшечка пришла,

Звонкий бубен принесла.

Слайд 6.

Сказительница: Я матрешка из Майдана.

Украшен мой наряд цветами.

С сияющими лепестками.

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Сказительница:

Это соседка Семёновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семёновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри. Ребята, найдите цветы на моём подносе, которыми украшен сарафан Майдановской матрёшки.

Дети подходят к подносу, выбирают цветы и называют их.

Дети: Пышные розы, георгины, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку.

Слайд 7.

Сказительница:

Я из Сергиева Посада

Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор

На переднике узор.

Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

Сказительница: Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Платок завязан узлом. Платок и передник оформляется простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след – лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.

Сказительница: Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

Сказительница: Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир.

Слайд 7.

Слайд 8.

Какие же бывают матрешки – сувениры?

Ответы детей.

На слайдах появляются матрёшки – сувениры.

Слайд 9 — 15.

Сказительница: Ребята, у меня в сундучке есть сарафан этой матрёшки. (Сказительница достаёт сарафан, а он весь белый).

Сказительница: Ах, а куда же делись цветы?

Дети:

— украл злой волшебник;

— отпали…

Сказительница: Что же делать, как вернуть красоту сарафана матрёшки?

Дети:

— нарисовать;

Сказительница: Приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в мастерскую).

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)

На матрешку посмотри! (Удары кулачками друг о друга)

Раз, два, три, четыре – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)

Мы матрешечку купили! (Хлопки в ладоши0

Раз, два, три, четыре, пять – (Загибают по одному пальцу)

Будем с ней теперь играть! (Удары кулачками друг о друга)

А сейчас, дорогие ребята,

На минутку закройте глаза.

Позабудьте заботы, усталость,

Ведь начнутся сейчас чудеса!

Сказительница: Для работы мы с вами наденем фартуки и ленты и превратимся в настоящих мастеров.

Сказительница:

Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку. Кто – то будет расписывать фигурки матрешек, а кто – то изготавливать с помощью пластилина, гороха, кофейных зерен. (Дети выбирают из какого материала будут украшать матрешек). Ну, что же, друзья, за работу.

Практическая работа.

(Звучит русская мелодия).

Сказительница: Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?

Дети:

— я думал, какие искусные мастера были в давние времена;

— эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем;

— я думал, что надо помнить нашу историю, любить нашу родину.

Сказительница: (говорит слова на фоне музыки)

Прекрасный мир вещей

Накоплен был веками.

Хранит их каждый дом, а может быть – музей.

Умейте рисовать и творить руками.

Все то, что может радовать друзей.

Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!

Публикации по теме:

Конспект беседы с детьми средней группы «Русская красавица — матрёшка!» Цель: Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой. Задачи: Познакомить детей с матрёшкой (история создания, материал, внешний.

Фотоотчёт о проведении познавательного занятия «Русская матрёшка»Фотоотчёт о проведении познавательного занятия «Русская матрёшка» Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада. Тема занятия: «Русская матрёшка». Цель занятия: Знакомство детей.

Конспект НОД в старшей группе «Русская матрёшка» Конспект НОД в старшей группе «Русская матрёшка» Джульетта Лоова Тема НОД:«Русская матрешка». Цель:1. Привить интерес к русскому народному.

Конспект открытого интегрированного занятия в первой младшей группе «Русская матрёшка» МДОУ д/с общеразвивающего вида «Берёзка» п. Новая Игирма Конспект открытого интегрированного занятия в 1 младшей группе «Вишенка» Тема: «Русская.

«Русская матрёшка». Конспект занятия Цель: Формирование интерес к художественным произведениям русских мастеров, к русскому прикладному искусству; уточнять и расширять знания.

Конструкт занятия по развитию речи «Русская матрёшка» Конструкт НОД по речевому развитию в подготовительной группе Тема : «Русская матрешка». Группа: подготовительная Интеграция образовательных.

Конспект НОД «Русская матрёшка» для детей старшего возраста Конспект НОД «Русская матрешка» (для детей старшего возраста) Цель: Выполнить объёмный цветок и лепестки на платке и фартуке матрёшки,.

Проект «Русская матрёшка»Проект «Русская матрёшка» Цель проекта: Расширить представления детей о национальной русской игрушке Матрешке Тип проекта: познавательно-творческий Вид проекта:.

Отчёт по проекту «Русская матрёшка» Отчёт по проекту «Русская матрёшка». Тема проекта: «Русская матрёшка». Актуальность: Проблема заключается в том, что в наше время достаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект итогового занятия НОД «Русская матрёшка» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 14 июля 2019 в 23:11
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект итогового занятия НОД «Русская матрёшка» для детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Козлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД