Лариса Козлова
Конспект итогового занятия НОД «Русская матрёшка» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
Итогового НОД
по образовательным областям
«Художественно-эстетическое развитие» (рисование,
«Речевое развитие», «Познание»
на тему: «Русская матрешка»
(для детей старшей группы)
Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект итогового занятия НОД „Русская матрёшка“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.
• Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.
Развивающие:
• Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.
• Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.
• Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.
Воспитательная:
• Воспитывать любовь к народному искусству.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Художественно-эстетическое развитие» : развивать творческий потенциал ребенка, развивать образное ассоциативное мышление, развитие самостоятельности и творческой активности ребенка.
ОО «Речевое развитие» : развивать доказательную речь, мышление, воображение, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, обогащение активного словаря.
ОО «Познавательное развитие» : развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;
Методические приемы: беседа, рассказывание, показывание, отгадывание загадок, сюрпризный момент, разучивание слов, приемы рисования: «тычок», «прикладывание»
Предварительная работа по образовательным областям:
ОО «Художественно-эстетическое развитие» : рассматривание иллюстраций по теме, обучение детей приемам рисования цветов (прием «тычка», прослушивание русской народной песни «Как у наших у ворот». (М. Ю. Картушина).
ОО «Речевое развитие» : разучивание пословиц и поговорок по теме, составление описательного рассказа.
ОО «Познавательное развитие» : рассматривание иллюстраций с изображение матрешек, расширять представления о разновидностях матрешек и истории их создания.
Словарная работа: Семёновская матрешка, Майдановская матрешка, Сергиев-посадская матрешка.
Индивидуальная работа:
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: иллюстрации, матрешки
Раздаточный: краски акварельные, кисточки, заготовки матрешки
Литература:
Ход занятия
В группу входит Сказительница с сундучком.
Сказительница:
Здравствуйте, ребята.
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаю напоказ. И веду о нем рассказ.
Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Загадка:
Развеселые сестрицы,
Озорные молодицы!
Хороши, румяны щечки,
На передничках – цветочки!
Хлопают в ладошки:
Веселые … (матрешки)
Сказительница: Правильно, матрешки.
Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой.
Сказительница: Какая матрешка?
Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.
Сказительница: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Даруму (добродушный седой, усатый старичок, состоящий из пяти фигурок вставленных одна в другую. Слайд 1.
Сказительница: Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. Из какого дерева стали делать матрешку?
Дети: Из березы, липы.
Сказительница: Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа.
Слайд 2
Сделали мастера заготовки и художникам отдали.
Слайд 3.
Расписали русские художники матрешку на славу : губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрешками.
Слайд 4.
Сказительница:
И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:
— «Люби дело – мастером будешь».
— «Дело мастера боится».
-«Всякий мастер сам себе дивиться».
Сказительница: Хочется вам поиграть с матрешкой?
Игра «Матрешки и мышки».
Стихи поются на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот». (М. Ю. Картушина).
Вот матрёшечки гуляли, «Гуляют» по комнате врассыпную.
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды».
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели. Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки
Как матрёшечки устали,
Под кусточком задремали. Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так, Выставляют ножки на пятку.
Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами.
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху
Чьи – то серенькие ножки. («прислушиваются»)
Эй, Матрешка, берегись!
Оказалось, это – мышь!
Сказительница: Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.
Слайд 5.
Я из тихого зеленого
Городка Семёнова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
В подарок принесла.
Сказительница: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки?
Дети: Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья.
Сказительница: Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
Сказительница: Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришла матрешка.
Ложки деревянные,
Матрёшечка румяная.
К нам матрёшечка пришла,
Звонкий бубен принесла.
Слайд 6.
Сказительница: Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Сказительница:
Это соседка Семёновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семёновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри. Ребята, найдите цветы на моём подносе, которыми украшен сарафан Майдановской матрёшки.
Дети подходят к подносу, выбирают цветы и называют их.
Дети: Пышные розы, георгины, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку.
Слайд 7.
Сказительница:
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Сказительница: Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Платок завязан узлом. Платок и передник оформляется простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след – лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.
Сказительница: Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
Сказительница: Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир.
Слайд 7.
Слайд 8.
Какие же бывают матрешки – сувениры?
Ответы детей.
На слайдах появляются матрёшки – сувениры.
Слайд 9 — 15.
Сказительница: Ребята, у меня в сундучке есть сарафан этой матрёшки. (Сказительница достаёт сарафан, а он весь белый).
Сказительница: Ах, а куда же делись цветы?
Дети:
— украл злой волшебник;
— отпали…
Сказительница: Что же делать, как вернуть красоту сарафана матрёшки?
Дети:
— нарисовать;
Сказительница: Приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в мастерскую).
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)
На матрешку посмотри! (Удары кулачками друг о друга)
Раз, два, три, четыре – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)
Мы матрешечку купили! (Хлопки в ладоши0
Раз, два, три, четыре, пять – (Загибают по одному пальцу)
Будем с ней теперь играть! (Удары кулачками друг о друга)
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Сказительница: Для работы мы с вами наденем фартуки и ленты и превратимся в настоящих мастеров.
Сказительница:
Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку. Кто – то будет расписывать фигурки матрешек, а кто – то изготавливать с помощью пластилина, гороха, кофейных зерен. (Дети выбирают из какого материала будут украшать матрешек). Ну, что же, друзья, за работу.
Практическая работа.
(Звучит русская мелодия).
Сказительница: Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
Дети:
— я думал, какие искусные мастера были в давние времена;
— эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем;
— я думал, что надо помнить нашу историю, любить нашу родину.
Сказительница: (говорит слова на фоне музыки)
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и творить руками.
Все то, что может радовать друзей.
Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!