Марина Шевелева
Итоговое занятие для детей 6–7 лет с ОНР «Сказка о потерянном времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
для детей с ОНР.
МАДОУ-Детский сад комбинированного вида № 24 «Непоседы» г. Балаково Саратовской обл.
«Сказка о потерянном времени».
Цель.
Обобщение знаний о временных понятиях и закрепление умения детей ориентироваться во времени.
Коррекционно-образовательные задачи.
Публикация «Итоговое занятие для детей 6–7 лет с ОНР „Сказка о потерянном времени“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
• Закрепить знания детей о последовательности частей суток, дней недели, месяцев в году, времен года и учить правильно употреблять эти слова в речи.
• Формировать умение звукобуквенного анализа и синтеза.
• Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкально-исполнительской деятельности.
Коррекционно-развивающие задачи.
• Развивать познавательную деятельность, формируя элементарные математические представления и связанные с ними логические операции.
• Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление и речь у детей.
Коррекционно-воспитательные задачи.
• Продолжать воспитывать целеустремленность, умение взаимодействовать со сверстниками.
• Формировать положительную установку на участие в занятии, самостоятельность, чувство коллективизма, инициативности и толерантности.
Подготовили и провели: воспитатели группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети входят в зал с воспитателем и здороваются:
Валеологическая распевка «Доброе утро, улыбнись скорее».
2. Основная часть.
Входит «Старичок» (взрослый персонаж) с детской машинкой на веревочке.
Старичок: - Ой, извините, можно войти? Я с вами хочу заниматься.
Воспитатель: - А кто вы такой? И почему вы хотите к нам на занятие? К нам в группу не ходят дедушки.
Старичок: - Я обычный ребёнок, такой же, как вы. Но я не ценил своё время, тратил его попусту, и Баба Яга за это превратила меня в старика. Воспитатель: - Ребята, как жалко мальчика, давайте поможем ему вернуть время и снова стать маленьким. Но для этого мы должны пойти к Бабе Яге и узнать, что нужно сделать, чтобы старичок снова превратился в мальчика.
Дети идут под музыку к избушке Бабы Яги: (учитель-логопед)
Воспитатель: - Здравствуй, Баба Яга, помоги мальчику, верни время назад.
Баба Яга: - Нет, так просто не получится. Он сам виноват, не ценил своё время, занимался ерундой всякой. Вот я и наказала его. Ну, да ладно! Если вы просите за своего друга, так и быть, помогу… Только заклинания у меня больно заковыристые, перед ними надо обязательно язык «размять», сделать эти… ну, как их… артикуляционные упражнения. А вы -то умеете их делать? Давайте вместе со мной.
Артикуляционная гимнастика, проводит логопед.
Дети подходят к бутафорским часам, закрытым сеткой с приколотыми к ней листочками с заданиями
Баба Яга: - Ну, я готова. Чтоб расколдовать вашего мальчика, мне понадобятся часики мои волшебные. Вот они… Ой, а как же я колдовать-то начну, если мои часы все паутиной заросли? Надо её снять. Но для этого, надо задания выполнить. Видите, какие-то слова на паутине висят? Читайте, сама-то я грамоте не обучена, а вы сможете.
Дети читают слова: секунда, минута, час.
Баба Яга: - Молодцы. Это что такое? (Отрезки времени)
Баба Яга: - (пробует снять паутину) Ой, не снимается! Давайте разберем эти слова на звуки, вот тогда-то паутинка и снимется.
Дети делают звуковой анализ слов.
Баба Яга: - Ой, какие же детишки пошли умные… Паутину снимаем. Вот они, мои Волшебные Часики.
Дети определяют, что на циферблате не хватает нескольких цифр.
Баба Яга: - Что же нам делать, без этих цифр никакое колдовство не подействует. Надо вставить на место недостающие цифры, вот тогда часы заработают, и я превращу старичка обратно в мальчика.
Воспитатель: Где же их искать?
Баба Яга: Ко мне гости недавно приходили: царевна Несмеяна, Кикимора. Даже прилетал гость с другой планеты, Инопланетянин. И я им цифры подарила на память о себе.
Баба Яга: Ближе всего вам идти к Несмеяне. Вот прямехонько пойдете через пропасть по мостику, и попадете в Тридевятое царство. А мне отдохнуть пора, что-то я совсем умаялась с вами. Воспитатель: Ребята давайте отправимся в путь в тридевятое царство искать цифры.
Дети идут к следующему этапу под музыку. На полу имитирован мостик с пропуском дощечек.
Воспитатель: Дорога туда нелегка, надо перебраться через пропасть, по узенькому мостику. Ой, а мостик-то разрушился. Нам надо срочно его отремонтировать. Тут дощечки лежат… написано на них что-то. Давайте почитаем: понедельник, пятница. Да это же дни недели. Мы соберем мостик, разложив по порядку дни недели.
Дети собирают дни недели по порядку, раскладывая поперечные дощечки и проходят по мостику.
Воспитатель: Вот и Тридевятое царство. А кто же тут так громко плачет?
Слышится плач. Выходит воспитатель в костюме царевны, то кутаясь в шубу, то сбрасывая ее:
Несмеяна: Ой холодно мне! Ой жарко!
Воспитатель: Здравствуй, Несмеяна! Что случилось, почему ты капризничаешь? Несмеяна: Я не знаю, что надеть: с утра январь. Надену шубу, а к вечеру июль– жара. На улице то январь, то июнь, то март. В нашем царстве все месяцы перепутались. Может, вы поможете с этим разобраться?
Воспитатель: - Поможем Несмеяне, ребята?
Несмеяна проводит с детьми игры: «Назови соседей месяца», «Который по счету месяц?», «Назови месяцы по сезону».
Дети называют сезонную одежду.
Несмеяна: Спасибо вам, ребята, навели вы порядок Тридевятом царстве.
Воспитатель: Мы тебе помогли, ты нам за это отдай цифры от Часов Бабы Яги, пожалуйста.
Воспитатель: Конечно, берите. Только у меня не все цифры, вам надо теперь к Кикиморе зайти. Живет она неподалеку, на болоте.
Воспитатель: Спасибо тебе, Несмеяна, до свидания! Отправляемся к Кикиморе, на болото.
Дети идут под музыку к имитированному «болоту».
Воспитатель: Ребята, нам надо перебраться через это болото на другую сторону. Посмотрите, здесь растут кувшинки. По их широким листьям мы и переберемся. На них что-то нарисовано. Да это же математические примеры. Давайте их решать и переступать друг за другом.
Дети решают математические примеры, проходят по листьям.
Видят спящую Кикимору. (логопед) Дети подходят к Кикиморе.
Воспитатель: (будит ее) : Здравствуй, Кикимора, а почему ты спишь, ведь ночь давно прошла.
Кикимора: Когда хочу, тогда и сплю, когда хочу, тогда обедаю! Воспитатель: Но ведь это неправильно! Разве ты не знаешь, что в каждое время суток человек делает что-то определённое? Кикимора: Я не против все исправить! Только в нашем болоте не знают, как расставить части суток по порядку. Поможете, ребята? (проводится игра «части суток»).
Игра «Назовите пропущенное слово» :
Педагог говорит предложение, пропуская название части суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем…», и т. д. Дети называют части суток.
Игра «Что вы делали» на пантомимику:
Выбирается один ведущий- ребенок. Педагог дает ему задание: «Покажи, что ты делал утром». Ребёнок изображает действие, но не называет его. Остальные дети угадывают.
Кикимора: Ну, спасибо вам, ребята, сейчас я уж точно знаю, когда нужно спать, а когда идти на прогулку или завтракать.
Воспитатель: Мы, Кикимора, хотим попросить у тебя цифры волшебные от Часов Бабы Яги. Подари их нам, пожалуйста.
Кикимора: Конечно, подарю. Только третья цифра находится у Инопланетянина. Придется вам лететь к нему на Белую Планету.
Воспитатель: А как же мы туда попадем без ракеты? Кикимора: Есть у меня на болоте одно местечко секретное, волшебное. Там находится Портал, который и поможет вам переместиться в пространстве и во времени куда хотите. Но войдет в Портал лишь тот, кто правильно и быстро ответит на вопрос.
Блиц – опрос для каждого ребенка:
Вопросы:
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько хвостов у трех собак? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько сторон у треугольника? (3)
6. Сколько месяцев в году? (12)
7. Сколько ушей у трех мышей? (6)
8. Сколько лап у двух медвежат? (8)
9. Сколько цветов у радуги? (7)
10. Сколько единиц в одном десятке? (10)
11. Сколько пальцев на двух ногах? (10)
12. Сколько времен года? (4)
13. Сколько лапок у двух гусей и двух рыб? (4, у рыб лапок нет)
14. Сколько частей в сутках? (4)
Отвечая на вопрос, дети проходят по очереди через завесу из ёлочного серебристого «дождика» (сенсорное пособие Сухой дождь —как вид коррекционных технологий, которую держат воспитатели, в «космическое пространство». Звучит «космическая музыка». На экране – картинка галактики.
Таким образом, дети «попадают» на Белую Планету:
На экране картинка: круг (планета, разделенный на 4 части, каждая из которых символизирует одно из времен года.
К детям под музыку выходит Инопланетянин (музыкальный руководитель).
Инопланетянин: - Приветствую вас, Земляне, у себя в гостях.
Когда-то моя планета была похожа на вашу, яркую и разноцветную. Но произошла катастрофа, мы столкнулись с кометой, и времена года стали одинаково белыми. Забылись их названия.
Воспитатель: Ребята. Давайте поможем Белой планете вернуть яркие времена года, а Инопланетянин отдаст нам цифру от Волшебных Часов.
Инопланетянин: Хорошо я согласен. На моей планете очень любят музыку. Давайте с ее помощью расставим всё на свои места. Сначала споем песню про времена года.
Дети исполняют Песенку про времена года и месяцы. (журнал «Музыкальная палитра» №2–2003г., стр. 6)
Инопланетянин: Время года – Зима. Какого она цвета? (белая)
Мы ее оставим белой, как на Земле: со звонкими льдинками и легкими снежинками.
Давайте возьмем снежинки и льдинки с колокольчиками и поиграем под музыку.
Мальчики берут колокольчики. А девочки – бумажные снежинки.
Проводится музыкальная игра-танец «Льдинки – снежинки» с фиксированными движениями (журнал «Музыкальная палитра» №6-2004г., стр. 7. Полька, муз. неизвестного авт. Обработка Михалевской).
Инопланетянин: - А после зимы приходит…
Дети: - Весна!
Инопланетянин: - Правильно. Журчат веселые ручейки, появляется первая нежная зелень… но как же сразу перебраться из зимы в весну? У меня есть волшебные стёклышки.
В стекляшку зеленую я загляну, и сразу зима превратится в весну.
Воспитатель раздает детям прозрачную зеленую пленку. Дети под фоновую музыку (П. Чайковский «Апрель») смотрят в «стёклышки», высказывают свои впечатления, как все вокруг изменилось.
На экране часть круга окрашивается в зеленый цвет:
Инопланетянин: - Цвет весне мы с вами вернули, осталось весну озвучить.
Озвучивание стихотворения С. Маршака «Апрель» с помощью детских музыкальных и шумовых инструментов. Дети декламируют и ритмично аккомпанируют себе:
Апрель, апрель -треугольники
На дворе звенит капель
По полям бегут ручьи -глиссандо на металлофонах
На дорогах лужи
Скоро выйдут муравьи -шуршание бумагой
После зимней стужи
Пробирается медведь -трещотка, маракасы
Сквозь лесной валежник
Стали птицы песни петь - глиняные свистульки
И расцвел подснежник - колокольчик
Инопланетянин: - Прекрасно! А какое время года наступает после весны?
Дети: - Лето!
Инопланетянин: - Какого оно цвета?
Дети: - На Руси лето называли красным.
Инопланетянин: - Да, лето - красное, потому что красивое, цветастое. Мы сейчас возьмем яркие цветы и поиграем под музыку.
(плоскостные цветы из легкой ткани заранее пропитаны розовым маслом и сложены в коробку, чтобы аромат сохранился, т. о, дополнительно проводится ароматерапия)
Проводится коммуникативная игра «Цветочки» : (журнал «Музыкальная палитра» №6-2007г., стр. 8. Коммуникативная игра с пением «Разноцветные шляпки»- в моем варианте на голову кладут плоскостной цветок из легкой ткани около 25 см.)
А у меня цветочек. Траля-ля-ля ля-ля
И у тебя цветочек. Траля-ля-ля ля-ля
Мы головой мотали, цветочки все упали.
Цветочки все упали. Траля-ля-ля ля-ля.
Инопланетянин: - Мы все смогли почувствовать аромат летних цветов! Посмотрите, такое прекрасное время года вернулось на мою планету.
На экране окрашивается часть круга, означающая лето:
Помните, какое время года приходит после лета?
Дети: Осень.
Воспитатель: - А как называют осень за ее красоту?
Дети: - Золотая.
Инопланетянин: - Давайте споем про осень?
Песня «Ах, какая осень», муз. и сл. З. Я. Роот (журнал «Музыкальная палитра» №4-2004г.)
На экране окрашивается последняя часть «планеты» :
Инопланетянин: - Какое счастье! На мою планету вернулись все времена года в своем разноцветии! Благодарю вас, юные Земляне, вы помогли моей планете. Я с радостью отдаю вам вот эти цифры. До свидания!
Воспитатель: Ребята, мы собрали все цифры для Волшебных Часов. Теперь возвращаемся обратно.
Воспитатель с детьми через «портал» под космическую музыку отправляются к Бабе Яге. Воспитатель: Баба Яга, мы собрали все цифры от твоих Волшебных Часов.
Баба Яга: Ну, молодцы. Давайте их поставим на свои места на циферблате. (дети ставят цифры на место). Правильно определите время на часах, и тогда старичок превратится обратно в мальчика. (дети говорят, который час, звучит бой часов) Вот и заработали часики! Идите быстрей в свой детский сад, мои сладенькие, ждет вас мальчик Егорушка. Да не забудьте «сюрприз» мой отыскать. Прощевайте!
Дети и воспитатель «возвращаются» в детский сад. Там их встречает мальчик Егор (ребенок из группы). В кузове его игрушечной машинки дети находят угощение от Бабы Яги.
3. Рефлексия.
У кого мы сегодня побывали?
У кого были самые сложные задания? А самые интересные?
Что понравилось больше всего?
Дети получают угощение и под музыку выходят из зала.
2018 – 2019 учебный год.
Музыкальный руководитель Шевелева Марина Федоровна
Учитель-логопед Шайкина Гульнара Фаргатовна
Воспитатели: Скворцова О. В., Иванова Н. А.