ирина
Итоговое занятие по развитию речи для детей 4–5 лет «Подарки на новоселье»
▼ Скачать + Заказать документы
Доминирующая образовательная область речевая
Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, речевая, познавательная, коструктивная.
Тема образовательной деятельности Подарки на новоселье
Методы и приемы реализации содержания занятия Наглядные: рассматривание картины Коробова «Вешние воды», предметов помощников, тактильное обследование туеска.
Словесные: проговаривание чистоговорки, выделение мягких и твёрдых звуков в слове, беседа, вопросы, сравнение, объяснение.
Публикация «Итоговое занятие по развитию речи для детей 4–5 лет „Подарки на новоселье“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Игровые: дидактическая интерактивная игра «Ожерелье для русалки», игра «Разбери ягоды по корзинкам», ситуация «Полёт на корабле», появление сказочных персонажей – домовёнок, водяной, кикимора, леший, имитация голоса сказочных персонажей.
Практические: упражнение с карандашами «Коромысло», постройка корабля, моделирование по ТРИЗ.
Интеграция образовательных областей Познавательное развитие, речевое. социально-коммуникативное.
Возрастная группа: Дети 4-5 лет
Цель: Развитие разговорной речи через составление связных высказываний описательного и повествовательного типа о предметах быта в древней Руси.
Задачи:
Познакомить с предметами домашней утвари в древней Руси;
Закрепить знание о мифологических героях русского народа домовой, леший, водяной, кикимора;
Закрепить умение составлять ритмический рисунок;
Закрепить умение работать по карте схеме;
Продолжать учить детей определять в словах твердые и мягкие согласные;
Расширять словарный запас новыми словами: чугунок, ухват, коромысло, туесок; ягоды малины, ежевики, клюквы, морошки, голубики, костяники, ландыша
Развивать умение составлять загадки на основе сравнений по технологии ТРИЗ;
Развивать познавательную активность, слуховое, зрительное внимание, память.
Воспитывать Вежливость, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим;
Воспитывать умение работать в команде.
Планируемые результаты:
Проявляет познавательный интерес к особенностям устройства русской избы.
Знает и называет предметы домашней утвари, мифологические персонажи русского народа; лесные ягоды.
Умеет составлять цепочку из предметов соблюдая ритм;
Хорошо ориентируется в работе с картой схемой;
Сотавляет загадки на основе сравнений по алгоритму технологии ТРИЗ;,
Использует в речи новые слова: названия лесных ягод и предметов пощников;
Умеет определять в словах твёрдые и мягкие согласные;
Умеет работать в команде.
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Игрушки: домовёнок Кузя, Леший, Кикимора; мягкие модули для строительства; схема для строительства летучего корабля; карта-схема с изображением мест проживания мифических персонажей; интерактивное оборудование; голубая ткань – река; картина, схематичное изображение 3 этапа по обучению творческому рассказыванию по ТРИЗ; Модели деревьев; мягкие коврики; две корзинки, картинки с изображение лесных и садовых ягод; предметы помощники - чугунок, ухват, коромысло, туесок, деревянные ведёрки; запись голоса водяного, звук льющейся воды, музыка из мультфильма летучий корабль, макет печки, стол, лавочка, карандаши по количеству детей.
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Изучение русской народной избы, чтение произведения М Александровой «Домовёнок Кузька», изучение мифологии русского народа.
Конспект занятия (образовательной деятельности)
Введение в ситуацию Дети заходят в музыкальный зал. Педагог обращает внимание детей домовёнка. Посмотрите ребята, кто нас встречает. Берёт игрушку – домовёнка.
Домовёнок: Я построил новую избушку, попросил своих друзей сделать мне предметы помощники в домашних делах. И вот друзья сообщили, что всё готово, можно забрать. А я не могу – дел очень много. Вы мне поможете?
Целеполагание Воспитатель: Чем мы можем помочь Кузе? (Забрать у его друзей предметы помощники)
Актуализация ранее приобретенных знаний Воспитатель: Ребята, а кто друзья домовёнка? (Водяной, кикимора и леший)
А где они живут? (Водяной в реке, кикимора в болоте, леший в лесу)
Домовёнок: вот вам карта в помощь и корзинку возьмите для предметов. Когда все предметы соберёте, попадёте в мою избушку.
Педагог берёт карту, вместе с детьми рассматривают её.
Смотрите на чём это нам отправиться нужно? (выслушивают варианты детей) Нам нужен летучий корабль! А вот и схема нам в помощь.
Дети по схеме строят корабль из модулей под музыкальное сопровождение.
А чтобы корабль взлетел нужно сказать волшебные слова: «Ой, ой, ой наш корабль удалой».
Рассматривают карту. К кому нам нужно сначала? (к водяному) Как вы догадались? (На карте возле реки стоит цифра 1).
Корабль наш нужно остановить, произнести волшебные слова. «Ле, ле, ле мы снова на земле». (Дети выходят из корабля) Где же здесь река? (справа, слева, прямо) Подходят к реке (слышен звук льющейся воды, голубая ткань на полу возле экрана) Присаживайтесь на бережок.
Пока дети садятся на стульчики возле речки, на экране появляется изображение водяного, водяной говорит, а звука нет. Как же понять, нужно сказать волшебные слова Ри-ри-ри водяной говори! (повторяем в разном темпе)
Слышен голос водяного: Здравствуйте, вы кто такие и зачем явились? Дети отвечают, что домовенок просил забрать их предметы помощники, которые водяной изготовил для него.
Затруднение в ситуации Водяной: Хорошо, отдам, только вы мне помогите тоже: я делаю ожерелье в подарок своей невесте русалочке. Сделаете ожерелье – отдам что обещал!
Интерактивная игра Мерсибо «Ожерелье для русалки» (закрепление темы ритм)
Педагог: мы выполнили задание. Находят коромысло и вёдра деревянные.
Что это за предметы? Для чего они нужны?
Открытие нового знания Педагог выслушивает рассуждение детей. Что можно делать с Вёдрами? (Носить воду)
А зачем тогда эта палка? Эта дуга называется коромысло, она помогает нести воду в ведрах, вёдра нужно повесить на концы коромысла, само коромысло кладётся на плечо. (Складываем коромысло и вёдра). Спасибо, дядюшка Водяной, до свидания.
Куда же нам дальше идти? На болото в гости к кикиморе. Подходят к болоту. Там встречает сидящая на кочке игрушка – кикимора.
Здравствуй кикимора, нас к тебе домовёнок прислал за предметами помощниками.
Кикимора: Иш какие хитренькие, так я вам сразу и отдала. Скучно мне тут одной. Гости редко бывают. А что это у вас в мешке?
Дети: коромысло и вёдра.
Кикимора: а как коромыслом пользоваться знаете? Покажите мне! Да не по одному а все сразу!
Воспитатель: Ребята как же это сделать ведь коромысло одно, а нас много? Придумала! Кикимора, а у тебя карандаши есть?
(берет карандаши, раздаёт каждому ребёнку по карандашу, показываем пальчиковое упражнение с карандашом «Коромысло») Карандаш расположен между пальцами так, что средний и безымянный палец находятся под карандашом, а указательный и мизинец – на нём. Средний и безымянный пальцы «идут» по коленкам, удерживая «коромысло».
Можно менять темп ходьбы.
Коромысло мы возьмём,
Воду в вёдрах принесём.
Плещется водица,
Всем дадим напиться.
Кикимора: А я вот тут уборку в погребе надумала разобрать нужно по корзинкам ягоды. (2 корзины – на одной синий кружок, на другой зеленый, картинки ягод – малины, ежевики, клюквы, морошки, голубики, костяники, ландыша.) Нужно ягоды в названии которых есть мягкий согласный в зелёную, где твёрдый согласный в синюю. (дети берут в руки картинки с изображением ягод и встают возле нужной корзинки – разделяются на подгруппы, далее проверяется правильность выполненного задания)
Дети выполняют задание, кикимора даёт им туесок. Что это такое? (выслушиваю рассуждение детей)
Это туесок, его брали с собой когда шли за ягодами. Сделан он из бересты – коры берёзы.
(обследование туеска тактильное).
Кладём туесок в мешок, прощаемся с кикиморой.
Куда нам дальше идти, смотрим на карту. А путь наш лежит через болото в лес. Переходят по кочкам к лесу. Кто нам здесь в лесу нужен? Дети зовут лешего. Под деревом спрятана игрушка – леший.
Здравствуй дедушка Леший, нас к тебе Домовёнок послал, за предметами помощниками.
Леший: Хорошо отдам, только и вы мне тоже помогите. Подарила мне кикимора на день рождения картину, не простую с какими-то карточками. Что с ними делать ума не приложу.
(поворачиваю дерево, а на обратной стороне картина Коробова «Вешние воды» девушка с коромыслом)
Дедушка леший мы знаем что нужно делать. (Работа с картиной по ТРИЗ технологии – придумывание загадок).
Дедушка Леший, справились мы с твоей задачей. Находят под деревом ухват и чугунок. Что это такое? (Выслушиваются варианты) Это – чугунок, в нём готовят в печи еду. А чтобы руки не обжечь и извлечь его из горячей печи нужен ухват, он позволяет безопасно вытащить чугунок. (Складываем найденные предметы) Спасибо тебе дедушка леший, До свидания!
Включение нового знания в систему знаний ребёнка Предметы помощники то вы собрали, а куда их ставить в избе знаете? Выслушиваются ответы детей.
Вот мы и пришли к Кузиной избушке. Теперь нужно расставить предметы помощники по своим местам.
Вот домовёнок порадуется! (Дети расставляют предметы по своим местам аргументируя свои действия)
Итог А вот и Кузя нас встречает.
Домовёнок: Что было трудно, что легко? Я тоже зря времени не терял – испёк вам пряники в печи. Уже наверное готовы. Достаём из печи угощение и прощаемся.