Марина Карпенко
«Твердые и мягкие согласные звуки». Итоговое занятие в подготовительной группе с применением светомузыкальной установки
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое логопедическое занятие в подготовительной группе с применением светомузыкальной установки OptiMusic по теме :
«Твердые и мягкие согласные звуки».
Цель: закрепить умение различать на слух и в произношении мягкие и твердые согласные звуки.
Задачи:
Публикация «„Твердые и мягкие согласные звуки“, Итоговое занятие в подготовительной группе с применением светомузыкальной установки» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
коррекционно-образовательная:закрепить понятие о слоге, предложении, учить составлять схемы слов и предложений, из букв слова, читать их; образование и употребление приставочных глаголов
коррекционно-развивающая: учить правильно произносить слова сложного слогового состава:дрессировщик, жонглер, акробат, велосипед; закрепление правильного употребления существительных в творительном падеже.
коррекционно-воспитательная: воспитывать внимательное отношение к своей речи и речи товарищей, замечать ошибки, доброжелательно исправлять их.
Оборудование: конверт с письмом; система «OptiMusic», картинка с изображением тигра, медведей, обезьяны, дельфина, змеи, пуделя; сюжетные картинки с изображением дрессированных животных; демонстрационная касса букв; наборное полотно; фишки для звукового анализа; набор полосок для составления схемы предложения; мел; доска; проверочные карточки и разноцветные фишки.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
- Какое сейчас время года? (Весна). Ветерок весенний дует, вертит. В форточку влетел конвертик, белый, яркий, с красной маркой. Ну-ка, … посмотри, что за вести там внутри? Что нам пишут?
В письме, ребята, написано: «Мы, артисты Московского цирка, приглашаем вас на цирковое представление к нам в Москву».
Хотите вы побывать в Московском цирке? (Хотим! А Москва находится близко, или далеко от нас? (Далеко). На чем туда можно добраться? (На поезде, на самолете, на пароходе, на автомобиле). Давайте чтобы попасть на представление как можно быстрее, полетим туда на самолете. Заводим моторы: тр-тр-рррр, полетели – ллллл, приземляемся на стульчики. Сегодня на занятии мы как будто побываем в цирке, какие звуки живут в нашем звуковом городке? (Гласные и согласные звуки). Что вы знаете о согласных звуках? (Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие).
II. Сообщение темы занятия :
- Сегодня мы будем повторять твердые и мягкие согласные звуки. А также вспомним как маленькие частички по-, у-, за-, вы-, пере- помогали нам образовывать новые слова. Закройте глаза. (Включается система «Optimusic», разноцветные лучи, падающие на пол, создают видимость цирковой арены). Открывайте. Вот мы и в цирке. Кто работает в цирке? (Клоуны, фокусники, гимнасты, жонглеры, акробаты, дрессировщики).
Какие мягкие согласные есть в слове фокусник? (нь,сь, а в слове гимнаст? (гь). В слове жонглер? (ль). В слове дрессировщик? (рь,сь,сь,щ). В слове клоун? (нет мягких согласных). Как называется место, где выступают артисты цирка? (Арена). Посмотрите, какая красивая, разноцветная арена в цирке.
III. Основная часть:
1. Отработка форм существительных в творительном падеже.
- Если бы вы работали в цирке, то, кем бы вы хотели быть? (Ответы детей). А, вот, если бы вас попросили выступить с каким-нибудь животным или птицей, то с кем бы вы хотели выступить? (Ответы детей).
2. Упражнение в употреблении приставочных глаголов. Звуковой анализ и синтез слов.
- Я, ребята, хочу вам сейчас предложить всем стать дрессировщиками. Артисты, приготовьтесь выступать. Кто хочет выступить первым? (Логопед приглашает ребенка). Посмотри внимательно на экран ( логопед проводить ракеткой под красным лучом и на экране появляется общая картинка с изображением: тигра, пуделя,обезьяны, медведей, змеи,дельфина, голубей). Вместе с тобой будет выступать животное, название которого заканчивается на звук «р». Кто это? (тигр). Сейчас ты будешь проводить ракеткой под красным лучом и рассказывать, что умеет делать твой тигр. (После каждого проведения ракеткой под лучом на экране меняется изображение. Ответ ребенка: «Мой тигр прыгает с тумбы на тумбу, перепрыгивает через обруч, спрыгивает с тумбы, запрыгивает на тумбу»).
-В слове тигр какой есть мягкий согласный звук? (ть). А твердый? Составь слово тигр. (ребенок, используя цветные фишки составляет схему слова. За каждый правильный ответ дети получают цветочек).
Логопед приглашает следующего ребенка. Проводит ракеткой под зеленым лучом и на экране вновь появляется общая картинка с изображением дрессированных животных.
- Вместе с тобой будет выступать животное, в названии которого последний звук «ль». Кто это? (Пудель).
Ребенок проводит ракеткой под зеленым лучом и рассказывает о том, что делает пудель, используя слова: выбежал, побежал, забежал, убежал. Определяет, какой твердый согласный звук есть в слове «пудель», составляет схему слова.
Логопед приглашает следующего ребенка, проводит ракеткой под желтым лучом, появляется общая картинка животных, сообщает:
- Вместе с тобой будет выступать животное, в названии которого последний слог «на». Кто это? (Обезьяна).
( Ребенок по аналогии с предыдущими детьми работает ракеткой и составляет предложения со словами: полезла, залезла, вылезла, слезла; составляет схему предложения: «Обезьяна залезла на лестницу»).
Логопед приглашает следующего ребенка, проводит ракеткой под розовым лучом, появляется общая картинка.
- Вместе с тобой будут выступать животные, в названии которых последний слог «ди». (Медведи). ( Ребенок работает ракеткой под синим лучом и составляет предложения со словами: выехали, поехали, объехали, уехали; рисует схему предложения «Медведи едут на велосипедах» черточками на доске.
Логопед приглашает следующего ребенка, проводит ракеткой под оранжевым лучом, появляется общая картинка.
-Сейчас будет выступать цирковой артист, который не умеет ходить,но умеет ползать. (Змея).
Ребенок работает ракеткой под розовым лучом и составляет предложения со словами:выползла, поползла, заползла, уползла; называет мягкие согласные звуки, определяет первый слог.
Логопедприглашает следующего ребенка, проводит ракеткой под синим лучом, появляется общая картинка.
- А сейчас будет выступать тот, кто умеет плавать, а ходить, бегать, ползать не умеет. Кто это? (Дельфин).
Ребенок работает ракеткой под синим лучом и составляет предложения со словами: выплыл, поплыл, заплыл, уплыл); определяет твердый звук в слове «дельфин», называет второй слог.
3. Физкультминутка:
Дети шагают под музыку (идут клоуны, жонглеры, гимнасты, силачи).
- Покажите, как обезьянка поднимается по лестнице, спускается, поднимается еще раз. Повисла под куполом цирка на левой руке, на правой руке. Покажите, как ползет змея, как ходят медведи, как летают голуби.
4. Игра: «Угадай, кто спрятался?»
- Сейчас вы будете фокусниками. Фокусники умеют отгадывать и загадывать загадки. Я вам буду показывать картинки, а вы мне будете говорить, какую первую букву надо писать в каждом слове. Если правильно назовете и поставите все буквы, то сможете прочитать и узнать кто спрятался за кулисами. (логопед подходит к фиолетовому лучу, работает ракеткой, на экране поочередно появляются картинки, дети выставляют буквы. ( Картинки: голубь, иголка, мышь, носорог, апельсин, слон, тыква – получается слово гимнаст. Картинки: жук, облако, ножницы, гусь, лось, еж, рыба – получается слово жонглер.
5. Индивидуальная работа детей.
Логопед раздает проверочные карточки
- Ребята, я хочу проверить внимательны ли вы были сегодня на нашем цирковом представлении. Все ли замечали, все ли запоминали. Я раздам вам карточки и цветные фишки. Я буду называть слова с маленькими частичками:вы-, за-, у-, пере-, с-, а вы внимательно меня слушайте и ставьте фишку в тот кармашек, где находится подходящая картинка. Картинки расположены не по порядку.
Выползла – отметьте красной фишкой.
Залезла - отметьте синей фишкой.
Перепрыгнул – отметьте зеленой фишкой.
Съехал – отметьте желтой фишкой.
Убежал – отметьте оранжевой фишкой.
V. Итог занятия :
- Итак, дети, мы с вами побывали в цирке, увидели много интересного, повторили мягкие и твердые согласные звуки.
Подсчитываются цветочки, определяются победители.