Ирина Петровна
Итоговое интегрированное занятие «Путешествие по миру литературы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
- Речевое развитие (чтение художественной литературы)
- Художественно-эстетическое развитие (лепка)
- Физическое развитие
Задачи:
Образовательные:
- закреплять умение ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи);
- с помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений;
Публикация «Итоговое интегрированное занятие „Путешествие по миру литературы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
- закреплять умение детей применять знания о прочитанных произведениях;
- закреплять умения называть произведения и портреты писателей по иллюстрациям;
- упражнять в способах лепки из целого куска пластилина, комбинированном и конструктивном; учить моделировать вылепленную форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения;
- содействовать закреплению знакомых приемов лепки: оттягивание деталей из целого куска, соединение частей путем прижимания и примазывания, украшение вылепленных изделий с помощью стеки и налепов;
- закрепить умение задумывать содержание своей работы по мотивам любимых сказок;
- закрепить умение добиваться воплощения замысла, используя разнообразные приемы лепки.
Развивающие:
- развивать диалогическую и связную речь, умение рассуждать, активно участвовать в беседе,
- развивать восприятие, внимание, мышление, воображение, творчество.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;
- воспитывать у детей интерес, доброжелательное отношение к героям сказки,
- воспитывать любовь, добро, бережное отношение к окружающему миру;
- воспитывать вежливость, дружеские отношения, сочувствие друг к другу.
Оборудование и материалы:
Магнитофон, ковер-самолет, иллюстрации из сказок, книги, портреты писателей, картинки: волшебная палочка, перо жар птицы, цветочек, щука, пластилин, дощечки, стеки.
Методические приемы: организационный момент, беседа-диалог, дидактические игры: «Отгадай сказку», «Сказочные предметы», «К какому рассказу иллюстрация», «Найди автора», «Угадай стих», гимнастика для глаз, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, подведение итогов, поощрение.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А теперь, встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, и остановки - в сказочном королевстве, в краю рассказов, в мире стихов, в художественной мастерской. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучи музыка "В гостях у сказки").
Первая остановка «Сказочное королевство»
Воспитатель: Чем отличается сказка от рассказа? ( Ответы детей: В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.)
Воспитатель: Какие бывают сказки? («русские – народные» и «авторские» сказки).
Воспитатель: Что такое авторская сказка? (где есть свой автор).
Воспитатель: Какие авторские сказки вы знаете? («Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» и т. д.).
Воспитатель: Почему сказка называется русская народная? (автор – народ).
Воспитатель: Ребята, перед нами дерево - загадки. Давайте отгадаем загадки.
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит).
В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались :
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден. (Гадкий утенок)
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)
Воспитатель: Спасибо, ребята, молодцы.
Воспитатель: Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве)
Воспитатель: Какими заканчиваются? (Стали жить-поживать; вот и сказке конец, а кто слушал — молодец; стали жить долго и счастливо;)
Дидактическая игра «Сказочные предметы».
Воспитатель: Я буду показывать предметы из сказок. А вы назовите назвать сказку, из которой этот предмет.
Воспитатель: Из какой сказки стрела? («Царевна-лягушка», цветок? («Аленький цветочек», волшебная палочка? ("Золушка", щука? ("По щучьему велению", перо? ("Сивка - бурка", красная шапочка ("Красная шапочка")
Остановка «Край рассказов»
Воспитатель: Чем отличается рассказ от сказки? ( Ответы детей: В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.)
Воспитатель: К какому рассказу иллюстрации?
Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация» : Лев и собачка, Косточка, Филиппок, Котёнок- Лев Толстой, Медвежата, Про Томку, Волчишко, Воробьишко - Евгений Чарушин, Н. Носов «Живая шляпа»
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто это? ( Портреты писателей: Лев Толстой, Евгений Чарушин, Николай Носов, Константин Ушинский)
Игра «Найди автора».
(Воспитатель вызывает одного ребенка)
Воспитатель: Покажи, Вика, книгу, а дети скажут кто ее автор.
Физкультминутка
Остановка «Мир стихов»
Воспитатель: Чем отличаются стихи от рассказов? (в стихах есть ритм и рифма – похожие слова, а в рассказах – нет)
Дидактическая игра «Угадай стих?»
1)Иллюстрация к стихотворению «Багаж» С. Маршак.
Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
2) Вас узнать довольно просто,—
Раздается дружный смех,—
Мы узнаем вас по росту:
Вы, товарищ, выше всех! (Дядя Степа) С. Михалков
3)
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила. (С Есенин «Черёмуха)
4) Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу. (Е. Благинина)
(Дети рассказывают по памяти)
Воспитатель: Устали? Давайте отдохнем.
Гимнастика для глаз
Мы играли, отвечали
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть - чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
Конечная остановка «Художественная мастерская»
Воспитатель: Ребята, вы хорошо помните сказки, рассказы, стихи, их главных героев. А сейчас, пройдите, пожалуйста, за столы. Я предлагаю вам слепить героев из своей любимой сказки. Каким способом их будем лепить? (по частям, из целого куска пластилина, комбинированным). Какими приемами будем пользоваться? (скатывание, раскатывание, оттягивание, прижимания, присоединения и др).
А сейчас сделаем гимнастику для пальцев (по выбору воспитателя). Помнем, погреем пластилин, чтобы он стал послушным.
Самостоятельная художественная деятельность.
Рассмотреть вылепленные фигурки, и отгадать из какой сказки герой, поощрить детей.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Возвращаемся в детский сад. (на ковре самолете)
Итог занятия : Скажите, где мы с вами сегодня побывали? Вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось больше всего? Какие задания вам показались лёгкими, а какие трудными? Сегодня вы заслужили эти медали.