Светлана Тищенко
Итоги районной инновационной площадки
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта
руководителя районной инновационной площадки по теме :
«Внедрение интерактивных методов и информационно – коммуникационных технологий, в формирование познавательно-речевого развития дошкольников»
Тищенко Светланы Анатольевны
Тема инновационного проекта : «Внедрение интерактивных методов и информационно – коммуникационных технологий, в формирование познавательно-речевого развития дошкольников»
Объект исследования: Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста
Публикация «Итоги районной инновационной площадки» размещена в разделах
Предмет исследования: Влияние интерактивных методов и информационно - коммуникационных технологий на развитие речи и познавательных процессов дошкольников.
Цель: Создание условий для внедрения интерактивных методов в формировании познавательно-речевого развития дошкольников.
Гипотеза инновационного проекта : При условии получения положительных результатов в ходе работы инновационной площадки, интерактивные методы могут стать средством познавательно – речевого развития дошкольников. Предполагается, что внедрение интерактивных методов и информационно – коммуникационных технологий будет эффективным средством развития речи и познавательных процессов детей, что позволит добиться высокого уровня подготовки детей к школе; а так же формирования психолого-педагогической компетентности родителей,
Задачи инновационного проекта :
1. Осуществить поэтапное внедрение интерактивных методов и информационно-коммуникационных технологий в познавательно-речевое
развитие дошкольников.
2. Обеспечить сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
3. Разработать и экспериментально апробировать модель совершенствования профессионального мастерства педагогов в сфере
познавательно – речевого развития дошкольников средствами ИКТ и
интерактивных методов
4. Обеспечить повышение психолого – педагогической компетентности
родителей путем оказания информационно – образовательных услуг.
5. Систематизировать, обновить и пополнить информационные ресурсы
образовательного процесса, в соответствии с основной общеобразовательной
программой дошкольного учреждения.
Стратегия в решении проблем:
- в развитии форм семейно-общественного взаимодействия;
- разработке и апробации интерактивных методов в формировании познавательно-речевого развития;
- существенном обновлении познавательно-речевой среды в целом.
Определение сроков работы инновационного проекта : С 1 сентября 2014 года по 30 августа 2017 года.
Этапы инновационного проекта :
Первый этап (сентябрь 2014 г. – август 2015г.). Подготовительный.
Изучение научно-методической литературы, создание организационных, нормативно-правовых, методических и кадровых условий для формирующего эксперимента.
Второй этап (сентябрь 2015 г. – август 2016 г.). Внедрения.
Проверка внедрения в практику интерактивных методов в формировании познавательно-речевого развития и информационно - коммуникационных технологий, обновление познавательно-речевой среды. Создание банка электронных обучающих ресурсов в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса (познавательное и речевое развитие).
Организация просмотра и анализа открытых мероприятий для педагогов района. Обмен опытом между участниками эксперимента в ходе работы круглых столов по обсуждению проблем, возникших в ходе эксперимента. Промежуточная диагностика уровня развития детей.
Третий этап (сентябрь 2016 г. – август 2017 г.). Обобщающий.
Систематизировать результаты инновационной деятельности. Обобщение результатов работы в форме методических рекомендаций для воспитателей. Определение эффективности проделанной работы, анализ полученных результатов. Подготовка материалов к презентации.
Форма предоставления результатов инновационного проекта :
- Публикации из инновационного опыта участников эксперимента в сборниках материалов Всероссийской научно – практической конференции.
- Участие педагогов в конкурсах регионального и Всероссийского уровня.
- Проведение районных семинаров для воспитателей, круглых столов для педагогов ДОУ.
- Создание обучающих мультимедийных презентаций для родителей и педагогов по теме.
- Функционирование страницы «Инновационная деятельность» на сайте ДОУ.
- Разработка методических рекомендаций, отчетов, рефератов и т. д.
База для работы инновационной площадки : МДОУ «ДС№2» все возрастные группы.
Критерии оценки ожидаемых результатов инновационного проекта :
Критериями проверки гипотезы будут являться данные комплексной диагностики на начальном и заключительном этапах эксперимента.
Существенная положительная динамика в уровне познавательно – речевого развития дошкольников посредством внедрения интерактивных методов и информационно – коммуникационных технологий; и в умении применять полученные знания в жизни, будет свидетельствовать о том, что гипотеза о возможности получить новый образовательный результат, подтвердилась.
Преобразование познавательно-речевой среды.
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
Диагностический инструментарий:
Для дошкольников: мониторинговые индикаторы в соответствии с определенными ФГОС ДО целевыми ориентирами.
Для педагогов: анкеты, собеседование, наблюдение, оценка ИКТ – компетентности педагога по профессиональной карте Кочегаровой Л. В.
Для родителей: анкеты, карта «Использование ИКТ средств в работе с родителями», беседа.
Прогноз негативных результатов инновационного проекта (Способы коррекции) :
1. Негативное реагирование родителей на нововведения (Система ознакомительных мероприятий и родительских собраний, психолого-педагогическая поддержка инновационного проекта);
2. Негативное отношение педагогов ДОУ к нововведениям (Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, индивидуальная работа с воспитателями и специалистами ДОУ, консультации);
3. Неэффективное использование некоторыми педагогами ДОУ ИКТ в познавательно – речевом развитии дошкольников (Повышение профессиональной компетентности педагогов через систему обучающих семинаров, курсов и консультаций).
Первый этап (сентябрь 2014 г. – август 2015г.) Подготовительный
1. На начальном этапе инновационного проекта существенное значение уделялось выявлению уровня субъективной готовности педагогов к участию в эксперименте. Обследование педагогов проводилось на основании следующих критериев:
- степени осведомлённости о проблеме (анкетирование);
- оценка ИКТ – компетентности педагога по профессиональной карте Кочегаровой Л. В. ;
- уровня развития творческого потенциала (опросник А. Н. Лука);
- доминирующей модели взаимодействия с детьми (методика В. А. Ситарова, В. Г. Маралова);
Проведё нные опросы показали: В ходе изучения творческого потенциала педагогов выяснилось, что для 100% участников характерен средний уровень, позволяющий им творчески проявлять себя при наличии мотивации. По данным диагностики модели взаимодействия с детьми, только у 30% педагогов наблюдалась выраженная личностно-ориентированная модель, для 40% характерна умеренная ориентация на личностную модель. При этом умеренная ориентация на дисциплинарную модель была у 20 педагогов, а 10% обследуемых реализовывали во взаимодействии с детьми дисциплинарную модель. В ДОУ разработана система, нацеленная на повышение компьютерной грамотности педагогов ДОУ и их профессиональной компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий в воспитательно- образовательном процессе. На начальном этапе были проанализированы анкеты. Диагностика ИКТ – компетентности педагогов показала: высокий уровень – 1 педагог (6%, средний уровень – 8 педагогов (47%, низкий уровень - 6 педагогов (35%), отсутствие показателя - у 2-х педагогов (12%).
Начальная диагностика детей показала уровень «речевого развития» - 1,9б (63%); уровень «Познавательного развития» - 2,0б (66%).
В марте 2014 года была представлена программа, исходя из задач заявленного инновационного проекта была создана инициативная группа педагогов по внедрению инновационного проекта.
2. На основании приказа отдела образования АБМР СК «Об организации инновационной работы в образовательных учреждениях» был создан Приказ «Об открытии районной инновационной площадки на базе МДОУ «ДС№2».
3. С инициативной группой участников проекта был разработан календарный план реализации инновационного проекта.
4. На первом этапе работы инновационной площадки с педагогическим коллективом проведён проблемный семинар, всем участникам инновационного проекта было поручено изучить и собрать имеющиеся источники по проблеме, научно - популярную литературу по теме, разработать перспективные планы.
5. Проведя опрос среди родителей для родителей, было получено согласие родителей на участие воспитанников в инновационном проекте.
6. Привлекли родителей воспитанников дошкольного учреждения для создания предметно-развивающей среды (силами родителей приобретена мультимедийная система, экран, телевизоры в группы, магнитофоны, магнитные доски).
7. На базе ДОУ прошёл районный семинар-практикум для воспитателей по теме: «Использование современных методик для познавательно-речевого и личностного развития ребёнка в непосредственно образовательной деятельности».
Второй этап (сентябрь 2015 г. – август 2016 г.). Внедрения.
1. Развивающая предметно-пространственная среда в МДОУ «ДС№2» обеспечивает: реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей, социально-психологические особенности детей, интересы, потребности детей. Наряду с этим осуществляется работа по эстетическому оформлению групп, где учитываются психофизиологические факторы: зрительные, слуховые, тактильные ощущения, которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами развивающей предметно – пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда в группах содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
Педагоги обновили познавательно-речевую среду в группах: календари природы, детские книги, дидактические игры, развивающие игры, атрибуты для театральной деятельности. Обновили карточки для каждого возрастного возраста с загадками, пословицами, поговорками, чистоговорками; портреты детских писателей с краткой и доступной биографией для детей; приобрели плакаты – алгоритмы.
Использование современных технологий не возможно, если нет соответствующей материально-технической базы, позволяющей применять ИКТ в работе с детьми. Это так называемые аппаратные средства ИКТ: компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор, экран; интерактивная доска; принтер и копировальные устройства; сканер; видеомагнитофон; телевизор; музыкальный центр; цифровой фотоаппарат; видеокамера; магнитофон. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и сюжеты. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, а так же развивает ребенка всесторонне.
Для улучшения материально – технической базы и успешного внедрения ФГОС из федерального бюджета были выделены средства за которые мы приобрели: мультимедийный проектор, принтер, ноутбук, видеокамеру, экран, игровые наборы, интерактивные игрушки, 2 глобуса.
На данный момент в дошкольном учреждении приобретены и применяются в образовательном процессе: 2 компьютера и 4 ноутбука. Кроме того 93% педагогов приобрели персональные ноутбуки, которые применяют в процессе образовательной деятельности. 5 принтеров - сканеров – ксероксов, 2 из которых цветные. 2 мультимедийных проектора. 2 экрана для мультимедийных проекторов. 3 телевизора с USB каналами, позволяющий транслировать информацию с USB карт, ноутбуков. 2 музыкальных центра. 1 цифровая видеокамера. 1 цифровой фотоаппарат.
Свободный доступ к сети интернет. Создано единое информационное пространство WI – FI. Имеется электронная почта. Функционирует сайт ДОУ.
2. В ДОУ разработана система, нацеленная на повышение компьютерной грамотности педагогов ДОУ и их профессиональной компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий в воспитательно - образовательном процессе. На начальном этапе были проанализированы анкеты. Диагностика ИКТ – компетентности педагогов показала: высокий уровень – 1 педагог (6%, средний уровень – 8 педагогов (47%, низкий уровень - 6 педагогов (35%), отсутствие показателя - у 2-х педагогов (12%). Многие педагоги испытывают трудности в использовании ИКТ, поэтому были организованы специальные обучающие семинары с целью углубленного погружения в тему, совершенствование умений и навыков: «Microsoft Word», «Microsoft Power Point – средство создания презентаций», «Microsoft Publisher», «Интернет». Музыкальный руководитель провела мастер-классы на темы: «Составление таблиц в ХL» (Для составления графиков и диаграмм, обработки результатов диагностических исследований, «Работа с программой «Видео-мастер» (Использование различных графических редакторов и программ (WinRaR, Pinnacle Studio Plus, Windows Movie Maker, Adobe Photoshop CS3, Microsoft Office) для обработки видеоматериалов, позволяющих презентабельно оформить наглядный материал к различным мероприятиям, проводимым в ДОУ, брошюры, буклеты и информационные стенды). В течение учебного года ведётся индивидуальная работа по запросам педагогов.
3. Создание банка электронных обучающих ресурсов в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса (познавательно – речевое развитие).
Педагоги сделали подборку презентаций к каждому занятию в соответствии с комплексно-тематическим планированием по познавательному и речевому развитию, сенсорному воспитанию дошкольников для каждого возрастного возраста, пополнили фонд справочных пособий и информационных материалов DWD дисками с обучающими презентациями и играми.
С целью систематизации и классификации компьютерных дидактических и методических материалов мы создали медиатеку – собрание образовательных и игровых ресурсов, в том числе и авторские мультимедийные пособия. Компьютерные программы и интерактивные игры, аудиозаписи, видеоролики, презентации представляют собой единый программно-методический комплекс, поддерживающий развивающий процесс на различных этапах обучения.
Педагог-психолог и учитель-логопед только формируют медиотеку информационных ресурсов, компьютерных игр и программ, которые используют в коррекционной работе с дошкольниками. Планируется подготовить презентации по всем лексическим темам, для внедрения в практику обучающих компьютерных игр. Планируется разработать систему работы по коррекции с применением ИКТ. Коррекционно-развивающая работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях, предполагает не только коррекцию, но и развитие всех сторон речи и основных психических процессов. Специально подобранные компьютерные игры и упражнения, презентации и слайд-шоу, аудио и видеозаписи позволят учителю-логопеду и педагогу-психологу поддерживать устойчивый интерес детей дошкольного возраста к специализированным занятиям.
4. Проверка внедрения в практику интерактивных методов в формировании познавательно-речевого развития и информационно - коммуникационных технологий.
Коллектив наших педагогов и специалистов активно внедряют современные технологии: технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения, игровые технологии, компьютерные технологии, альтернативные технологии. Особое внимание мы уделяем познавательно-речевому развитию в интеграции с другими образовательными областями, используя такие методы и методики как: моделирование, основанное на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками; синквейн, приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему; мнемотехнику - систему методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи, при помощи готовых схем, которые можно изменять и совершенствовать по-своему.
В целях обогащения детского познавательного, эстетического и социального опыта посредством компьютерных технологий, развития познавательных процессов, формирования основ компьютерной культуры осуществляется реализация плана поэтапной интеграции ИКТ в познавательно – речевое развитие дошкольников. Для формирования интереса у дошкольников к предстоящей деятельности на компьютере, педагогами проводятся занятия в ИКТ уголке, включающие в себя экскурсии в сопровождении игрушечного персонажа, который помогает создать эмоционально положительную атмосферу. Под их руководством дети знакомятся с компьютером, клавиатурой, мышью, наблюдают за движением курсора по экрану монитора. Для преодоления страха перед техникой организуются совместные со взрослым освоения некоторых действий, пошаговое выполнение команд, знакомство с некоторыми программами.
В рамках Педагогического совета: «Роль детской книги в речевом развитии детей» в марте 2015 года прошли открытые занятия по развитию речи «Где живут сказки?». В рамках Методической недели: «Организация единого познавательно-речевого режима в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» прошли открытые занятия по развитию речи «Использование современных методик для речевого развития ребёнка».
5. Организация просмотра и анализа открытых мероприятий для педагогов района. Обмен опытом между участниками эксперимента в ходе работы круглых столов по обсуждению проблем, возникших в ходе эксперимента.
6. Промежуточная диагностика уровня речевого развития показала: Уровень «Речевого развития» 67% и «Познавательного развития» 68%.
Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию.
7. Для родителей, впервые пришедших в учреждение, на первом дне открытых дверей предлагается просмотр презентации по образовательным программам, используемым в ДОУ, по организации работы в группах, о кружковой и инновационной деятельности. Педагогами ДОУ оформляются информационные буклеты, визитная карточка учреждения, материалы по различным направлениям деятельности, создана медиатека, которая представляют интерес для родителей. ИКТ активно используются на групповых родительских собраниях, беседах, консультациях в течение всего учебного года нами. На сайте дошкольного учреждения функционируют странички «Для вас, родители!». Размещенная информация позволяет познакомиться с актуальными вопросами в области воспитания, образования и развития детей. Страничка «Новости» представляет фотоматериалы о жизни дошкольного учреждения.
8. Реализация данного проекта позволила выделить существующий в нашем дошкольном учреждении ряд противоречий и проблем. С одной стороны, заметен интерес педагогов и родителей к применению компьютерных ресурсов в развитии детей и, можно отметить, внедрение в образовательный процесс ДОУ разнообразных электронных продуктов для дошкольников (компьютерных игр, видовых фильмов и дидактических электронных материалов). С другой - отсутствие материальных средств не позволяет нам оборудовать компьютерный кабинет в соответствии с нормативными требованиями, создать полный и разнообразный фонд электронных материалов. Медиапродукты, используемые педагогами ориентированы на достаточно широкую возрастную группу и как следствие - многие из них сложны для освоения детьми дошкольного возраста, поэтому приходится каждый медиа - продукт обработать, сократить и подогнать под данный возраст.
Третий этап (сентябрь 2016 г. – август 2017 г.). Обобщающий.
1. С начала учебного года мы начали систематизировать свои результаты инновационной деятельности, хотя мы сразу это делали на каждом этапе: оформили соответствующую документацию, планы работы с детьми, разработали конспекты занятий, оформлены консультации, рекомендации и памятки, как для родителей, так и для педагогов.
2. Обобщили результаты работы в форме методических рекомендаций для воспитателей.
3. Определили эффективность проделанной работы, анализ полученных результатов. Критериями проверки гипотезы явились данные комплексной диагностики на начальном и заключительном этапах эксперимента. Мы видим существенную положительную динамику уровня познавательно – речевого развития дошкольников посредством внедрения интерактивных методов и информационно – коммуникационных технологий; и надеемся в умении детей применять полученные знания в жизни.
4. Сделали презентацию, которую разместили на странице «Инновационная деятельность» на сайте ДОУ.
5. Естественно произошло существенное преобразование познавательно-речевой среды.
6. Конечно мы столкнулись с некоторыми трудностями, которые мы прогнозировали на начальном этапе инновационной деятельности и негативными результатами инновационного проекта, но мы смогли найти способы коррекции:
- на негативное реагирование родителей на нововведения - мы разработали систему ознакомительных мероприятий и родительских собраний, психолого-педагогическую поддержку родителей инновационного проекта;
- на негативное отношение педагогов ДОУ к нововведениям – наши специалисты проводили индивидуальную работу с воспитателями, консультации и психолого-педагогическое сопровождение педагогов;
- на неэффективное использование некоторыми педагогами ДОУ ИКТ в познавательно – речевом развитии дошкольников - мы подошли через систему обучающих семинаров, курсов и консультаций. Все педагоги и специалисты прошли курсы по ФГОС ДО, прошли переподготовку, кому это требовалось.
ВЫВОД: Глядя на результаты проделанной работы, с уверенность можно отметить, что проведенная работа на данном этапе способствовала:
- повышению профессионального уровня педагогов, стремлению искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлению творческих способностей;
- повышению интереса детей к обучению, качества усвоения программного материала детьми, активизации познавательной деятельности;
- повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности ДОУ, сотрудничеству родителей и ДОУ.