Ирина Федоровна Козлова
История становления теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подъем русской науки и культуры, педагогики, анатомии и медицины способствовал дальнейшему развитию научно-педагогических основ физического воспитания. Так, русский просветитель Н. И. Новиков (1744—1818) в последней четверти XVIH в. в педагогических сочинениях рассматривал три составные части воспитания : физическое, нравственное и умственное. Попечение о своем теле он считал главной из всех забот.
Публикация «История становления теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Русский писатель А. Н. Радищев (1749—1802) придавал большое значение физическому воспитанию детей. Он считал, что укрепление телесных сил благодаря упражнениям способствует здоровью.
Значительное внимание вопросам физического воспитания уделял известный русский хирург Н. И. Пирогов (1810—1881). Особая его заслуга в том, что в ряде своих работ он впервые говорит о необходимости применения в школах научно обоснованной системы физического воспитания, которой тогда в России не существовало.
Много внимания уделил этому вопросу выдающийся педагог К. Д. Ушинский (1824—1870/71). Ему принадлежит приоритет в совершенно новом подходе к проблеме образования и воспитания человека. К. Д. Ушинский считал, что процессу образования и воспитания человека должно предшествовать всестороннее его изучение. Педагогический процесс должен постоянно базироваться на знании физиологии и психологии ребенка. Педагог, не знающий этих дисциплин, не может правильно осуществлять сложный процесс воспитания.
Особая роль в пропаганде подвижных игр в физическом воспитании принадлежит педагогам Е. А. Покровскому (1838 — 1895, П. Ф. Каптереву (1849 — 1922, которые рассматривали подвижную игру как эффективное средство разностороннего воспитания ребенка.
Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес русский педагог, анатом и врач П. Ф. Лесгафт (1837—1909). Его творческая научная деятельность относится к концу XIX — началу XX в. Он является признанным основоположником научной системы физического воспитания в России.
Е. А. Аркин (1873—1948, профессор, действительный член Академии педагогических наук, доктор педагогических наук, врач-гигиенист. Е. А. Аркин в доступной форме знакомил дошкольных работников с основными закономерностями высшей нервной деятельности, выявленными И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, режимом дня, организацией жизни ребенка, указывал на важность взаимодействия детского сада и семьи. Его фундаментальный труд «Дошкольный возраст» не утратил своего значения до настоящего времени.
А. В. Кенеман (1896—1987). Она начала работу преподавателя МГПИ, имея за плечами огромный опыт педагогической работы с детьми. На базе новейших исследований в области педагогики и психологии А. В. Кенеман разрабатывает научную основу и значительно углубляет методические подходы к физическому воспитанию. Благодаря ее изысканиям в 1968 г. значительно расширяется объем курса «Гимнастика и подвижные игры» и его переименовывают в «Теорию и методику физического воспитания детей дошкольного возраста».