Лучший педагог года

История русской духовной музыки

Наталия Романова
История русской духовной музыки

История русской духовной музыки

Ситуация, сложившаяся в современной системе российского образования, побуждает искать новых путей решения проблемы нравственного воспитания детей. Среди многочисленных средств воспитания особенное значение имеет воспитание средствами искусства, в частности, музыкальное воспитание, способствующее передачи духовного опыта поколений через особое состояние благоговения, облагораживающее и очищающее душу.

Публикация «История русской духовной музыки» размещена в разделах

Однако, на практике обучение музыке зачастую дает печальные результаты: утрачивается интерес к высокому искусству, и неокрепшее сознание юных оказывается в плену массовой антикультуры, которая резко деформирует внутренний мир, разлагая человека, уводит в бездну бездуховного существования. Это происходит, прежде всего, потому, что обучение музыке отторгнуто как от направленного воспитания, так и от восприятия духовного содержания самой музыки. Ориентация на знания, профессионализм без духовной базы и духовных идеалов низводит музыкальное обучение на уровне прикладного ремесла, утаивая – сознательно или нечаянно – истинное значение музыки.

Одним из путей преодоления подобного искажения, несомненно, является обращение к духовной музыке в силу открытости и ясности ее нравственной направленности.

Исторический путь развития православной духовной музыки показывает, что не только богослужебный текст, но и ее внутренняя ладовая и мелодическая структура является глубоко продуманной системой благотворного воздействия на внутренний мир человека.

Стиль церковного пения уже первые века обосновывался с нравственных позиций. Климент Александрийский обращает внимание на отличие христианского богослужения от европейского и языческого в музыкальном отношении : «Мы для прославления Бога единственно пользуемся мирным словом, и уже не пользуемся ни древнею псалтирью, ни трубою, ни тимпаном, ни флейтою».

Таким образом, духовная христианская музыка изначально ставила своей задачей прямое влияние на нравственность верующих. Выводы о возможности подобного влияния делались, исходя прямо из жизненных наблюдений, и не удивительно, что современные исследователи закономерностей психологического воздействия музыки на человека эти выводы подтверждают.

Особенность духовной музыки в том, что в ней всегда нравственность главенствует над эстетикой. В этом главная сила и главная трудность ее восприятия.

По утверждению Зеньковского, и сама «задача воспитания заключается в превращении извне приходящего материала во внутренне обусловленные силы и движения души, которые должны стать необходимыми для личности» [7, С. 28]. Поэтому для того, чтобы с помощью музыки хотя бы выйти на путь действительного преображения сердца, необходимо, чтобы в самой музыке было заложено нечто помогающее превратить ее как чисто внешнее для личности явление во внутреннее. Такой потенциал у духовной музыки есть благодаря тому, что ее понимание требует от слушателя усилия, произвольного движения на встречу.

Духовная музыка представляется тем пластом музыкального творчества, при помощи которого возможно действенное решение многих воспитательных задач. Изначальная обращенность духовной музыки к человеческой душе, глубокая нравственность религиозных заповедей, возвышенная красота обрядов и ритуалов – все эти качества христианской культуры и по сей день не утратили своей огромной воспитательной ценности, несмотря на многолетние запреты и гонения.

Возможно, в силу перечисленных свойств, столь близких духовной природе человека с ее вечным стремлением к гармонии, люди любого возраста обнаруживают отзывчивость и понимание христианских идей, веру в их воспитательное и очищающее воздействие. Разумеется, огромную роль здесь играет искусство – в том числе музыкальное, сумевшее поднять этическое значение религии на большую высоту.

Необходимо, чтобы ребенок вошел в ситуацию звучания песнопений, а именно:

• можно вспомнить какие-либо бытовые жизненные ситуации, психологические состояния, страницы истории;

• рассказать о том или ином христианском образе и далее прослушать музык, ему посвященную;

• прочитать отрывки из Библии с дальнейшим прослушиванием музыки;

показать изобразительный ряд: архитектура – и музыка, звучащая в храма, иконы – и музыка, соответствующая им по образу и содержанию,

• рассказать о церковном календаре, праздниках и праздничных песнопениях;

• рассказать об авторах духовной музыки.

Возможны и другие подходы к раскрытию содержания музыки, которые могут возникнуть в процессе подготовки к уроку.

Основополагающим должен стать принцип параллельности между религиозно-духовной музыкой и русской классикой, между духовной музыкой и народным творчеством. Этот принцип вытекает из культурологического подхода к духовной музыке, особенностей ее исторического развития : она является частью отечественной музыкальной культуры; народное, религиозное и светское направления не только существовали параллельно, но и взаимодействовали друг с другом. Принцип параллельности реализуется через показ религиозно-духовной музыки и близких ей духовных образов в русской классике или народном творчестве.

Такое построение образовательного курса позволит знакомить детей с церковной музыкой на фоне широкой, многоохватной жизненной панорамы, давая представления о разных сторонах жизни народа, его быта и культуры. Возможно, для одних детей ближе и понятнее окажутся духовные образы в русской опере, для других – в народном духовном стихе, для третьих – сама церковная музыка в ее изначальном звучании.

В русских операх колокольные звоны, молитвы и другие песнопения представлены в бытовой или исторической обстановке. Они наполнены конкретным смыслом, жизненным содержанием: о спасении Китежа молитва Феврония, о прощении своего преступления молится перед смертью царь Борис, колокольные звоны отмечают праздничные и горестные события и т. д. таким образом, принцип параллельности даст возможность учащимся лучше понять место церковной культуры в жизни человека, а педагогу – опереться на знания учащихся по истории и литературе («Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Хованщина» и т. д.).

Можно сопоставлять оригинальные церковные колокольные звоны с художественным воплощением звонов в операх «Ивана Сусанина», «Князь Игорь» и других произведениях.

Принцип параллельности можно реализовать через сопоставление фрагментов из духовных произведений западноевропейских композиторов (И. Бах, В. Моцарт и др.) и русской церковной музыки.

Духовная музыка и русская классика. В основе приема – сопоставление духовных образов в светских произведениях и собственно церковной музыки. Педагог знакомит детей с церковной музыкой, затем показывает близкий по образу пример из светского музыкального произведения. Так, песнопение «Многая лета» удачно сравнивается с заключительным хором «Славься» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин», например в жанре «многолетий». При сравнении подчеркивается их образная, эмоциональная, интонационная общность.

Возможно «движение» в иной последовательности: например, сначала происходит знакомство с двумя пьесами из «Детского альбома» П. Чайковского («Утренняя молитва», «В церкви», а затем прослушиваются хоры из утренней и вечерней служб. Первую пьесу – «Утренняя молитва» - можно сопоставить с хором, звучащим во время утренней службы, литургии (например, «Благослови, душе моя, господи», последнюю пьесу цикла – «В церкви» - сопоставить с хором из вечерней службы, например «Свете тихий». Таким образом, произведение классической музыки помогает войти в образный строй церковных песнопений.

Анализ психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы позволили сделать следующие выводы:

• восприятие музыки зависит от общего и музыкального развития.

• последовательное формирование восприятия музыки, доступное уровню развития детей – основа эмоционально-осознанного восприятия.

• восприятие музыкальных образов происходит в результате своеобразной творческой деятельности слушателя, так как включает его собственный опыт.

Дмитрий Кабалевский в своей педагогической деятельности поощрял самостоятельные суждения о музыке. Он даже в ошибочных суждениях учил находить «рациональное зерно». Знания, умения, навыки способствуют более грамотному восприятию музыкального произведения, развивают музыкальный вкус и обогащают восприятие и отзывчивость на явления окружающей жизни.

Грамотное и целенаправленное использование приемов и методов развития музыкального восприятия на занятиях, делает процесс доступным и эффективным. «Восприятие – усвоение – переработка – развитие – новое созидание – такова примерно «прогрессия» звеньев психологического роста от первого касания человека к искусству до формирования из того же человека художественного просвещенной личности и – в особо благоприятных случаях – самостоятельного творца, художника.»

Публикации по теме:

История возникновения и развития музыкотерапии как науки о лечебных свойствах музыки ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ КАК НАУКИ О ЛЕЧЕБНЫХ СВОЙСТВАХ МУЗЫКИ. «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.

Конспект доминантного занятия по восприятию музыки «В мире музыки» с детьми подготовительной группыКонспект доминантного занятия по восприятию музыки «В мире музыки» с детьми подготовительной группы «В МИРЕ МУЗЫКИ» ХОД ЗАНЯТИЯ. Дети вбегают в зал под музыку «ВАЛЬС ЦВЕТОВ» П. И. ЧАЙКОВСКОГО. М. Р. Ребята, я очень рада встречи с вами. Посмотрите.

Конспект открытого логопедического занятия «История русской матрешки» в подготовительной группе с ОНР III Цель: продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством, с русской народной игрушкой. Задачи. Коррекционно-образовательные.

Лэпбук «Мир музыки»Лэпбук «Мир музыки» Лэпбук «Мир музыки» Папка-лэпбук "Мир музыки" для детей подготовительной группы. Он может использоваться в групповой и индивидуальной работе.

НОД по краеведению «В гостях у Хозяюшки. История русской печки» в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия по краеведению с элементами продуктивной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «В гостях.

Сценарий кукольного спектакля «Огородная история» по мотивам русских народных сказок Действующие лица: кошка Мурка, внучка Маша, дед, баба, ворона, ежик, мышка. Декорации. На сцене ширма с домиком, огород с овощами: репкой,.

Приобщение детей к русской культуре через знакомство с русской народной игрушкой Приобщение детей к русской культуре через знакомство с народной игрушкой Цель : воспитание любви к народной культуре, знакомство дошкольников.

«Путешествие в музыку Эдварда Грига» — конспект занятия из цикла занятий по слушанию музыки «В гостях у Феи Музыки» Путешествие в музыку Эдварда Грига (конспект из цикла занятий по слушанию музыки с использованием мультимедиа аппаратуры «В гостях у Феи.

Роль русской народной музыки в развитии и формировании дошкольника Роль русской народной песни в формировании и развитии дошкольника на музыкальных занятиях в ДОУ. На протяжении всего периода посещения ребёнком.

Сценарий детско-родительской конференции «История костюма — история и культура страны»Сценарий детско-родительской конференции «История костюма — история и культура страны» Предлагаю Вам сценарий детско-родительской конференции «История костюма – история и культура страны». В подготовке и проведении конференции.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
История русской духовной музыки
Опубликовано: 17 сентября 2019 в 20:11
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД