Инна Владимировна Попова
История развития образования на Белгородчине
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим показателем уровня культурного развитие общества является грамотность населения. Хотя Белгородчина и расположена в центральном регионе страны, но в деле просвещения долгое время оставалась окраиной, к тому же удалённой от губернских центров. Сказывалось и отсутствие на её территории крупных городов, как очагов просвещения. Правительственная политика в области просвещения носила сословный характер. Каждое сословие делилось на группы. Дворянство, например, на потомственное и личное, купцы на 3 гильдии. Среди дворян преобладало домашнее образование, после которого их определяли в гимназии, военные учебные заведения а также в лицей и даже в университеты. Некоторые богатые помещики обучали наиболее способных детей своих крепостных и даже посылали за границу, чтобы иметь своих артистов, художников, композиторов для крепостных театров, а также агрономов и других специалистов для управления имениями. Остальные сословия обучали своих детей в школьных учебных заведениях.
Публикация «История развития образования на Белгородчине» размещена в разделах
Первое учебное заведение в нашем крае упоминается ещё в 1716 году и относится к разряду «цыфирных школ», созданных Петром Великим. В то время Белгород находился на переднем крае преобразований молодой Российской империи, и для строительства нового государства требовались грамотные специалисты. Важность духовного воспитания не подвергалась сомнению и с целью просвещения народа и подготовки кадров священнослужителей в 1722 году епископом Белгородским и Обоянским Епифанием Тихорским при архиерейском доме открывается славяно-российская школа, переименованная впоследствии, в 1737 году, в славяно-латинскую.
Век девятнадцатый принёс новые веяния, и наряду с духовными начали создаваться светские учебные заведения. В 1-ой половине XIX в. в культурном развитии Белгородчины, как и всей России, произошли глубокие изменения. Прогрессивные изменения - результат эволюции экономики и общественно политических отношений. Общественная мысль и общественное движение воздействовали на политику правительства, побуждали его действовать в соответствии с объективными законами развития общества, его экономики и культуры. Экономика и культура Белгородчины продвинулись немного вперед по сравнению с дореформенными временами. Главными факторами, сдерживающими развитие Белгородчины, как и всей России являлось малоземелье крестьян, общинно надельная система землевладения и землепользования, самодержавная форма правления, сдерживающая и охраняющая эту систему.
Государственные или министерские школы открывали преимущественно в уездных городах - уездные и церковно-приходские училища с небольшим числом детей. Валуйское училище открыто в 1816 г. Бирюченское - в 1820 г. ; в 1857 г. в них обучалось 51 и 39 учеников. Грамотность населения оставалась низкой, особенно среди крепостного крестьянства.
Развитие школьного образования отставало от растущих потребностей населения. Школы не могли принять всех желающих учиться.
С 1-ой половины XIX века в слободе Шебекинской хозяйничают помещики Ребиндеры, обрусевшие иноземцы. Они захватили лучшие земельные участки, увеличив владения с 4600 до 8800 десятин. В это время стала создаваться сеть специальных учебных заведений по профессиональной подготовке детей и подростков на Белгородчине. Низшие сельхозшколы стали открывать владельцы экономий - А. В. Ребиндер в Шебекино, В. Г. Петин в Новооскольском уезде; М. А. Перроте в Корочанском и др. В таких школах обучали детей с 13 - 14 летнего возраста, преимущественно из крестьянских семей. Школьники сочетали обучение с производственным трудом на полях и предприятиях. Они овладевали навыками земледелия, животноводства, садоводства, а также специальностями машиниста, слесаря и др. Специализация по профессиям была и в самих учебных заведениях, но были и школы определенного профиля, садоводческие например. Во время проведения полевых работ учащиеся этих заведений трудились на полях, за что получали плату. Летом рабочий день для них начинался обычно с 6 часов и продолжался до 16 - 18 ч. С двух часовым перерывом на обед. Фактически, продолжительность рабочего дня была 8 - 10 часов. Обучение специальности продолжалось 3 года. Во время полевых работ учащиеся 1-ого года получали 5 - 7 копеек в день, на последнем году обучения - 20 - 25 копеек, на хозяйском питании. Но была и более высокая плата. 60 учеников Марьинской школы в имении Ребиндеров получали за рабочий день 32 копейки, а зимой (работали до полудня) по 16 копеек. В зимнее время ученики изучали теоретические основы своей специальности и общеобразовательные предметы, трудились в мастерских. Среднемесячная зарплата составляла 6 руб., - обычная для постоянного неквалифицированного рабочего в этом имении на хоз. питании. По окончании школы около половины выпускников Ребиндеры оставляли в своём имении, устанавливая им довольно высокую плату - не менее 15 рублей в месяц. Остальных выпускников направляли в другие имения, получая за них плату, которая расходы на обучение с прибылью.
Наиболее значимым событием второй половины XIX столетия стало открытие в 1876 году в Белгороде учительского института, девятого учреждения такого рода в России. В Белгороде с 1871 года имелась учительская семинария, осуществлявшая подготовку учителей для начальных училищ, и открытие нового профессионального педагогического института говорит о возросшей потребности в квалифицированных учительских кадрах. В городах Белгородчины действовали мужские и женские гимназии, уездные, городские, начальные, реальные, духовные, приходские, епархиальные училища. Имелись и частные учебные заведения: женские гимназии Федченко-Якубович и Коротковой, профессиональная ремесленная школа Щербаненко, ремесленная школа Мироновой, подготовительное училище Пономаревой, другие.
Важную роль в образовании на Белгородчине играли земские школы, значительное количество которых возникло в последней трети XIX века. Однако и это не дало возможности всем желающим получить даже начальное образование. Свой вклад в просвещение народа вносили существовавшие при храмах церковно-приходские школы. В 1914/1915 учебном году на территории современной Белгородской области имелось 1486 школ, из них 1462 начальные, 10 семилетних и 14 средних. В городах насчитывалось 99 школ, в селах — 1387. В них обучалось 107 тысяч учащихся и работало 2815 учителей.
С приходом Советской власти главной задачей органов образования стала ликвидация неграмотности населения. 1 октября 1920 года создана губернская чрезвычайная комиссия, а на местах — уездные комиссии по ликвидации неграмотности. В Курской губернии, в которую входил в первой половине XX века Белгородский край, ликбезом занимались два педагогических института и четыре техникума. В Короче и Старом Осколе работали кратковременные педагогические курсы. В итоге, в 1930-е годы был осуществлен переход ко всеобщему начальному образованию.
Небывалые трудности выпали на долю народного образования в годы Великой Отечественной войны. Многие учителя ушли на фронт. На их место пришли выпускники школ, имевшие среднее или неполное среднее образование. И даже в этих тяжелейших условиях образование выжило. На освобожденных от фашистской оккупации территориях дети снова садились за парты и продолжали учебу. Демобилизованные после войны учителя возвращались в школы. Все это дало возможность в послевоенные годы продолжить работу по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию.
Новый этап в развитии образования начался в 1954 году, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Белгородская область. В 1954 году в области насчитывалось 1614 школ, 1022 из которых были начальными и только 102 — средними, остальные — семи- и восьмилетними. Имелись также учительский институт, строительный и индустриальный техникумы, три сельскохозяйственных техникума, три педагогических, три медицинских и девять профессионально-технических училищ.
Нелегкие годы становления образования в Белгородской области ознаменовались интенсивным строительством новых школ. Об этом достаточно красноречиво свидетельствуют такие цифры. Если до 1954 года в городе Белгороде было всего 9 школ на 3 тысячи мест, то к концу 1950-х годов уже насчитывалось 18 на 10 тысяч школьников, а еще через десять лет в Белгороде действовало 29 школ, в которых обучалось свыше 21 тысячи учащихся и работало около 1200 учителей. Сложнее складывалась обстановка в сельской местности. В 1950-х и даже в первой половине 1960-х годов в деревнях и селах большое количество школ размещалось в неприспособленных зданиях дореволюционной постройки. Часто школами служили крестьянские хаты с земляными полами, камышитовыми крышами и печным отоплением. Вот тогда-то и родилась у руководства области идея инициативного строительства школ. Новшество заключалось в том, что начиналось строительство школ за счет колхозов, а тем колхозам, которые были не в состоянии завершить строительство, выделялись бюджетные средства. Благодаря новому методу совместного строительства во многих населенных пунктах выросли прекрасные, просторные и светлые школы-новостройки. За 1954-1959 годы методом инициативного строительства в колхозах было построено 257 школ и школьных мастерских, 275 детских садов и яслей. В первой половине 1960-х годов были сданы в эксплуатацию ещё 51 средняя школа, в том числе 34 сельские. Школы области получили дополнительно новые здания на 84 тысячи ученических мест, из них 53,7 тысячи мест пришлось на сельские школы. В результате около 90 процентов школ были переведены на односменные занятия, а в Валуйском, Корочанском и Ровеньском районах эта проблема была решена полостью.
В Белгороде создаются областные структуры образования. В 1955 году начальником областного отдела народного образования был назначен опытный педагог Василий Матвеевич Гайдуков (1919-1975). Ровно два десятилетия, до последнего дня своей жизни возглавлял он белгородское учительство. За заслуги перед Родиной Василий Матвеевич был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями.
Уже в первый год существования области гостеприимно раскрыл двери Белгородский областной институт усовершенствования учителей. Сотрудники института внедряли в практику новейшие достижения педагогической науки, разрабатывали для школ методические рекомендации по улучшению качества учебно-воспитательной работы.
В 1957 году из Старого Оскола в областной центр был возвращён педагогический институт, эвакуированный в годы войны. Он разместился в здании бывшей мужской гимназии по улице Коммунистической, ныне Преображенской. Сегодня этот памятник архитектуры отреставрирован и в нём находится социально-теологический факультет Белгородского государственного университета. В ту пору в институте было всего два факультета: филологический и физико-математический. Филологический факультет готовил учителей русского языка и литературы, а также иностранных языков. На обоих факультетах обучалось 960 студентов. В связи с объявленной программой политехнического образования будущие учителя физико-математического факультета проходили практику не только в лабораториях института, но и на котельном заводе, ныне «Энергомаш». Все выпускники этого факультета за время учебы в институте овладевали профессиями водителя и тракториста, приобретали навыки столярного и слесарного дела.